Вот уже полгода в бюджетные учреждения Зауралья: детские сады, школы, больницы и санатории молочные продукты поставляются со скидкой 30-50% от начальной цены. Фермеры находятся на грани разорения: подрожал бензин, солярка и запчасти, а обещанного снижения тарифов на электроэнергию не произошло. Что происходит? Читайте в расследовании «УралПолит.Ru»
Вот уже полгода в бюджетные учреждения Зауралья: детские сады, школы, больницы и санатории молочные продукты поставляются со скидкой 30-50% от начальной цены. Фермеры находятся на грани разорения: подрожал бензин, солярка и запчасти, а обещанного снижения тарифов на электроэнергию не произошло. Что происходит? Читайте в расследовании «УралПолит.Ru».
Низкие цены и сговор
За последние полгода в бюджетные учреждения Кургана молочная продукция поставляется по невероятно низким ценам. Общее снижение среди крупнейших поставщиков достигает 30-50% от начальной обоснованной цены. Таким образом, молоко поставляется по 26 – 30 рублей за литр, а не за 50 – 55 рублей.
Крупнейший производитель и поставщик молочной продукции в Зауралье – ООО «Молоко Зауралья» стал снижать цены с января 2018 года. Например, 10 января был разыгран тендер, начальная цена которого составляла 11,8 млн рублей, но «Молоко Зауралья» сбило цену на 44% до 6,6 млн рублей. В дальнейшем поведение этого производителя не изменилось. Среднее снижение на всех аукционах составило 39% от начальной цены.
Другой крупнейший поставщик молочной продукции ООО «Фламинго-М» так же снижал цены в среднем на 40% в 2018 году. Последний тендер от 21 июня был разыгран со снижением 52%. АО «Молоко», находящееся в Катайске, снижало цены в среднем на 31%.
Детальный анализ в хронологическом порядке всех закупок за последний год показывает, что все три поставщика стали одновременно снижать цены с января 2018 года.
В 2017 году поставщики молока забирали тендеры с минимальным снижением, что даже стало поводом для разбирательств со стороны УФАС по Курганской области. В марте ведомство выявило признаки, указывающие на заключение антиконкурентных соглашений между участниками аукциона на поставку продуктов питания в дошкольные, образовательные и социальные учреждения. Сотрудниками ведомства было установлено, что при участии в электронных аукционах на поставку молочной продукции ООО «Молоко Зауралья» и ООО «Комбинат молочных продуктов» действовали согласованно и в интересах друг друга, намеренно, исключая конкуренцию между собой, в результате чего цена государственных контрактов снижалась лишь на 0,5–1 %, а прибыль указанных предприятий соответственно возрастала, говорится в пресс-релизе ведомства. По выявленным признакам возбуждено два дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Фальсификат
В июне в рамках проекта «Народный контроль» партии «Единая Россия» в курганском магазине были взяты для анализа «на вшивость» образцы молока различных производителей. Девять образцов молока были проанализированы в Государственном региональном центре стандартизации, метрологии и испытаний Курганской области. Не подкачали производители из Курганской области: ООО «Юргамышское молоко», СПК Племзавод «Разлив», АО «Молоко» (г. Катайск) – представленные на испытания образцы соответствуют требованиям ГОСТ. Претензии возникли только к производителям из Казахстана. В протоколе испытаний продукции Молочного завода КТ «Зенченко и К», зарегистрированного в казахстанском Петропавловске, заключается: «Представленный на испытания образец молока питьевого с м.д.ж 3,2 %, в объеме проведенных испытаний, не соответствует требованиям технического регламента таможенного союза № 033/2013, жировая фаза фальсифицирована жирами немолочного происхождения».
Аналогичное исследование было проведено в мае специалистами Управления Россельхознадзора по Курганской области. Их оценки были не настолько оптимистичны. Было отобрано 22 пробы молочной продукции. Пробники были отправлены для исследований жирно-кислотного состава в ФГБУ «Челябинская межобластная ветеринарная лаборатория». По результатам проверки, в напитке кисломолочном йогуртовом «Снежок» с подсластителем (массовая доля жира 2,5%), в молоке пастеризованном питьевом отборном (массовая доля жира 3,7%) и в масле традиционном сладко-сливочном (массовой доля жира 82,5%), от трех разных производителей, было выявлено несоответствие показателям соотношения массовых долей метиловых эфиров жирных кислот (или их сумм) в молочном жире, что указывает на фальсификацию указанных молочных продуктов.
