Ни для кого ни секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru запускает рубрику «Обзор ТЭК», в которой вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, мы будем в еженедельном формате рассказывать читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Экохайп от общественников
Общественный совет Минприроды РФ разработал проект по улучшению экологической ситуации в Арктике. В частности, предлагается перевести предприятия, работающие в Арктической зоне, с нефтепродуктов (дизельного топлива, бензина и керосина) на сжиженный природный газ (СПГ).
Замглавы Общественного совета Александр Закондырин заявил, что вопрос выделения средств еще не решен. По его словам, речь может идти как о государственной программе, так и о финансировании со стороны самих компаний. Пресс-служба Минприроды РФ рассказали, что уже изучают предложения, при этом, как отмечают представители ведомства, «необходимо аккуратно подходить к ограничениям, учитывать существующую инфраструктуру и мощности в регионах». Также инициативу положительно оценили в Минвостокразвития, хотя и подчеркнули, что «говорить о конкретных сроках реализации пока рано».
Политики осторожны в высказываниях, что и понятно. Во-первых, эксперты уже высказали свои соображения по поводу целесообразности инициативы: здесь и дороговизна перевода (по разным оценкам от 200 до 500 млрд рублей), и ненадежность самого топлива, что в условиях Арктики порой смерти подобно в прямом смысле. Во-вторых (и, пожалуй, самое главное) – захочет ли крупный бизнес, основной «бенефициар арктических территорий» и по совместительству крупнейший налогоплательщик, переходить на СПГ, особенно когда речь идет о топливе для танкеров? Скорее всего нет.
В конце 2019 года у «Новатэка» было зафрахтовано 13 танкеров класса arc7, у «Газпромнефти» – 10. Все они на дизельном топливе, и в последние годы успешно работают в ямальской Арктике, в акватории Обской губы – пока единственном Арктическом районе России с внятными геологическими и извлекаемыми запасами углеводородов, а также с инфраструктурой.
После аварии в Норильске многие хотят ловить хайп на экологической теме. Отдельные личности видят в такой инициативе и стимул для развития отечественного судостроения (привет дальневосточным, а скорее – китайским и корейским судостроителям). Однако, думается, что ни Михельсон, ни Дюков, на это не пойдут. Если инициатива и трансформируется в какой-нибудь закон или поправку, то для «Новатэка» и «Газпромнефти» всегда сделают исключение. Так дешевле для всех получится. Кстати, само по себе нефтяное топливо не опаснее СПГ, если им правильно пользоваться, соблюдать все меры безопасности и постоянно совершенствовать систему защиты от внештатных ситуаций.
Кто купит газ «Новатэка»?
Компания «Новатэк» начала добычу на Северо-Русском кластере (ЯНАО). Как отмечают в пресс-службе, совокупный уровень добычи данных месторождений составляет 7,7 млрд куб. м природного газа и 1 млн т газового конденсата в год.
С технической точки зрения все логично – разработка залежей на территории, где уже есть и инфраструктура, и персонал. Любопытно другое: комментируя новость председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон заявил, что «добываемый на Северо-Русском кластере природный газ предназначен для реализации на внутреннем рынке, который в последние месяцы продемонстрировал высокий уровень стабильности по сравнению с мировыми рынками».
Как отмечали эксперты, пик спроса на газ на внутреннем рынке России был пройден в 2011 году: начиная с этого момента его потребление снизилось на 20 млрд м3. По мнению специалистов такая динамика объясняется медленным повышением потребности в электроэнергии и сокращением спроса на тепло, в том числе за счет роста энергоэффективности. Потребление в сегменте «газомоторное топливо» в стране составляет незначительные 0,1% от общего спроса.
Даже до «коронокрризиса» эксперты видели только один перспективный сегмент потребления газа в России – газохимия, поскольку низкие внутренние цены на сырье могут обеспечить газохимическим компаниям высококонкурентные позиции на мировых рынках. Видимо, Леонид Викторович в очередной раз продемонстрировал, что владеет некой инсайдерской информацией и каналы сбыта у «Новатэка» уже наверняка есть. Как показывает практика, «трендового чутья» господину Михельсону не занимать.
Еще раз «на фоне Норильска»
Компания «РуссНефть» была признана виновной в нелегальном использовании опасного производственного объекта в ХМАО. Речь идет о трубопроводе, которая региональная прокуратура обнаружила в ходе проверки. Трубопровод транспортирует газоводонефтяную эмульсию уже на протяжении года, однако официально в эксплуатацию введен не был. По данным арбитражного суда Москвы, эксплуатация трубопровода ставит под угрозу промышленную безопасность. Суд назначил «РуссНефти» довольно символический штраф – 500 тыс рублей. Экологи недовольны и требуют ужесточить наказание, не дожидаясь повторения «Норильской истории».
Стоит отметить, что до аварии в Норильске авариям на трубопроводах ХМАО и ЯНАО уделялось не такое пристальное внимание, однако если оставить популярную сегодня экологическую тему, ожидать угроз от трубопровода «РуссНефти» если и стоит, то с очень малой долей вероятности. Во-первых, нефтегазовые компании сами не заинтересованы в разливах, поскольку помимо экологических штрафов это прямые убытки – потеря сырья. И «РуссНефть», как и другие предприятия, всегда будет уделять пристальное внимание своим объектам. Во-вторых, в основном аварии нефтяных трубопроводов в Западной Сибири за последние 10 лет были связаны с устаревшим фондом трубопроводов – многие из них строились еще в СССР. Если учитывать, что трубе «РуссНефти», хоть и не официальной, только один год, «второго Норильска» не предвидится. Да и масштаб не тот.
Автор: Александр Жезлов
© Ирина Гордеева