При обсуждении перспектив строительства Томинского горно-обогатительного комбината в Сосновском районе один из самых часто задаваемых вопросов связан с безопасностью взрывных работ в карьере будущего ГОКа
При обсуждении перспектив строительства Томинского горно-обогатительного комбината в Сосновском районе один из самых часто задаваемых вопросов связан с безопасностью взрывных работ в карьере будущего ГОКа. Некоторые активисты из-за недопонимания специфической темы будоражат общественность, говоря о серьезных угрозах. От этого у южноуральцев возникает еще больше вопросов: как повлияют взрывы в Томинском на борта Коркинского разреза? Пострадают ли жилые дома от взрывов? За что будет отвечать недропользователь – РМК, а за что – надзорные ведомства? Насколько сильным будет выброс пыли и как она будет улавливаться? На эти и другие вопросы в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru» ответил Александр Соколовский – доктор технических наук, председатель Совета директоров компании «НТЦ-Геотехнология». Эта проектная организация разработала для Томинского ГОКа горнотранспортную часть проекта. Подробности – в нашем материале.
Александр Валентинович, какие породы будут взрывать на горно-обогатительном комбинате, и на какой глубине залегают эти породы?
Верхняя толща покрывающих пород по всей площади карьеров Томинского месторождения представлена рыхлыми отложениями до глубины 50 м, как показали геологические изыскания. Все рыхлые вскрышные породы будут отрабатываться без применения буровзрывных работ. А нижележащие горизонты по проекту будут отрабатываться с применением буровзрывных работ. Буровзрывные работы на карьерах будут проводиться с использованием скважинных зарядов. Проведение поверхностных взрывов при осуществлении горных работ исключается.
Данный проект предусматривает начальный уровень ведения взрывных работ в карьерах – с глубины 50 м и ниже. Что исключает негативное воздействие по воздушной волне, которая возникает только при поверхностных взрывах.
Не будет и больших объемов взрывчатых веществ, какие использовались, например, при уничтожении боеприпасов на полигоне Чебаркуль.
Какими нормами вы руководствовались, разрабатывая проект? Каковы безопасные расчетные расстояния по всем негативным факторам, таким как последствия взрывов в карьере?
На основании норм проектирования, являющихся отражением практического опыта безопасной эксплуатации карьеров, проектом, в том числе и в местах близких к жилой застройке, определены рациональные параметры буровзрывных работ по негативным факторам: разлету отдельных кусков горной породы, сейсмическому воздействию, воздействию воздушной ударной волны. Проектные решения в части взрывных работ жестко регламентированы требованиями «Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах» и в составе проектной документации проходят государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Согласно выполненным расчетам в проекте безопасные расстояния по каждому негативному фактору, за пределами которых не будет проявляться разрушительное влияние при ведении взрывных работ на карьерах, приняты:
– расстояние, безопасное для людей по разлету кусков горной массы – 450м,
– безопасное расстояние для зданий и сооружений по сейсмическому воздействию – 450м,
– безопасное расстояние по ударной воздушной волне – 350м.
А на территории Томинского ГОКа, согласно топографическому плану местности, расстояния от места ведения взрывных работ до ближайших объектов охраняемой зоны (объектов инфраструктур) составляют не менее 1600 м, что в 3–4 раза больше минимально допустимых расстояний.
И все-таки, опасаться жителям трещин в стенах? Могут ли вызвать разрушения домов колебания почвы при взрывах? И есть ли технологии, которые гасят сейсмическое действие?
Никаких разрушений не нужно опасаться. Институтом горного дела Уральского отделения Российской академии наук (ИГД УрО РАН) специально была проведена научно-исследовательская работа с целью исследования сейсмического воздействия проектируемых массовых взрывов и определения допустимых величин зарядов в ступени замедления (короткозамедленного взрывания).
В экспертном заключении ИГД УрО РАН отмечается, что «на основании анализа результатов, полученных в процессе рассмотрения проектных решений и фактических замеров на аналогичном ближайшем щебеночном карьере, а также на основании результатов расчета параметров буровзрывных работ при эксплуатации Томинского месторождения (с учетом рельефа местности и климатических условий) установлено, что границы опасных зон при ведении взрывных работ (по ударно воздушной волне, разлету осколков породы, по сейсмическому воздействию на здания и сооружения) значительно меньше расстояния до ближайших жилых домов.
Основным мероприятием по снижению сейсмического воздействия взрыва проектом предусмотрено применение короткозамедленного взрывания скважинных зарядов.
Короткозамедленным (КЗВ) взрыванием называется последовательное взрывание серий или отдельных зарядов (скважин) промышленных взрывчатых веществ с интервалами в тысячные доли секунды. Применяется для снижения сейсмического действия взрыва во всем мире при ведении взрывных работ на карьерах.
Объясните, пожалуйста, в чем суть этого метода короткозамедленного взрывания?
Суть этого метода проста. При короткозамедленном взрывании происходит взаимодействие взрывов зарядов смежных серий. Достигаемая эффективность разрушения объясняется интерференцией волн напряжений от соседних зарядов (скважин) при малых интервалах замедления. Интерференция волн напряжений происходит в режиме их взаимного погашения.
При короткозамедленном взрывании процесс разрушения массива зарядами первой очереди аналогичен разрушению взрывом одиночного заряда. В результате действия взрыва призма выброса оказывается раздробленной, а под действием остаточного давления газообразных продуктов взрыва происходит ее сдвижение. В этот период массив находится в напряженном состоянии. При взрыве зарядов второй и следующих очередей с малым интервалом замедлений в массиве возникает сложная картина интерференции волн напряжений, прямых и отраженных от взрыва последующих зарядов. Время нахождения участка массива в напряженном состоянии увеличивается, происходит уменьшение сейсмического эффекта действия взрыва на окружающие сооружения в результате одновременного взрыва меньшего числа зарядов. Уменьшаются заколы за линию скважин.
Разновидностью короткозамедленного взрывания является взрывание с внутрискважинными миллисекундными замедлениями отдельных частей зарядов в скважинах. Таким приемом удается увеличить число очередей взрываемых зарядов и удлинить время воздействия взрыва на массив, вследствие чего достигаются лучшие результаты взрыва по сейсмике.
Из всего вышеперечисленного следует, что при производстве взрывных работ будет применен короткозамедленный способ взрывания отдельных скважин. При этом будет происходить взаимное погашение волн, образующихся при взрыве скважинных зарядов.
Для снижения образования пыли при буровзрывных работах в проектной документации тоже предусматривается ряд мероприятий.
Вопрос о выбросе пыли для города с одним из самых негативных экологических рейтингов в России тоже вызывает опасения граждан. Какие технологии проект предусматривает для снижения образования пыли?
При ведении буровых работ проектом предусматривается осуществлять орошение водой экскаваторной заходки (фронта работы экскаватора на ширину черпания). Использоватьcя будут буровые станки с пылеподавлением.
Проект также предусматривает гидрозабойку скважин, которую взрывники применяют при подготовке к взрыву скважинных зарядов.
Могу утверждать, что данные меры для снижения образования пыли дадут положительный результат и концентрация пыли не будет превышать расчетные параметры на границе санитарно-защитной зоны предприятия.
По результатам расчетов и практики ведения горных работ, в том числе на предприятиях, где объемы массовых взрывов больше, чем приняты проектом на Томинском ГОКе, можно утверждать, что производство взрывных работ при разработке Томинского месторождения медной руды не окажет вредного влияния на близлежащие населенные пункты и магистральные коммуникации, такие как газопровод Бухара – Урал; пос. Томино, г. Еманжелинск, ЛЭП системы «Уралэнерго», автострады Челябинск – Троицк, г. Коркино(Тимофеевка), разреза Коркинский, пос. Дубровка Челябинская, пос. Шумаки, пос. Первомайский, пос. Мичуринский.
Осуществляется ли контроль со стороны государственных ведомств во время реализации проекта?
Да, конечно, ВГСЧ (военизированная горноспасательная часть, входит в структуру МЧС) контролирует загазованность карьера после каждого взрыва. Ростехнадзор проверяет работу взрывников с точки зрения соответствия всем нормативам ведения взрывных работ. Специальные ведомства ведут учет используемых взрывных веществ.
Спасибо за беседу!
Любые доводы экспертов всегда целесообразно подтверждать опытом практиков. О взрывных работах на Михеевском ГОКе рассказал Сергей Ольховатченко, директор Михеевского проекта ООО «Современные горные технологии»:
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы регулярно проводим взрывы в карьере. Посмотрите на схему расположения объектов Михеевки. Непосредственно на контуре самого карьера установлена уникальная гирационная дробилка. Недалеко от карьера – большая горно-обогатительная фабрика с современнейшим оборудованием, которое нашпиговано электроникой. От карьера к фабрике идет конвейер длиной около 1,5 км. Перечисленные объекты никак не страдают от взрывов, иначе никто бы не стал вредить сам себе и устанавливать дорогостоящее оборудование с возможным риском для него, не говоря уж о безопасности персонала предприятия».
P. S. Итак, по оценкам специалистов, безопасность граждан, проживающих в непосредственной близости от будущего Томинского ГОКа и всех жителей Сосновского, Коркинского районов и Челябинска обеспечена как на уровне проекта, так и на уровне его реализации. Эту безопасность нам гарантируют и проектировщики, и недропользователь, и государственные контролирующие ведомства.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях