​Экологи винят чиновников, чиновники – предпринимателей. Как район в ХМАО оказался завален сотнями тысяч тонн горючих отходов

Свалка отходов Фото: Екатерина Лазарева

О ситуации, грозящей в итоге вылиться в пожары в поселениях и человеческие жертвы, – в материале УралПолит.Ru.

В левобережной части ХМАО стремительно ухудшается ситуация с нелегальными свалками. Антилидером является Советский район, давно и прочно удерживающий аутсайдерские позиции по количеству незаконных мест складирования отходов, в том числе пожароопасных. Экологи, прокуратура и Природнадзор Югры регулярно выявляют новые точки скопления мусора, не только коммунального, но и остающегося от многочисленных лесоперерабатывающих производств и расселенных фенольных бараков. К организации части из них, по всей вероятности, причастно и руководство муниципалитета. О ситуации, грозящей в итоге вылиться в пожары в поселениях и человеческие жертвы, – в материале УралПолит.Ru.

Прокуратура не указ

Только за последнее время госорганы и общественники зафиксировали несколько новых свалок. Так, в начале июня представители организации «Экология Югры» рассказали об обнаружении химических реактивов и пробирок в полуразрушенном здании школы в поселке Пионерский. По их словам, здесь нередко можно увидеть несовершеннолетних, а также маргиналов, чьи «посиделки вполне способны стать причиной возгораний». Впрочем, по словам активистов, в МЧС свалку не сочли опасной.

Однако другому объекту, на территории административного центра муниципалитета – города Советский – правоохранители уделили самое пристальное внимание. В ходе проверки жалоб жителей Югорская межрайонная прокуратура обнаружила складирование останков от расселенных многоквартирных домов на участке в Северной промышленной зоне, которую власти позиционируют как «временную площадку для накопления отходов». У надзора, впрочем, оказалось иное мнение. В прокуратуре «площадку» сочли несанкционированной свалкой. К слову, еще осенью прошлого года прокуратура заключила, что участок не соответствует гигиеническим требованиям СанПиН и обязала главу района Игоря Набатова ликвидировать пожароопасный мусор. Как выяснилось, требование выполнено не было.

«С целью понуждения к устранению нарушений в Советский районный суд направлен иск о возложении на администрацию района обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов <…> Указанный земельный участок предоставлен муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства Советского района», – следует из письма зампрокурора Романа Жукова.

Отметим, это лишь один из многочисленных случаев выявления нелегальных свалок на территории муниципалитета. Еще в феврале 2018 года, когда тема борьбы с несанкционированными местами накопления отходов вошла в число приоритетных, представители ОНФ заявляли, ориентируясь на данные «Карты свалок» (к слову, в настоящий момент не функционирующей, прим.ред.) о 71-м месте ХМАО среди 85 субъектов РФ в рейтинге эффективности этой работы. В числе антилидеров тогда числились Нижневартовский, Ханты-Мансийский и Советский районы, где было зафиксировано более половины таких точек (в последнем более 320, прим.ред.). Примечательно, что задачи по расчистке территории от коммунального мусора, останков разобранных бараков и отходов лесопромышленных производств Набатову на личной встрече ставила губернатор Наталья Комарова.

Ситуация ухудшается с каждым годом

По словам источников издания в экосообществе, эти поручения были провалены. Более того, ситуация лишь усугубилась. Эти оценки подтверждает и статистика надзорных органов. В августе 2018 года пожар, вспыхнувший на свалке отходов лесопилок в поселке Таежный, потребовал экстренного реагирования сотрудников ГУ МЧС по ХМАО. Этот объект должны были по решению суда ликвидировать еще в 2012 году. За десятилетия там скопилось более 360 тыс. кубометров отходов. А в январе прошлого года более недели пылала аналогичная свалка в Пионерском, что вновь вызвало реакцию прокуроров.

Вскоре выяснилось, что чиновники, несмотря на ежегодно выделяемые на профильные нужды средства из бюджета, предпочитают имитировать ликвидацию незаконных объектов. Обломки нежилых строений попросту закапывались без какой-либо подготовки площадки.

В апреле 2019 года на администрацию района пожаловались в Генпрокуратуру РФ. Экологи требовали вмешательства главка, поскольку, по их словам, мэрия последовательно уклоняется от исполнения судебных решений по ликвидации свалок, часть из которых, в том числе, на территории Торского участкового лесничества, должны были рекультивировать еще в 2016 году. В августе общественники критиковали уже и Природнадзор Югры, представители которого, по их мнению, «делали вид, что не могут найти указанные в обращениях снесенные дома».

Еще более конфликт между активистами и властями обострился в конце года. В ноябре суд удовлетворил иски прокуратуры к чиновникам Советского района и Югорска о ликвидации сразу 53 свалок до 1 июля текущего года. Отметим, многие из них представляют собой не скопления ТКО, а пожароопасных отходов. Но, по словам экологов, эти предписания, как и ранее, будут фактически проигнорированы. Часть аварийных строений так и стоит не снесенными, часть снесена, но не вывезена. Вывозимые же отходы продолжают накапливаться на «временных площадках» либо, по всей вероятности, закапываться в землю.

Как рассказывают представители экосообщества, на одной из последних встреч мэр Набатов просил губернатора о выделении средств на решение «мусорной проблемы», однако получил от Натальи Комаровой ответ, что деньги на утилизацию зданий выделяются из окружной казны в полном объеме. Но по каким-то неясным причинам эти работы не выполняются. Сам же глава муниципалитета еще в прошлом году заявил, что обломки разрушенных домов складируются на «временных», и с точки зрения надзора, нелегальных площадках, чтобы не забивать ими полигоны ТКО. Туда их везти просто нельзя, и, к слову, район также испытывает в них недостаток.

Район в огне

Отдельно стоит отметить повышенную угрозу таких объектов для населения. Советский район известен как центр лесопереработки, и эта отрасль по сей день фактически является единственной, поддерживающей жизнь одной из наиболее депрессивных территорий автономии. Сотни тысяч кубов опилок, обрубков, горбыля остаются на территории еще с советских времен, и ежегодно их объемы увеличиваются. Между тем, жилфонд Советского района едва ли не на 90% построен из дерева и в случае возгорания опасность пожаров и гибели людей многократно увеличивается. В апреле, к слову, одна из таких свалок промышленного и строительного мусора загорелась в Советском. Жители посчитали, что неизвестные лица могли поджечь одну из «набатовских временных площадок», поскольку хранить его на таких объектах можно не более 11 месяцев. А в июне прошлого года пожар уничтожил несколько домов в поселке Зеленоборский.

Основной причиной текущей ситуации источники издания называют хроническое отсутствие финансирование и недееспособность чиновников.

«Денег нет ни на ликвидацию свалок, хотя программы есть и даже, судя по докладам, реализуются, ни на обеспечение безопасности имущества и людей от пожаров. Их в местном бюджете на эти цели с каждым годом все меньше, притом что Советский район – территория высокого риска», – говорят сотрудники мэрии, пожелавшие остаться не названными.

Нелегальные свалки от безденежья?

Если изучить бюджет муниципалитета, то слова источников УралПолит.Ru находят подтверждение. Так, судя по сведениям из проекта бюджета на трехлетний период 2019-2021 годов, в муниципальную программу «Обращение с отходами и улучшение состояния окружающей среды в Советском районе» предполагалось вкладывать лишь немногим более 2,7 млн рублей ежегодно. Обеспечение пожарной безопасности в рамках профильной программы и вовсе планировалось урезать с 7,32 млн рублей в 2019 году до менее чем 5,5 млн в 2020-2021 годах. Между тем, только восстановление разрушенной инфраструктуры потребует, по мнению собеседников издания десятков миллионов рублей. К слову, судя по тем же бюджетным документам, количество источников пожарного водоснабжения в районе планируется увеличить за два года со 125 до 129 единиц, в то время как по словам местного общественника Александра Хильмана, только в Пионерском из 47 гидрантов в рабочем состоянии находятся лишь шесть, а вырубленные защитные просеки зарастают.

«Если что и изменилось за последний год, то только в худшую сторону. Свалок стало больше. Масса и объем отходов лесопиления также увеличиваются. Мер при этом никто по большому счету не предпринимает и предпринимать, видимо, не собирается. Иногда мне кажется, что с этим мы будем жить еще лет 30-40, пока просто не закончится лес и все просто не сгниет либо сгорит вместе с поселками. У нас есть «Югорский лесопромышленный холдинг» (ЮЛХ), в который ежегодно вваливают миллиард дотаций, и он заваливает отходами всю округу. Что говорить о мелких контрах и ИП? Закрыли лесозавод в Коммунистическом, остались тысячи кубометров. Та же ситуация под Югорском, в Пионерском. Закапывают отходы в карьерах. Это где прописан такой метод утилизации? Думаю, счет за годы идет на миллионы кубометров», – говорит Александр Хильман.

К слову, правительство Югры безуспешно пытается продать «Югорский лесопромышленный холдинг» вкупе с АО «Югра-плит» за 3,14 млрд рублей, однако частные инвесторы интереса не демонстрируют, а весной Ростехнадзор выявил в деятельности компании многочисленные нарушения и отказался переоформлять лицензию.

По словам Хильмана, еще пять-шесть лет назад он обращался к замгубернатора ХМАО Геннадию Бухтину с просьбой посодействовать поиску решений. Было созвано протокольное совещание в Советском районе, и этим чиновники ограничились.

«Докладывали Бухтину, все удивлялись, говорили губернатору, обсуждали на площадках ОНФ, но все осталось по-прежнему», – добавил активист.

Жители района рассказывают в беседах с изданием, что попытки найти использование отходам лесопрома предпринимались при главе района Сергее Удинцеве (ушел в отставку в марте 2016 года, а в феврале нынешнего условно осужден за превышение полномочий прим. ред.). Тогда в муниципалитете работали котельные на щепе. Однако с подводом газоснабжения к тому же Коммунистическому они были закрыты. По мнению жителей, при всех минусах, эти отходы вовлекались в оборот.

Решение проблем чиновники перебросили на предпринимателей

Тему развивает депутат думы Советского района Сергей Яковкин. Собеседник УралПолит.Ru также обращает внимание на отсутствие средств на проведение крайне актуальных мероприятий.

«Проблема тут проста – нищий Советский район. Думаю, что она присутствует и в других муниципалитетах, но у нас она наиболее остра. Конечно, можно принуждать «Югорский лесопромышленный холдинг» убирать за собой. Мне, кстати, известны факты, когда он это делал. Но это мизерная часть от объема накопленных отходов. Свалки являются очень серьезной проблемой. Полигоны ТКО есть не в каждом поселке. Что касается отходов от лесопереработки, то возникают вопросы к чиновникам. Кричать предпринимателям, покупайте оборудование для переработки, конечно, можно. Но это нереально на сегодняшний день. Эта проблема не решена даже на ЮЛХ. Где обычному предпринимателю взять на него деньги? А продукция из этих отходов здесь никому не нужна либо цены настолько низки, что никто этим заниматься не станет. И задача власти – не давить бизнес с помощью прокуратуры и природнадзора, а создавать условия, чтобы это было выгодно. Но этого не происходит», – делится собственной оценкой ситуации депутат.

По словам Сергея Яковкина, проехав по предприятиям «средней руки», не всегда можно найти даже современное лесопильное оборудование, не говоря уже о перерабатывающих цехах. При этом стремление у предпринимателей применять новые безотходные технологии существует, однако помощи от чиновников они не получают. Проблема затрагивает не только лесопром, но и неутилизированные обломки от расселенного деревянного жилфонда, которые вывозятся на фактически нелегальные площадки с подачи местных управленцев. Закрытие карьера в Зеленоборском привело к складированию мусора в лесфонде. Периодические визиты инспекторов Природнадзора Югры заканчиваются фотофиксацией фактов. Везти отходы в другие населенные пункты предполагает транспортное плечо в десятки, если не сотни километров, что делает процедуру транспортировки «золотой».

Версия чиновников

Впрочем, источники издания отмечают, что представители регионального ведомства на жалобы и обращения стараются реагировать. Однако гигантский объем нелегальных свалок, отсутствие мест размещения и ограниченные полномочия не позволяют надзорному органу реально снизить остроту крайне злободневного вопроса.

«Мы действительно инициируем проверки совместно с прокуратурой и главами администраций, чтобы нам не говорили, что вы только тыкаете, но ничего не предпринимаете. Программа по сносу ветхого жилья идет форсированными темпами, людей отселяют, а убирать не успевают. И ситуация наиболее типичная, что дом превращается в свалку. Туда и мусор сваливают, и маргинальные элементы там. Акцентируем на этом внимание. По Зеленоборскому актуальную ситуацию описать не смогу. Но мы сейчас ставим фотоловушки в таких местах, и в день по два-три случая нарушений фиксируем, когда сваливают отходы лесопиления. Как правило, это мелкие предприниматели. Пытаемся решать эти проблемы в рамках своих полномочий», – сообщил изданию глава Природнадзора Югры Сергей Пикунов.

Как бы то ни было, по общему мнению жителей района и экологов, ситуация с нелегальными свалками, в первую очередь, отходов лесопиления и обломков расселенного жилфонда, лишь усугубляется. К слову, синоптики прогнозируют в этом году на территории Югры теплое лето с небольшим количеством осадков, что лишь увеличивает риски возгораний на незаконных объектах по соседству с населенными пунктами.

Автор: Александр Филиппов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров