​«Для пожара достаточно спички и канистры бензина». Кто заплатит за миллион отработанных покрышек на нижневартовском полигоне

Полигон покрышек Фото: Анатолий Криста

О бездействии чиновников и попытках активистов заставить власти и коммерсантов приступить к утилизации более чем миллиона покрышек, в материале УралПолит.Ru.

Рекультивация гигантской свалки отработанных автомобильных шин в Нижневартовском районе ХМАО, по всей вероятности, окончательно зашла в тупик. По наблюдениям региональных и федеральных экологов, нелегальный объект, история которого насчитывает уже 10 лет, несмотря на все решения судебных органов, многочисленные проверки и общественный резонанс, продолжает угрожать окружающей среде, а также здоровью и жителей Нижневартовска. О бездействии чиновников и попытках активистов заставить власти и коммерсантов приступить к утилизации более чем миллиона покрышек, в материале УралПолит.Ru.

Миллион старых покрышек на 16 гектарах леса

История свалки, расположившейся на 16 гектарах буквально в 150 метрах от городской черты Нижневартовска, уходит в начало 2010-х годов. Именно в это время ООО «Березка» арендовало у администрации района земельный участок. На этой территории коммерсанты планировали наладить утилизацию отработанных автомобильных покрышек. Однако, как вскоре выяснилось, никакой реальной переработки фирма не организовала, а использовала неприспособленный участок под размещение и хранение шин.

Первый раунд противостояния чиновников и прокуратуры с предпринимателями датируется еще 2013 годом, когда стало известно о фактически нелегальном использовании земель. Договор аренды был расторгнут, а прокуратура выдала предписание об освобождении территории от покрышек и последующей рекультивации. Впрочем, никакой реакции не последовало. Тысячи покрышек, как и ранее, перманентно завозились на импровизированный полигон.

К слову, отработанные автомобильные шины относятся к IV экологическому классу опасности, однако даже они способны значительно ухудшить состояние территории, на которой размещаются. На восстановление экосистемы после утилизации покрышек уходит три года и более. Но в случае с нижневартовской свалкой есть и дополнительная проблема. Во-первых, ее размеры – на площади порядка 16 гектаров на текущий момент, по подсчетам экологов, размещено около 1,2 млн шин. Во-вторых, десятки вредных веществ, выделяемых ими даже в обычном состоянии. В случае же возгорания, а риски этого, по оценкам специалистов, на нелегальной площадке очень высоки, в атмосферу будет практически одномоментно выброшен огромный объем высокотоксичных бензопирена, фенола и нитрозамина, то есть канцерогенов и мутагенов.

Стоит отметить, что Нижневартовск и без того считается далеко не самой благополучной территорией по онкологическим заболеваниям. Известно, что еще в 2018 году Нижневартовский онкодиспансер обнародовал данные, согласно которым, на протяжении последних лет фиксируется постоянных рост числа пациентов со злокачественными новообразованиями. Если в 2014 году медики зарегистрировали 280,4 заболевших на 100 тыс. населения, то в 2015 – 294,1, в 2016 – 307, а в 2017 – уже 350,7 человек. Онкологи отмечали и рост смертности, и абсолютное количество состоящих на учете онкобольных. Собеседники издания в медицинском сообществе не видят причин, по которым эта динамика могла измениться к настоящему моменту.

Ни Генпрокуратура, ни суды не указ

Тем временем, несмотря на прокурорские распоряжения и судебные тяжбы, свалка за несколько последующих после первых требований о рекультивации лет разрослась до масштабов, заинтересовавших даже Генпрокуратуру, которую в то время возглавлял Юрий Чайка, а также депутатов Госдумы. 2017 год был отмечен серией административных производств, а на межрегиональной конференции ОНФ, прошедшей в Кирове, с ситуацией под Нижневартовском участников ознакомил эколог из Югры Евгений Печерица.

Активист, рассказывая о нелегальном шинохранилище, отметил отсутствие мер административного воздействия к организаторам свалки, индифферентную позицию Природнадзора Югры, угрозу неконтролируемых пожаров и нерассчитанный ущерб. Вскоре после поступления информации в Генпрокуратуру, на полигон «Березки» выдвинулись очередные ревизоры, на этот раз из Росприроднадзора. В августе конторе был назначен штраф за работу без лицензии в размере целых 40 тыс. рублей.

Кроме того, общественники направили обращения с просьбой принять экстренные меры в адрес прокурора ХМАО Евгения Ботвинкина и губернатора округа Натальи Комаровой. Продолжилось противостояние и в судебных инстанциях. 17 октября 2017 года Арбитражный суд ХМАО-Югры удовлетворил очередной иск администрации Нижневартовского района к ООО «Березка» о расторжении договора аренды, взыскании задолженности по оплате, а также обязательной рекультивации загрязненных земель лесного фонда.

«Обязать ООО «Березка» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок <…> категории земель: земли лесного фонда, общей площадью 16,67 га, расположенный на 8-ом километре старой Самотлорской автодороги, Нижневартовский район, Тюменская область от находящихся на земельном участке движимых вещей и передать по акту приема-передачи указанный земельный участок администрации Нижневартовского района в состоянии, пригодном для дальнейшего использования», - следовало из материалов суда.

Однако коммерсанты оспорили это решение в Восьмом апелляционном арбитражном суде Омска. Но безуспешно. Апелляция признала законными требования о выплате задолженности за использование участка, а также о возврате земли в надлежащем состоянии. Но решение не выполнено до сих пор. По каким причинам компания упорно его игнорирует, неизвестно, однако, судя по последним событиям, принудить организаторов свалки к ее ликвидации будет затруднительно.

Виновные не найдены, фирму ликвидируют

В конце прошлого года на демонстративное нежелание решать проблемы, напрямую влияющие на жизнь и здоровье жителей Нижневартовска и района, обратили уже федеральные экологи. Председатель межрегиональной организации «Зеленый фронт» Сергей Виноградов известил природоохранного прокурора Югры Олега Мавлютова о продолжающемся загрязнении полигона на землях лесного фонда.

«Свалка по-прежнему не ликвидирована и наносит непоправимый вред окружающей среде региона. Полигон продолжает оставаться пороховой бочкой, которая в любой момент может взлететь на воздух. Для этого будет достаточно одной канистры бензина и небрежно брошенной зажженной спички <…> Пострадать может не только окружающая среда, но и население близлежащего Нижневартовска <…> Прошу принять меры прокурорского регирования, а также сообщить, каким образом будет решаться вопрос с ликвидацией свалки автомобильных покрышек и привлечением виновных лиц к ответственности», - интересовался эколог.

Из ответа Сергею Виноградову, через некоторое время поступившему уже из прокуратуры Нижневартовского района за подписью замглавы подразделения Татьяны Киселевой, следовало, что «Березка» «на протяжении длительного времени не осуществляет фактической деятельности и отсутствует по юридическому адресу», а исполнение решение суда будет обеспечивать по соглашению с УФССП по ХМАО-Югре неназванная подрядная организация.

«Ход выполнения работ в рамках заключенного соглашения поставлен прокуратурой на контроль», – заверяла эколога Татьяна Киселева.

Не было упомянута и возможность взыскания установленного к тому моменту ущерба в размере 243 млн рублей.

По некоторым данным, инициативу по утилизации покрышек с нижневартовской свалки проявляло некое ООО «Экос», однако на текущий момент никаких работ, по словам жителей города и представителей экообщественности, так и не начато. А в середине февраля, незадолго до введения ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции, прокуратура в очередной раз указала чиновникам Нижневартовского района на отсутствие контроля за принудительным исполнением вынесенных ранее судебных решений.

Тем временем стало известно, что весной текущего года ФНС приняла решение об исключении ООО «Березка», зарегистрированного по адресу: Нижневартовск, улица Самотлорная, 120, из ЕГРЮЛ как лица с внесенными недостоверными сведениями. Отметим, что предприятие, основным видом деятельности значилась обработка отходов резины, функционировало с 1995 года. В качестве основного учредителя с долей в 50%, по данным системы «Контур. Фокус», фигурировал некий Юрий Азиков, а еще по 25% составляли доли самого предприятия и Андрея Кузьмина, который также в последние годы числился директором фирмы.

Заплатить придется жителям Югры

На текущий момент за «Березкой» значится 264,4 млн рублей долгов по исполнительным производствам, львиную долю из которых – свыше 260,6 млн – составляет упомянутый выше ущерб за нарушение лесного законодательства. При этом какого-либо имущества, подлежащего взысканию, приставы у конторы обнаружить не сумели, а счета предприятия более года заблокированы по решению налоговых органов. Местонахождение лиц, причастных к деятельности компании, по всей вероятности, контролирующие органы так и не установили. Собеседники издания и вовсе не исключают, что «не особо и пытались, а рекультивировать опасную свалку придется за счет бюджета муниципалитета».

«Насколько знаю, никто там ничего так и не сделал. И если ликвидировать отходы и рекультивировать территорию придется за счет бюджетных средств, то, по сути, оплатят эту процедуру не чиновники, а жители района. Управленцы у нас вообще ни за что не отвечают, им все равно», – поделился мнением насчет перспектив руководитель региональной общественной организации «Экологическая безопасность Югры» Анатолий Криста.

Его федеральный коллега, Сергей Виноградов, развивает тему. По мнению собеседника УралПолит. Ru, процесс рекультивации нелегального хранилища покрышек может растянуться на длительное время.

«Следует понимать, что необходим проект. Покрышки считаются отходом IV класса опасности. Необходима рекультивация этого участка земли. Значит нужна разработка проекта, который должен пройти госэкспертизу. Только после завершения этой процедуры можно приступать к работе. Считаем деньги. Думаю, это десятки, а скорее всего, и сотни миллионов рублей. Возникает следующий вопрос. Куда везти эти шины, что с ними делать. Проблема в том, что продукт переработки особо никому не нужен, тем более в таких объемах. В Югре есть несколько небольших предприятий, которые перерабатывают покрышки, но в намного меньших масштабах. «Сургутнефтегаз» сам перерабатывает свои отходы. Везти в другие регионы – они станут «золотыми», да там и своих хватает. Девать их некуда. Заколдованный круг», – делится своими суждениями отраслевой специалист.

Эколог также рассказал о мошеннических схемах, которые применяются в схожих ситуациях в западных регионах страны. По его словам, фиксировались ситуации, когда некие фирмы брали на себя вывоз отработанных шин из Санкт-Петербурга и Ленинградской области в центральную Россию, в частности, в Ярославль. Однако затем отходы выбрасывались по пути, а потом просили финансовые средства, рассказывая о намерениях вывезти якобы чужие покрышки, «случайно» обнаруженные на нелегальных свалках. Между тем, в рамках нацпроекта «Экология» внимание созданию профильных перерабатывающих предприятий, как отмечают специалисты, практически не уделено, зато на повестке дня вновь стоит вопрос о создании мусоросжигательных заводов. Не предусмотрено и льгот для бизнеса, планирующих заниматься переработкой.

«При худшем сценарии вывезут их и где-то закопают», – констатируют в экосообществе.

Добавим, издание рассчитывало узнать позицию представителей мэрии Нижневартовского района относительно планов по рекультивации полигона ООО «Березка», однако в приемной курирующего вопросы земельных ресурсов и природопользования замглавы муниципалитета Андрея Воробьева предложили «звонить после снятия ограничительных мер». В прокуратуре Югры актуализировать текущую ситуацию также пообещали «позднее».

Автор: Александр Филиппов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Компании:

Версия для печати:

Новости партнеров