В столице Южного Урала стартовал международный конкурс для архитекторов
Архитектурный образ столицы Южного Урала, которая борется за проведение в 2020 году статусных саммитов ШОС и БРИКС, должен кардинально измениться. В городе появятся конгресс-центр, 24 гостиницы, красивая набережная реки Миасс, а аэропорт полностью обновится. Сегодня, 4 августа, со второй попытки все-таки стартовал первый международный конкурс Archchel-2020 среди дизайнеров и архитекторов. Организаторы не скрывают своего скептического настроя, ведь сравнительно небольшие денежные вознаграждения привлекут, скорее всего, только молодых и, может, не совсем опытных специалистов, а члены жюри ждут от участников безумных футуристических идей. Подробности – в материале экспертного канала «УралПолит.Ru».
Первые разговоры о возможном проведении в Челябинске в 2020 году саммитов ШОС и БРИКС появились чуть больше года назад. О необходимости в кардинального изменения внешнего облика южноуральской столицы еще в октябре 2015 года заявил губернатор Борис Дубровский после осмотра объектов в Уфе, построенных к саммитам. После того, как встал вопрос о возведении в мегаполисе объектов и выборе их концепции, руководство региона приняло решение о проведении международного конкурса среди дизайнеров и архитекторов. Тогда ходили настойчивые слухи, что такое решение поможет челябинским властям не только выбрать лучшее из нескольких вариантов концепций, но и сэкономить на разработке архитектурных решений.
Проблема архитектурного образа столицы Южного Урала неоднократно поднималась жителями и блогерами. Не так давно на большое количество недостроев, самовольных построек и свалок обратил внимание и глава региона, потребовавший избавить от хлама историко-культурный центр города к 2019 году.
«Если бы не было объявлено о возможном проведении саммитов ШОС и БРИКС, то мы придумали бы что-то другое, так как город заждался архитектурных преобразований», – признался сегодня, 4 августа, главный архитектор Челябинска, замначальника Главного управления архитектуры и градостроительства администрации города Николай Ющенко на пресс-конференции, посвященной старту международного конкурса Archchel-2020.
Отметим, что в конкурсе, который призван изменить облик Челябинска, объявлены три номинации. Зарегистрировавшись на сайте до 29 сентября, к ноябрю все желающие могут представить свое видение облика аэропорта, набережной реки Миасс, которая протянется от Свердловского проспекта до завода оргстекла, и ансамбля конгресс-центра, который должен состоять из 50-этажной гостиницы, конгресс-холла и пресс-центра. Последний объект планируется расположить правее цирка в пойме реки Миасс. Итоги будут подведены 2 декабря, после чего самые лучшие работы выставят на голосование челябинцев. Последнее слово останется за губернатором, который и выступает заказчиком. Как объявила директор «Агентства международного сотрудничества Челябинской области» Ольга Алейникова, призовой фонд конкурса составит 7 млн рублей. Победителей в номинации «Аэропорт» ожидает вознаграждение в сумме 1,1 млн рублей, 500 тыс. рублей. и 300 тыс. рублей, «Конгресс-центр» – 1,5 млн рублей, 800 тыс. рублей и 500 тыс. рублей, «Набережная реки Миасс» – 1,3 млн рублей, 600 тыс. рублей и 400 тыс. рублей. «Суммы разные и зависят от сложности и объемов работы», – уточнила она.
Стоит заметить, что организаторы не скрывают скептического настроя, предполагая, что в конкурсе не примут участия серьезные международные архитекторские бюро из-за сравнительно небольших гонораров. «Мы не рассчитываем, что заинтересуем ведущие агентства мира, – посетовала Ольга Алейникова. – Но есть небольшие компании, где трудятся талантливые ребята, и один миллион им не помешает». Однако, ее поспешил поправить член жюри, руководитель ООО «Издательство Татлин», которое занимается выпуском архитектурных и дизайнерских изданий в Екатеринбурге и Москве, Эдуард Кубенский. Он отметил, что международный конкурс в Челябинске – это повод для практикующих архитекторов посоревноваться в концепциях. «Нет сомнений, что серьезные бюро, в том числе и европейские, примут участие. Проекты, которые впоследствии имели влияние на архитектуру, начинались на уровне конкурсов», – сказал он.
Члены жюри, общаясь с прессой, неоднократно заявляли, что от участников конкурса они ждут безумные, футуристические идеи и концепции. «Река Миасс течет практически через все районы Челябинска. Я вижу, девушка и молодой человек бегут из разных районов по набережной навстречу друг другу. А встретив друг друга в одном из кафе конгресс-центра, они влюбляются и... идут чистить реку Миасс. Мы хотим вывести челябинцев к реке. Вы же ею совсем не пользуетесь. Вот, в Париже приятно же гулять по набережной Сены», – поделился с журналистами своими мыслями Эдуард Кубенский.
Между тем, прожекторские настроения организаторов могут столкнуться с суровой челябинской реальностью. Красивая набережная может появиться на берегу фактически болота, так как у реки Миасс есть серьезные экологические проблемы. «Вместе с проектом набережной должен быть реализован проект по очистке и сужению русла реки. Правда, к 2020 году его выполнить мы не успеем», – признался Николай Ющенко. Отвечая на вопрос журналиста «УралПолит.Ru», он подчеркнул, что проект победителя конкурса, возможно, и не будет реализован, так как могут появиться проблемы с грунтом из-за специфики выбранного места в пойме, где река делает изгиб в 90 градусов. «Но это мелочи. Есть современные технологии, позволяющие обойти этот нюанс, – добавил он. – Этот участок представлял интерес для архитекторов последние 50 лет. Планировалось, что на этом месте появится главная доминанта, в которой расположится концертный зал, которого в Челябинске до сих пор нет».
Специфика челябинских объектов к саммитам заключается в двойном назначении. 50-этажная гостиница потом станет многофункциональным центром, жильем или офисами. Сам конгресс-холл – концертным залом. А в помещении пресс-центра разместиться администрация города.
Помимо строительства трех выставленных на конкурс объектов в Челябинске необходимо увеличить гостиничный фонд до 5-6 тысяч номеров. В настоящее время в городе 2,5 тысяч мест, еще планируется построить 2,3 тысячи. Правда, в апреле во время встречи с президентом Владимиром Путиным Борис Дубровский допустил неосторожность и доложил, что со строительством 19 гостиниц в городе появится 15 тысяч мест, которые потом будут переделаны под апартаменты. Наблюдатели и блогеры не упустили возможность высмеять этот ляп. «15 тысяч мест в 19 гостиницах выводит Челябинск на первое место в мире по количеству номеров на душу населения. В отеле «Рэдиссон Челябинск» сейчас около 200 номеров, то есть потребуется построить отели вместимостью порядка 70 «Рэдиссонов». Причем эти гостиницы должны быть классом не ниже «Рэдиссона», так как в них должны быть президентские номера, – написал в своем блоге политолог Александр Подопригора и добавил, что ориентировочная стоимость проекта составит 140 млрд рублей. – Учтем, что такая площадь гостиниц заведомо превосходит годовой объем ввода жилья в Челябинске. Нетрудно оценить и перспективы перевода этой площади в апартаменты стоимостью не менее 250 тысяч рублей за квадратный метр».
С его мнением не согласен помощник члена Совфеда Аркадия Чернецкого (при нем город принимал саммиты ШОС и БРИКС) Константин Пудов, заявивший, что после проведения ШОС в Екатеринбурге в 2009 году построенные объекты востребованы: «У нас ШОС провели в 2009 году, и отели, рестораны, а потом и выставочный комплекс ЭКСПО стали реальной основой новой сферы экономики – въездного, делового, выставочного туризма. Так же было в Ганновере, Милане, Бирмингеме... Теоретики из Челябинска этого шанса, похоже, для своего города не видят. Зрят в корень, а не в перспективу».
Строительство объектов к ШОС сможет сгладить на некоторое время внутриэлитные конфликты в регионе, считает политолог Александр Мельников. «Среди вероятных инвесторов называются фамилии Никитина, Рогозы, Вайнштейна, Колесникова, Карелина, Лакницкого и других известных бизнесменов. Воистину, шанс принести пользу городу, а заодно, конечно же, себе, получают все активные игроки из разных групп влияния, вне зависимости от их симпатий к властям позапрошлым, прошлым или нынешним. Таким образом, международные саммиты для Челябинска играют роль объединяющей идеи, способной если не завершить внутриэлитные войны, то поумерить пыл воевод», – написал он в своем блоге.
Как ранее писал «УралПолит.Ru», к саммитам ШОС столице Южного Урала пройдет и дорожно-транспортная реконструкция. Будет завершен еще один этап развязки Братьев Кашириных – Свободы – Труда, которая обеспечит заезд на улицу Российскую и съезд с нее, а также появятся два подземных пешеходных перехода. Первый будет находиться на пересечении улиц Братьев Кашириных и Кирова. Второй подземный переход будет построен на пересечении улиц Кирова и Труда.
Инициатива региональных властей по проведению саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году в Челябинске была поддержана на уровне руководства страны. Конкурентами южноуральской столицы за право принимать статусные мероприятия стали Казань, Сочи, Москва и Санкт-Петербург. Окончательное решение о выборе места проведения примет президент после проверки готовности объектов «облетной группы», уже побывавшей в южноуральской столице в середине декабря и сделавшей ряд замечаний. Среди основных претензий была экологическая обстановка в мегаполисе.
Фото пресс-службы губернатора Челябинской области, udg74.ru
© Анна Балабуха
Вы можете поделиться новостью в соцсетях