Тема госдолга – это объект политических спекуляций

​Госдолг Свердловской области на 1 ноября составил 51,2 миллиарда рублей. По сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился на 3,2 %. По словам министра финансов области Галины Кулаченко, подобная ситуация на текущий момент из-за кризиса складывается во всех регионах РФ.

Госдолг Свердловской области на 1 ноября составил 51,2 миллиарда рублей. По сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился на 3,2 %. По словам министра финансов области Галины Кулаченко, подобная ситуация на текущий момент из-за кризиса складывается во всех регионах РФ. У уральского ведомства есть свой собственный план о том, как отдавать долги. Министр рассказала «УралПолит.Ru», как избежать дефолта в сложной экономической ситуации:

«Конечно, мы все живем в одном регионе, планируем свое будущее вместе с ним и имеем право знать, что влияет на нашу жизнь сегодня и сможет повлиять завтра. И это абсолютно нормально. Другое дело, когда эта тема становится объектом политических спекуляций и, как следствие, «страшилок», которые, как мне кажется, абсолютно деструктивны. При этом вы же понимаете, что взвешенная, профессиональная информация в такой ситуации никого не интересует.

Долги у региона появляются, когда расходы превышают доходы. Особенно когда это происходит в условиях замедления темпов экономического роста и связанном с ним снижении поступлений доходных источников в бюджеты всех уровней. К заимствованиям прибегают сегодня практически все регионы страны, и Свердловская область не является исключением.

Субъект РФ

Численность населения на 01.01.15 тыс. чел.

Объем государственного долга (млрд. руб.)

Долговая нагрузка (%)

Размер гос.долга на душу населения (тыс.руб.)

01.01.15

01.10.15

01.01.15

01.10.15

1.

Краснодарский край

5453,3

136,3

139,0

92,7

86,6

25,5

2.

Республика Татарстан

3855,0

93,2

90,5

61,8

61,7

23,5

3.

Красноярский край

2858,8

68,7

85,5

59,8

57,2

29,9

4.

Самарская область

3212,7

53,3

56,0

49,2

47,2

17,4

5.

Свердловская область

4327,5

49,7

48,2

34,8

32,0

11,1

По данным из открытых источников

Объемы привлечения заемных средств и рост государственного долга регионов напрямую зависят от исполнения бюджетов как по доходам, так и по расходам. Неравномерность исполнения бюджетов в течение года отражается и на ежемесячном приросте или снижении госдолга.

На 1 ноября 2015 года государственный долг Свердловской области по сравнению с началом года увеличился на 3,2 % до уровня 51,2 млрд рублей: 37,2 млрд рублей – кредиты кредитных организаций; 11,1 млрд рублей – бюджетные кредиты; 1,3 млрд рублей – государственные гарантии; 1,6 млрд рублей – ценные бумаги. На сегодняшний день долг снижен до 50,2 млрд рублей. При этом долговая нагрузка на областной бюджет относительно начала года снижена на 0,8 %.

В рейтинге субъектов по уровню долговой нагрузки по итогам девяти месяцев, составленном агентством «РИА Рейтинг», Свердловская область занимает 21 позицию (данные по 85 регионам). По данным минфина России, суммарный объем госдолга всех регионов России в 2015 году продолжает расти. За девять месяцев он увеличился на 4 % и на начало октября текущего года составила 2,2 триллиона рублей. Причем в 12-ти регионах долговая нагрузка превышает собственные доходы бюджетов, еще в 22-х регионах уровень долговой нагрузки находится в диапазоне от 70 до 100 %. Непростая экономическая ситуация текущего года и необходимость выполнения, как правило, нарастающего к концу года объема бюджетных обязательств, приводят к увеличению объемов заимствований и, как следствие, к росту государственного долга.

В нашем регионе принят документ – постановление областного правительства, где определена долговая политика Свердловской области. Финансисты в своей работе применяют эти принципы. Есть несколько направлений, по которым мы сегодня работаем. Чтобы эффективно управлять госдолгом и сокращать расходы на его обслуживание, мы привлекаем заемные средства на короткие сроки, чтобы обеспечить покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета. Это позволило за два года сократить расходы на обслуживание долга на сумму, превышающую 2,2 млрд рублей, а также сдерживать рост долга в течение года. Чтобы снизить долю рыночных обязательств в структуре государственного долга, бюджетом Свердловской области из федерального бюджета получен кредит в сумме 5,15 миллиардов рублей.

Средства кредита в полном объеме направлены на погашение кредитов банков, привлеченных ранее в областной бюджет, процентная ставка за пользование которыми была установлена в размере 17 % и 19,9 % годовых. Годовой бюджетный эффект от замещения кредитов кредитных организаций бюджетным кредитом составил более 840 миллионов рублей.

В этом году по обращению правительства региона минфином России проведена реструктуризация задолженности Свердловской области по бюджетным кредитам, предоставленным для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения). Общая сумма этой задолженности по кредитам составляла более 2,5 млрд рублей (без учета процентов за пользование кредитными средствами), из которых около 1 млрд рублей подлежало погашению в текущем году. В связи с этим средства, запланированные на исполнение данных долговых обязательств в 2015 году, направлены на финансирование других приоритетных направлений, в том числе на объекты в городе Екатеринбурге.

Кроме того, Свердловская область активно использует механизм привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета, предоставляемых Федеральным казначейством. Это «дешевые» деньги, предоставляемые под 0,1 % на 30 календарных дней. За счет этих шагов в текущем году также достигнута экономия бюджетных средств, запланированных на обслуживание государственного долга, в объеме 1,3 миллиарда рублей.

В 2016 году будет продолжена практика привлечения кредитных ресурсов на короткие сроки, а также использования механизма «казначейского» кредита. Кроме того, будет продолжена работа с федеральным Минфином по предоставлению из федерального бюджета бюджетных кредитов, в том числе на замещение рыночных обязательств на 2016 год в пределах 3 миллиардов рублей. Что касается прогнозов, то, по сути, для снижения объемов заимствований и государственного долга необходимо сокращать дефицит бюджетов. Реального снижения государственного долга можно достичь только путем направления части полученных доходов на погашение долговых обязательств регионов, отказа от запланированных расходов, что сегодня представляется затруднительным.

Мы выполняем все предусмотренные бюджетным и региональным законодательством ограничения, поэтому признаков дефолта сегодня у нас нет».

 Ольга Балюк 

© Редакция «УралПолит.Ru»