​В ликвидации крупнейшей свалки Югры заподозрили мошенническую схему. Что не так с рекультивацией «Березки»

Свалка
Гигантская нелегальная свалка отработанных автомобильных покрышек у городской черты Нижневартовска, занимающая площадь около 20 гектаров, продолжает генерировать конфликты.
Фото: Анатолий Криста

Гигантская нелегальная свалка отработанных автомобильных покрышек у городской черты Нижневартовска, занимающая площадь около 20 гектаров, продолжает генерировать конфликты. На протяжении долгих лет земельный участок интенсивно заполнялся пожароопасными отходами, а многочисленные проверки надзорных органов не могли достичь главной цели – освободить территорию от старых шин и заняться ее рекультивацией. В настоящий момент подрядчик найден – им стала фирма «Экос» из Тюменской области. Однако местные экологи высказывают серьезные сомнения в способности компании выполнить эту задачу. Что может нарушить планы властей и контролирующих органов – в материале УралПолит.Ru.

Нелегальный полигон отработанных шин, история которого насчитывает уже десятилетие, получил очередной импульс к ликвидации в октябре 2017 года, когда Нижневартовский районный суд обязал эксплуатанта площадки – ООО «Березка» - в течение шести месяцев вывезти все отходы и приступить к восстановлению почв. Однако этого не произошло. Сначала контора оспорила решение в апелляции, а после того, как и эта инстанция его подтвердила, просто отказалась его выполнять. Вывозить шины коммерсанты не стали, даже при послаблениях, предоставленных апелляцией. Компанию освободили от обязанности по рекультивации земель.

Примечательно, что «Березка» и сейчас значится в реестрах действующих компаний, хотя и обременена финансовыми задолженностями. У компании, к примеру, есть невзысканные долги по исполнительным производствам в размере 1,4 млн рублей. Ряд счетов фирмы на сегодняшний день заблокирован по решению ИФНС №6 по ХМАО-Югре. Предприятием номинально руководит некий Андрей Кузьмин, при этом, по данным ФНС, сведения эти недостоверны. В роли учредителей, помимо Кузьмина (25%), выступает также, по сведениям ЕГРЮЛ, Юрий Азиков (50%), а еще 25% составляет доля самого предприятия. По неизвестным причинам, за несколько лет ни надзоры, ни приставы так и не смогли принудить «Березку» к вывозу покрышек, которые контора якобы собиралась утилизировать. Впрочем, действующих лицензий на операции с какими-либо отходами компания сейчас не имеет.

В итоге УФССП нашло нового подрядчика для вывоза и утилизации. Им стала зарегистрированная в поселке Прииртышский Тобольского района Тюменской области компания «Экос». Информации о ней немного. Фирма с официальным штатом в количестве трех сотрудников была зарегистрирована в апреле 2018 года. Ее руководителем значится Наталия Волкова, она же является единственным ее учредителем. Сведения о лицензиях предприятия на операционную деятельность с отходами в базе данных «Контур.Фокус» отсутствуют. Впрочем, тюменский Росприроднадзор в прошлом году проводил две внеплановых проверки сведений в документах на соискание этого документа и нарушений не выявил.

Судя по имеющимся в базе данных сведениям, у предприятия находилось в лизинге оборудование для пиролиза «Фортан», которое, по всей вероятности, и предполагалось использовать для работы на площадке. Добавим, что по итогам прошлого года финансовые результаты фирмы, практически не обладающей опытом работы в отрасли, сложно назвать впечатляющими. Баланс активов снизился на 25%, составив 4,3 млн рублей. Выручка остановилась на отметке 1,1 млн при чистом убытке в 2,7 млн. Тем не менее, с октября прошлого года «Экос» приступил к разбору «авгиевых конюшен» под Нижневартовском.

При этом экологи, как региональные, так и федеральные, отмечали, что фактически, на фоне гигантского фронта работ, утилизация практически не ведется. По официальным данным, с нелегального полигона было вывезено порядка 3,5 тыс. кубометров отходов. Именно дальнейшая их судьба заинтересовала «зеленых». После сообщений в СМИ о работах на площадке последовало обращение на имя руководителя прокуратуры ХМАО-Югры Евгения Ботвинкина.

«Ежегодно в рамках общественного экологического контроля нашей организацией проводился натурный осмотр прилегающей территории к полигону автомобильных покрышек ООО «Березка», в ходе которого установлено, что площадь загрязнения автомобильными шинами увеличилась, и вышла за границы выделенного участка, о чем сообщалось в управление Росприроднадзора еще в 2017 году, автомобильные шины располагаются вдоль дорог, в лесных участках, в водных объектах, что приводит к еще большему загрязнению окружающей среды и нанесению вреда животному миру, и напрямую угрожает жизни и здоровью человека, более 1 миллиона автомобильных покрышек размещены на площади около 20 гектаров. И по такому объему тобольская организация ООО «Экос», не имея соответствующих документов, оборудования, технологии и сотрудников, проводит вывоз опасных отходов и планирует некую переработку, и завершить все через шесть месяцев», – следует из обращения главы «Экобезопасности Югры» Анатолий Криста.

Общественник предполагает, что за этими операциями может реализовываться «очередная мошенническая схема с целью извлечения доходов». Эколог проводит параллели с рекультивацией полигона ТКО в поселке Федоровский в рамках нацпроекта «Экология». И хотя площадка была очищена от «наследия времен освоения Севера», действия подрядчика – скандально известной в округе компании «Эконадзор» (подконтрольна бизнесмену Евгению Слюсарю, прим.ред.) сейчас изучают силовики.

«В настоящее время уже возбуждено уголовное дело № 2020/61281/74 по части 4 статьи 159 УК РФ. В ходе проверки природоохранной прокуратуры ХМАО-Югры установлено, что ООО «Эконадзор», заявляя о переработке 3 тысяч тонн автомобильных покрышек при рекультивации полигона ТБО в Федоровском и получив за это бюджетные средства, по факту переработку не производил», – извещает эколог.

Действительно, дальнейшая судьба нескольких тысяч тонн отработанных шин из Федоровского до сих пор остается неизвестной. Утверждения о якобы произведенной переработке их на мощностях некоей фирмы «Гуниб» не соответствовали действительности. При этом СО ОМВД по Сургутскому району дважды принимал решение об отказе в возбуждении уголовного производства, и сделать это пришлось только под нажимом прокуров, а руководителю органа внесено представление в связи с волокитой.

Не исключено, что и покрышки из-под Нижневартовска уже в ближайшее время станут целью поиска надзорного ведомства. «Зеленые» предполагают, что отходы, вывезенные с полигона «Березки» могли не утилизироваться должным образом в соответствии с нормами экологического законодательства. Активисты также ставят вопрос о технологиях, применяемых тобольским предприятием при обезвреживании отходов.

«Просим Вас провести прокурорскую проверку по данному факту, в ходе проверки установить: законность деятельности ООО «Экос» на полигоне автомобильных покрышек «Березка» в отсутствие разрешительных документов и технологии; место размещения заявленных и вывезенных с октября 2019 года 3,5 тысяч кубометров отходов, где эти отходы размещены, или обезврежены; по результатам проверки принять действенные меры прокурорского реагирования для привлечения виновных лиц к ответственности», – обращаются представители экосообщества к Евгению Ботвинкину.

Заявление уже принято для передачи в ведомство. По всей вероятности, непосредственный контроль проведения работ будет поручен сотрудникам прокуратуры Нижневартовского района либо, с учетом экологических рисков, их коллегам из природоохранной прокуратуры автономного округа. Однако, по словам собеседника из профильного подразделения ведомства, таких указаний не поступало.

«На текущий момент мы ничего не получали, никаких распоряжений», – лаконично прокомментировали УралПолит.Ru в природоохранной прокуратуре Ханты-Мансийского автономного округа. 

Изданию удалось побеседовать с представителями компании из Тюменской области. Собеседник из «Экоса» категорически отвергает доводы оппонентов из экологического сообщества, утверждая, что компания работает в соответствии с законодательством.

«Мы покрышки там собираем, а для утилизации отвозим в Тобольск. У нас есть свои мощности и своя лицензия. На сайте Росприроднадзора содержатся сведения о нас, проблема в том, что загружается там только первые 150 наименований лицензиатов. Но у нас есть лицензия на утилизацию. Можно найти по ИНН (к слову, поиск результатов не дал, прим. ред.). Планы у нас долгоиграющие, активную работу должны были начать в этом году, но пока нам согласовывали планы, время уходило. Пандемия тоже оказала влияние, но сейчас достигли взаимопонимания. Планируем, что в следующем году, когда станет тепло, расположить все мощности уже непосредственно на площадке в Нижневартовском районе», – сообщил источник издания в «Экосе».

При создании производственной базы на полигоне, по словам собеседника УралПолит.Ru, существенно ускорится операционный процесс по удалению отходов с территории нелегального полигона. Установка, которая ранее находилась в лизинге, по словам представителя фирмы, уже выкуплена. Средства за нее выплачены в полном объеме. Не исключено, что появятся и дополнительные мощности, хотя на текущий момент существуют вопросы по размещению базы.

«Там же проблема упирается в земельный фонд. В идеале разместить все непосредственно на месте либо рядом, чтобы не было длинного транспортного плеча. Сейчас там нет мощностей, но прошу учесть, что не сразу все создается. Тем более, что мы ни копейки денег из бюджета не получили на эти цели и работаем за свой счет. К прочему, на финансирование повлияла, повторюсь, пандемия. Если говорить о цикле, то покрышка, ее центральная часть, перемалывается и получается крошка, а боковые части, где проходит бортовое кольцо, мельчить не совсем рентабельно. То есть, большая часть уходит в крошку, а остальное перерабатывается методом пиролиза, в топливо. В дальнейшем полученный продукт можно использовать», – описывают процессы работы в компании.

Примечательно, что озвученную ранее информацию о намерениях завершить все работы до апреля будущего года опровергают в самом «Экосе». По словам отраслевика, реальные сроки очистки территории следует измерять не месяцами, а годами. В компании подтвердили, что работают по соглашению с судебными приставами.

«Приставы должны обеспечить выполнение решения суда. Основная проблема в том, что его выполнять надо, а кому принадлежит право собственности на весь это массив, неясно до конца. Мы обращались и в прокуратуру, и к приставам, чтобы этот момент разъяснили, и представили примерные графики работ. Надеюсь, вторая волна коронавируса не помешает следующим летом смонтировать оборудование на полигоне. Конечно, до апреля будущего года все утилизировать нереально. В планах мы обозначали срок в 10 лет. Там очень большой объем. Дело в том, что договор заключается на год с возможностью продления. Если бы государство эти работы финансировало, то была бы страховка, что в случае непродления договора мы не теряли бы свои деньги. А тут получается, что договоры будут краткосрочные. Мы хотели бы контракт на 10 лет, чтобы иметь уверенность, что нас оттуда не выгонят, но они, к сожалению, могут только так, как есть сейчас. До апреля договор, потом продлевают. На самом деле туда покрышки еще чуть ли не с 1960-1970-х годов свозили. Объемы колоссальные», – констатировал представитель «Экоса».

УралПолит.Ru продолжит следить за процессом ликвидации одной из крупнейших свалок Югры.

Автор: Александр Филиппов  

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Новости партнеров

Загрузка...
Погода, Новости, загрузка...