Челябинский хоккейный клуб «Трактор» оказался в затруднительном положении. Весной команда обещала новому президенту – главе региона Борису Дубровскому выйти в плей-офф КХЛ, но второй сезон подряд ситуация «черно-белых» выглядит удручающе.
Челябинский хоккейный клуб «Трактор» оказался в затруднительном положении. Весной команда обещала новому президенту – главе региона Борису Дубровскому выйти в плей-офф КХЛ, но второй сезон подряд ситуация «черно-белых» выглядит удручающе. Из-за чего среди болельщиков уже ползут слухи о возможном… закрытии челябинского клуба. По словам экспертов «УралПолит.Ru», нынешнее положение «Трактора» – результат системных ошибок, совершаемых руководством «черно-белых» на протяжении нескольких лет. Впрочем, у челябинцев еще есть шанс покорить олимп Континентальной хоккейной лиги. Подробности – в материале экспертного канала.
Старт сезона КХЛ 2013/2014 для челябинского «Трактора» после бронзы в 2012 году и серебра в 2013-м оказался не таким успешным. В самом начале он потерпел серию крупных поражений. Отыгравшись было на домашнем льду, команда не смогла закрепить результат и продолжила проигрышную серию. В итоге «Трактор» в чемпионате 2013/2014 так и не смог выйти в плей-офф, заняв в общей таблице 19 место. Не блещут игрой «черно-белые» и в начавшемся сезоне 2014/2015.
Болельщики клуба связали проигрыш со сменой руководства области и ХК «Трактор» и заговорили о том, что команду намеренно «сливают», и в скором времени в Челябинской области останется только магнитогорский «Металлург», а «черно-белые» станут его фарм-клубом. Впрочем, глава региона Борис Дубровский, став президентом челябинского хоккейного клуба, предпочел развеять эти слухи на корню, подчеркнув, что имеет на команду большие планы по ее становлению чемпионом КХЛ. «Трактор» был и дальше должен остаться топовым клубом, которым гордится Южный Урал. Его руководству целесообразно сосредоточиться на качественно новом формировании команды в предстоящем сезоне и техническом оснащении спортивных сооружений, а также обратить пристальное внимание на челябинский молодежный хоккей», – заявил тогда Дубровский.
От решения возглавить клуб в непростой период Бориса Дубровского долго отговаривали, предрекая «Трактору» плохой сезон из-за необдуманной кадровой политики. После успешного для сильной команды сезона 2012/2013 из ее рядов в другие клубы перешли 13 игроков, в числе которых Дерон Куинт, Владимир Антипов, Максим Якуценя, Максим Карпов, Валерий Ничушкин и Вячеслав Белов. Ситуацию обостряли и вылившиеся в СМИ скандалы, связанные с махинациями в дирекции клуба. В откатах при выделении субсидий челябинскому «Трактору» заподозрили министра спорта региона Юрия Серебренникова, готовилось дело в правоохранительных органах и на начальника спортуправления Челябинска Евгения Иванова, подозреваемого в отдыхе с супругой за границей за счет средств хоккейной команды. Но несмотря на явно существовавшие уже на тот момент проблемы «Трактора», глава региона решил не бросать его на произвол судьбы. При этом перед ним стояли сложные задачи – вместе с финансовым аудитом и налаживанием прогнозируемой кадровой политики необходимо было определить четкие и понятные приоритеты клуба на среднесрочную перспективу, а не на один сезон, независимо от его результатов.
«Трактору» надо подумать о своей управленческой эффективности, в том числе финансовой. В этом отношении спортивный менеджмент «Трактора» пока недалек, хотя и наследство им досталось непростое после Кречина. В этом плане клубу еще долго развиваться», – считает журналист, член Челябинской городской общественной организации ХК «Трактор» Дмитрий Моргулес.
По его мнению, проблемы в клубе назревали давно. «Просто многие не замечались, потому что заливались деньгами, и об эффективности никто не думал. Сейчас команда оказалась у разбитого корыта. Два успешных сезона сыграли с клубом злую шутку: решили, что в финал вышли, сейчас дольем денег – и все будет. А деньги не всегда гарантия результата. И, по сути, команда утонула в собственной зарплате, потому что нет стимула у игроков: делай что или нет – тебе все равно заплатят», – отмечает он, подчеркивая, что кроме того, в клубе на сегодня не налажена аналитическая селекционная работа на длительный срок, из-за чего разбазариваются молодые таланты.
В марте в структуре управления ХК «Трактор» произошли существенные изменения. Чтобы не создавать игрокам стрессовых ситуаций, тренерский состав тогда трогать не стали. Однако по окончанию сезона руководство клуба в лице первого вице-президента Владимира Кречина, отвечающего за подбор игроков и тренеров, решило расторгнуть контракт с главным тренером команды Валерием Белоусовым, под руководством которого в 2010–2013 годах прошли лучшие сезоны «Трактора». Вместо него в мае 2014-го пригласили финна Карри Киви. Однако на этом месте он продержался недолго – в конце октября после проигрыша «черно-белых» на домашнем льду минскому «Динамо» его уволили, а главным тренером стал Андрей Николишин. Незадолго до этого клуб досрочно распрощался с первым вице-президентом Владимиром Кречиным, место которого занял нападающий Сергей Гомоляко, с 2013 года руководивший магнитогорским «Металлургом».
«Всевозможные эксперты и сами руководители «Трактора» отмечали, что в межсезонье клуб провалил трансфертную политику, усиление было неграмотное. Те игроки, с кем подписали контракты, не показали той игры, на которую надеялись тренеры и команда. Поэтому пришлось по ходу сезона попрощаться с большой группой игроков, и сейчас вновь идет строительство команды, – комментирует ведущий спортивных передач ГТРК «Южный Урал» Алексей Саночкин. – Сейчас пришел Андрей Николишин, перестроение команды продолжается, и какие-то сдвиги в положительную сторону есть. Но если сравнивать «Трактор» сегодняшний с командой двухлетней давности, то стабильности, конечно, гораздо меньше, и десятое место в Восточной конференции вне зоны плей-офф тому доказательство». При этом эксперты отмечают, что у «Трактора» есть необходимые резервы, а новый главный тренер обладает огромным багажом знаний в хоккейном и игровом плане для вытягивания команды.
Вместе с кадровыми проблемами команда погрязла и в финансовых вопросах. Болельщики предрекали, что вскоре после смены руководства клубу придется затянуть пояса. Но новый генменеджер Евгений Губарев заверил: катастрофического урезания бюджета не последует – просто деньги в команде теперь будут тратить с умом. Масла в огонь на минувшей неделе подлило попавшее в СМИ письмо сити-менеджера Сергея Давыдова губернатору Борису Дубровскому, в котором чиновник говорит о нецелесообразности финансирования ХК «Трактор» из городской казны в 2015 году. По словам Давыдова, у муниципалитета есть более приоритетные направления, на которые следует потратить деньги, а в 2014 году город и так переплатил «черно-белым», направив на деятельность клуба 150 млн рублей вместо запланированных в бюджете 108 миллионов.
Отметим, бюджет челябинского «Трактора» на сегодня складывается за счет поступлений из городской и областной казны на условиях софинансирования по госпрограмме развития спорта в регионе, а также на треть – из собственных доходов клуба от продажи билетов, абонементов, сувенирной продукции, прав на игроков и поддержки спонсоров. По некоторым данным, расходы на клуб составляют около 1 млрд рублей за сезон. В эти средства заложены также траты на фарм-клуб Chelmet, команду «Белые медведи» и помощь местным хоккейным школам. «Когда речь идет о 100–110 млн рублей – это на самом деле много. Хотя, казалось бы, чего стоит ужаться на 10 %? Но статей расходных у клуба действительно много, они все разные и все нужны», – поясняет Дмитрий Моргулес.
Его коллега Алексей Саночкин, комментируя возможные трудности команды с финансированием, отмечает, что «на одном областном и городском бюджетах и точечных вливаниях местных спонсоров клуб далеко не уедет». «Сейчас выбрано направление в развитии клуба в том, чтобы больше давать игрового времени молодым воспитанникам челябинского хоккея, потому что не хватает денег. Если сравнить с тем же СКА или «Динамо», у них просто несоизмеримые суммы идут на клубы, чем у нас. К тому же у нас нет таких серьезных спонсоров, как у лидеров КХЛ», – считает он.
По словам председателя Совета ХК «Трактор», руководителя администрации губернатора Челябинской области Ивана Сеничева, в целом финансирование команды по сравнению с предыдущими годами осталось на прежнем уровне. «В рамках отдельных контрактов – возможно, сократилось. Уехал Кузнецов, у которого был один из самых высоких по стоимости в КХЛ контрактов, сейчас у нас нет такого хоккеиста. На такие индивидуальные вещи финансирование пересмотрели, а в целом все как было, так и есть, – пояснил он, подчеркнув, что ни о каком закрытии команды речи идти не может. – Планы на «Трактор» не изменились. Все было сказано еще в начале сезона. Никто команду не бросает! Это отличная команда, отличный бренд – гордость области. Поэтому все нормально – надо просто четко выполнять свои обязанности: выходить, играть, биться. И все будет хорошо».
Сеничев также отметил, что на сегодня в клубе идет выстраивание новой концепции и команды. «Подходы внутри клуба изменились, а это всегда, наверное, какой-то стресс. Задачи остались те же – побеждать, выигрывать медали, кубки и так далее. Клуб функционирует, хоккеисты должны играть, у всех контракты хорошие», – резюмировал Иван Сеничев.
На сегодня в ХК «Трактор» осваивают новые подходы к оптимизации бюджета. В частности, активно развивается система закупок. «Мы разработали положение о закупках, и сейчас согласно ему проводим все через мониторинг цен и аукционы. С июля по настоящее время только на этом мы сэкономили 36 млн рублей, – рассказывает исполнительный директор хоккейного клуба «Трактор» Денис Телих. – Эти деньги пойдут на другие цели, на которые ранее был дефицит по смете. За счет этой экономии есть возможность приобрести дополнительного игрока для клуба. Плюс конкуренция рождает предложение: мы видим по сравнению с ценами прошлого года снижение стоимости заявок».
С учетом всего этого, подчеркивает экспертное сообщество, говорить об уходе «Трактора» на второй план в регионе и возможном расформировании клуба преждевременно. Располагая практически уникальной для хоккея структурой, в рамках которой функционирует детско-юношеская школа по хоккею, а также команды в МХЛ, ВХЛ и КХЛ, сегодня он является визитной карточкой Челябинска и области в целом и влияет на спортивную жизнь южноуральцев. Так, в период выхода команды в плей-офф в 2013 году в хоккейные школы Южного Урала записались около 4 тыс. юных жителей региона. Как уточнил Иван Сеничев, на сегодня в хоккейных школах области тренируются пять тысяч детей. «Это колоссальное количество. Мы являемся поставщиком хоккейных кадров. И развитие этого направления будет продолжаться. Вот недавно только новую хоккейную площадку запустили, и еще планируется», – рассказал он.
По оценкам спортивных экспертов, при грамотной работе руководства клуба, тренерского штаба и самих игроков, на сегодня у «Трактора» есть все возможности, чтобы реабилитировать себя в глазах болельщиков. «Нужно подтянуться, усилить игру в большинстве, с чем была огромная проблема, когда у руля стоял Карри Киви. Время на это сейчас есть», – прогнозируют они, отмечая, что до завершения регулярного чемпионата КХЛ остается еще несколько месяцев, и за этот промежуток можно сделать большой шаг вперед, тем более что у команды есть для этого все резервы.
Фото пресс-службы губернатора и ХК «Трактор»
© Редакция «УралПолит.Ru»
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях