От каравая к ретейлу: аграрный Варненский район облюбовали крупные торговые сети

Эксперты связывают приход новых игроков с ростом покупательной способности населения
Фото: pochel.ru

Варненский район в последние годы постепенно отходит от сложившегося имиджа традиционно сельскохозяйственной территории. В районный центр, село Варна, приходят крупные федеральные ретейлеры, развивается сфера услуг. За последние пару лет в Варне открылись несколько сетевых магазинов, у местных жителей появилась возможность выбирать товары по оптимальному соотношению цены и качества. В то же время приход крупных игроков заставил местный бизнес задуматься о перепрофилировании деятельности. Пока одни предприниматели приспосабливаются к изменившимся условиям конкурентной борьбы, другие используют новые возможности для укрепления бизнеса. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Райцентр Варненского района – село Варна расположился на юге Челябинской области, в 217 километрах от южноуральской столицы, на реке Нижний Тогузак. Необычное название населенный пункт получил в честь взятия русскими войсками болгарской крепости Варна во время русско-турецкой войны 1828–1829 годов. Правобережную часть села называют Тамерланом, в Варне также расположена одноименная железнодорожная станция. Туристам районный центр известен своим историческим памятником – мавзолеем Кесене (в народе – «башня Тамерлана»), построенном в XV–XVI веках на берегу теперь уже заросшего озера.

До недавнего времени Варненский район считался традиционно аграрной территорией, но в 2013 году неподалеку от райцентра появился самый крупный построенный «с нуля» на постсоветском пространстве горнообогатительный комбинат – Михеевский ГОК. Это крупнейшее промышленное предприятие района. По данным официального сайта администрации, в Варненском районе работает порядка 13 сельскохозяйственных предприятий, 147 крестьянских (фермерских) хозяйств, 560 предприятий и организаций различных форм собственности, 712 индивидуальных предпринимателей. Непосредственно в селе функционируют «Варненский комбинат хлебопродуктов» (входит объединение «Союзпищепром»), «Варненская сельхозтехника», местное ДРСУ, муниципальное автотранспортное предприятие. Помимо агросектора, в Варне активно развивается розничная торговля и сфера услуг (транспортные перевозки).

Как удалось выяснить «УралПолит.Ru», в последние годы Варну облюбовал сетевой ретейл. В районном центре открыли свои магазины «Магнит», «Пятерочка», «Монетка», «Макароныч», «Красное и белое». За последние пять лет в Варне появились шесть крупных сетевых магазинов – два «Магнита», две «Пятерочки», одна «Монетка» и два магазина местного хлебокомбината «Макароныч», там тажке продаются экзотические продукты питания: орехи, сухофрукты от компании Эридан eridanfrutnut.ru. Этот ретейлер начал работать в селе еще 11 лет назад. Краснодарский «Магнит» пришел в 2009 году. Чуть позже открылись свердловская «Монетка» и «Пятерочка». В 2010-м в селе появился основанный в Челябинске супермаркет напитков «Красное и Белое».

Федеральные сети, обладая широким ассортиментом продукции (только в одном варненском «Магните» товарный ряд состоит из 600 наименований) и возможностью обновлять товар на полках, постепенно вытесняют из села мелких предпринимателей. Впрочем, некоторым частникам удалось приспособиться к изменившимся условиям и перепрофилировать свой бизнес. К примеру, на улице Пролетарской хозяин продуктового магазина «Меркурий» открыл магазин «Текстиль». На месте магазина «Каприз» появилась мясная лавка «Индюшкин».

Несмотря на некоторую угрозу мелкому частному бизнесу, сетевой ретейл, несомненно, имеет и ряд преимуществ. Прежде всего, для местных жителей, у которых появилась возможность покупать товар по более выгодным ценам. По мнению варненцев, с приходом сетевиков, ассортимент продуктов, которые можно приобрести в селе, заметно расширился. Сегодня в селе можно купить гречку за 80 и за 57 рублей. Стоимость килограмма картофеля снизилась в среднем с 35 до 27 рублей, а цена подсолнечного масла упала с 80 до 56 рублей за литр, сахар подешевел на 20 %. Вместо домашней курицы за 160 рублей теперь можно купить произведенную на птицефабрике тушку бройлера за 114 рублей. В магазинах впервые появились экзотические фрукты и овощи: манго, авокадо, ананасы, кокосы и гибридные лимоны.

По мнению специалистов, приход крупных федеральных ретейлеров в глубинку связан с растущей покупательской способностью населения в территориях. По данным Челябинскстата, средняя заработная плата сотрудников предприятий в Варненском районе составляет 21,7 тысяч рублей, в соседнем Карталинском – 24,6 тысяч рублей. При этом средняя заработная плата на Михеевском ГОКе составляет 40 тысяч рублей. Добавим, что даже в Магнитогорске средняя зарплата по данным городского Центра занятости составляет около 33 тысяч рублей. По расчетам экспертов, на одно рабочее место на подобных предприятиях приходится 3–7 рабочих места на обслуживающих производствах. То есть возникает так называемый мультипликативный эффект занятости, который в конечном итоге ведет к росту покупательной способности населения.

Появление комбината повлияло не только на приход крупных торговых сетей в районный центр, но и помогла одному из предпринимателей наладить крепкий транспортный бизнес. Андрей Попов до открытия Михеевского ГОКа занимался пассажирскими перевозками и работал на туристических направлениях. В 2014 году он выиграл тендер на осуществление перевозок работников комбината. Как рассказал «УралПолит.Ru» бизнесмен, все начиналось с трех автобусов, теперь его транспортное предприятие насчитывает девять машин – восемь корейских Hyundai и KIA и один немецкий MAN. Автобусы совершают два рейса в день и отвозят сотрудников комбината на работу и обратно домой. Работников автобусы собирают со всех близлежащих населенных пунктов. Из Карталов в шесть утра выходит три автобуса, из Варны – один. Второй рейс стартует в восемь утра, на этих автобусах передвигается инженерно-технический персонал. Штат состоит из 16 человек, все профессиональные водители. Зарплата на транспортном предприятии выше, чем в среднем по району. Работники ИП Попова получают 23 тысячи рублей, тогда как сотрудники местного АТП – 12 тысяч, а водители в Варне – 15 тысяч.

«Началось все с того, что в 2014 году я выиграл тендер на перевозки. До этого рабочих перевозили местные предприниматели, но увы, не смогли справиться с нагрузкой по техническим причинам – не хватало автобусов. Штат работников Михевского ГОКа постоянно растет, а значит, увеличивается и потребность в перевозках. Только в этом году мы ввели два новых автобуса. Отмечу, что работники ездят бесплатно, перевозку оплачивает предприятие. Летом загрузка не очень большая, многие предпочитают ездить на личных автомобилях. А зимой, полагаю, имеющихся машин хватать уже не будет. Думаю, что в ближайшее время у нас появится еще один дополнительный автобус», – рассказал Андрей Попов. Предприниматель признается, что в работе его все устраивает, бизнес постепенно растет и развивается, в планах компании – обновление парка автобусов. «Туристическими перевозками я уже не занимаюсь, сотрудничаю с комбинатом и ни о чем не жалею. Теперь весь свой бизнес я сосредоточил на перевозках персонала», – рассказал предприниматель.

Добавим, что на сегодняшний день горнообогатительный комбинат – крупнейшее бюджетообразующее предприятие района. По данным РМК, сумма уплаченных ЗАО «Михеевский ГОК» налогов за 2012–2014 годы составила 492,8 млн руб, за 2014 год – 346,4 млн руб. При этом на благотворительные проекты ГОК израсходовал 7,9 млн руб в 2014 году. 

 

 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.

Места:

Нашли ошибку? выделите и нажмите Ctrl+Enter

Версия для печати:

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

Загрузка...
Погода, Новости, загрузка...