На российском рынке ситуация еще хуже. По данным «Российской газеты», львиная доля фальсификата проходит через систему госзакупок, так как ключевым фактором победы на торгах в этой системе является цена.
«Производители натуральной продукции проигрывают аукционы и конкурсы, так как их продукция априори более дорогая, чем фальсификат. Тем не менее сегодняшний закон оперирует, по сути, только понятием цены», – приводит федеральное издание мнение замдиректора одного из молочных заводов Дениса Афанасьева.
Иное мнение высказывает координатор федерального проекта «За честные продукты!» Александр Бражко, который уверен, что закон ставит заслон фальсификату за счет жестких требований, но заказчик всегда ориентирован на минимальную цену при закупках.
Избыток молока и кризис поставщиков
О ситуации на местном рынке «УралПолит.Ru» рассказал Александр Погромов, учредитель ООО «Фламинго-М», которое с 2015 года заключило уже 135 контрактов на 36 млн рублей.
По мнению Александра Погромова, главной причиной снижения цен на молоко стал его избыток, который был спровоцирован принятием нового технического регламент в рамках таможенного союза. Регламент обязывает производить поставки натурального молока круглогодично. Причем поставщикам запрещено восстанавливать молоко из сухого.
«Чтобы перестроить производство на круглогодичную систему, нужны большие финансовые вливания. Для этого надо строить новую инфраструктуру, создавать помещения, заниматься заготовками кормов, нанимать сотрудников и т.д. Такие деньги есть только у крупных производителей. Когда принимали этот техрегламент, то слушали только влиятельные корпорации, которые имеют возможность пролоббировать свои интересы в правительстве», – посетовал Погромов.
По мнению Александра Погромова, такой крупный поставщик возник в Тюменской области. Им стала компания Danone, которая ежесуточно производит 100 тонн молока.
«Закон есть закон – его надо выполнять. Например, Danone, у них денег хватает и чтобы как-то эту проблему решить, в прошлом году они окончательно запустили в Тюменской области свой новый крупный животноводческий комплекс мощностью 100 тонн в сутки! Сделали они это все тихо, спокойно, никого не предупредив. В прошлом году, 1 апреля, они всем местным производителями объявили: «Все ребята, ваше молоко больше не надо, у нас есть свое». Местные производители «метались» и не знали, что делать со своим молоком, куда его девать. Допустим, Кургану надо 80 тонн молока в сутки, а производится 100 тонн. Возникает переизбыток, который надо куда-то девать. Рады бы продать, хоть кому-то! Коров зарезать, народ уволить или как-то выживать. Тюменские производители тоже оказались в аналогичной ситуации», – поясняет Погромов.
Пожаловался Александр Погромов и на рост цен. Он считает, что запланированное снижение тарифов на электроэнергию для предприятий – так и осталось словами.
«Последний аукцион мы играли 26 рублей за килограмм молока, а цены на электроэнергию растут. Обещали что опустят, но если год назад мы платили в месяц 400 тыс. за электроэнергию, то сейчас мы платим больше 500 тыс. За бензин платим больше, солярка подорожала, запчасти подорожали, все подорожало! Здесь есть еще и другой момент. Хоть Владимир Владимирович и сказал, что госпредприятия должны рассчитываться в течение месяца с поставщиками, но это осталось все на словах. В каждом договоре написано, что расчет в течение 30 дней – на самом деле этого нет! Рассчитываются в лучшем случае раз в квартал. А своих поставщиков я ведь должен как-то поддерживать – я иду в банк, беру кредит. Банк идет на встречу, но проценты-то все равно платить надо», – резюмирует учредитель компании.
Обострение конкуренции и новые инвестиции
Несколько лет назад компания Danone начала работу по модернизации Ялуторовского молочного комбината. По официальным данным, молочный гигант инвестировал более 3,8 млрд руб. в модернизацию, которое перерабатывает 1 000 тонн сырого молока в сутки! Сырье поставляется из хозяйств Тюменской, Курганской и Омской областей, расположенных в радиусе 600 км от Ялуторовска.
В декабре 2017 года крупнейшая молочная компания в РФ Danone и сельскохозяйственный холдинг «Дамате» провели торжественную церемонию открытия в Тюменской области первой очереди молочно-товарного комплекса. Совместный проект стоимостью 5,6 млрд рублей стартовал в марте 2016 года, а после того, как он будет введен в строй полностью, поголовье достигнет 4,6 тыс. коров. Пока на предприятие завезли более 3,3 тыс. голов скота голштино-фризской породы из Голландии и Германии. Среднесуточный надой на одну фуражную корову достигает 27 литров: это много по сравнению со среднероссийским результатом в 6 – 8 литров в сутки. Как сообщал портал «Эксперт. Урал», уже в этом году комплекс планирует произвести 4,8 тыс. тонн молока. После выхода на полную мощность предприятие намерено поставлять переработчикам около 45 тыс. тонн молока в год. Оно станет крупнейшим производителем молока-сырья в Тюменской области, а учитывая близость к Зауралью, будет оказывать давление и на рынок этого региона.
Таким образом, на молочном рынке Курганской области возникла крайне неприятная ситуация для производителей. Из-за избытка продукции цены обрушились, и местные производители вынуждены отдавать свое молоко за бесценок и нести убытки. Сказывается еще рост тарифов и цен на топливо, как областные власти и губернатор не обещают все последние годы ограничить рост, по крайней мере, на электричество. Деньги от госпредприятий поступают с нарушением договоров, что вынуждает руководителей обращаться к банкам, чтобы хоть как-то свести концы с концами. И все это на фоне, когда областные власти собирают совещания и делают выездные проверки, но спустя месяцы воз и ныне там.
Отметим, что тема цен на молоко активно обсуждалась в этом году в ряде регионов, на Урале особенно громко – в Тюменской области. В апреле случился даже «молочный бунт» в одном из райцентров, на который вышли сотни фермеров, протестующих против снижения закупочных цен на молоко. Областные власти оперативно включились в обсуждение проблемы, как на уровне областной думы, так и на уровне правительства и губернатора. Владимир Якушев буквально через несколько дней озвучил беспрецедентную по масштабам программу компенсации выпадающих доходов для фермеров до конца года. В обсуждении проблемы еще раньше – в январе 2018 года принимали участие региональная общественная палата и руководители того самого «Дамате», предупреждая о профиците молока, который будет нарастать. Тем не менее, оперативными действиями накал страстей удалось сбить.
На этом фоне абсолютно пассивно выглядят власти Зауралья. В этом же апреле, на заседании комитета облдумы по АПК промышленники напрямик заявили, что уровень рентабельности мясной и молочной отраслей в регионе настолько низок, что в ближайшее время поголовье коров может сократиться на 10%, примерно такая же ситуация по молоку. Чиновники от агропромышленного департамента сказали, что обратились за помощью в федеральный Минсельхоз для компенсации потерь производителей молока, но федеральный центр посоветовал «изыскивать средства в областном бюджете». На том же заседании промышленники твердили, что отрасль будет «загибаться» без внешних вливаний и работы областных властей по борьбе с фальсификатами, банкиры констатировали, что за последний год не было ни одной заявки на кредит на развитие мясо-молочных производств. Однако, создается впечатление, что региональные власти просто закрывают глаза на происходящее. За все это время пресс-служба губернатора не озвучила ни одного заявления Алексея Кокорина на эту тему, не упоминалось о заседаниях правительства, посвященных тематике, не было сказано ни слова о разработке программы компенсаций производителям. А в это время производители молока продолжают терпеть падение доходов и готовятся к банкротству. Напомним, что официальные данные службы статистики говорят о том, что в последний год отток населения стал сопоставим с естественной смертностью в регионе, потому что курганцы не уверены, что смогут найти достойную работу и обеспечить себе будущее. Вполне в тренде оказался и доклад Контрольно-счетной палаты региона, в котором упоминается, что госпрограмма по развитию инвестиционного климата в регионе была профинансирована на 1 % (!).
Илья Винштейн
Использованы фото с официального сайта группы компании Damate
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях