В Курганской области нарастает кризис муниципальной власти. В целом ряде районов не могут найти желающих занять кресла глав, что вынуждает идти на различные ухищрения, к примеру, в виде формального создания конкуренции за счет местных управленцев. За процессами в политической жизни Зауралья внимательно наблюдают аналитики и депутаты, причем в большинстве своем они сходятся во мнении, что при текущих условиях «сесть на пороховую бочку» с мизерными бюджетами и перспективами уголовных дел никто не жаждет. В самом правительстве текущую ситуацию предпочитают не комментировать. Но, по мнению собеседников издания, даже найдя новых управленцев, решить многочисленные проблемы муниципалитетов будет крайне сложно. О нарастающих сложностях в управлении региона – в материале УралПолит.Ru.
Сразу семь муниципальных округов Курганской области в настоящее время фактически остаются без руководства. Конкурсы по выборам глав назначены на конец июня – начало июля, но на текущий момент наблюдается серьезный дефицит желающих возглавить территории.
Региональные чиновники предпринимают попытки урегулировать ситуацию, которая рано или поздно способна вызвать резкую реакцию федерального центра. Особое внимание в этом контексте привлекает Шадринский округ, глава которого Сергей Копылов подал в отставку после катастрофических пожаров, охвативших регион в конце апреля-мае. В подведомственном ему муниципалитете, к примеру, полностью выгорела деревня Юлдус, и пока неизвестно, к кому у правоохранителей возникнут вопросы после возбуждения уголовного дела о халатности. В округе сейчас идет прием заявок от кандидатов, а конкурс планируют провести 4 июля. Наиболее вероятным будущим руководителем муниципалитета считают депутата местной думы, агрария Дмитрия Жукова.
Любопытно разворачиваются события и в Целинном округе, глава которого Александр Сытов также покинул свой пост. Конкурс здесь намечен на 7 июля, причем альтернативой нынешнему и.о. главы Петру Скоробогатову стала его заместитель по социальному направлению Елена Гарипова. Такой расклад дает наблюдателям повод задуматься о создании видимости конкуренции, чтобы «хоть как-то соблюсти процедуру».
Кроме того, в конце июня пройдут конкурсы в Далматовском, Варгашинском и Катайском муниципальных округах, а в начале следующего месяца – в Притобольном. При этом в Притоболье и Варгашах документы от претендентов еще принимают. Тем не менее, как считают собеседники, и здесь события будут разворачиваться аналогично. В Далматово временно свой пост может сохранить Александр Столбов, отставку которого, по словам инсайдеров, заблокировал губернатор Вадим Шумков. Авторы местного телеграм-канала «Тинто Корнеевич Брасс» также акцентирует внимание на Звериноголовском округе, где кандидатов сдерживает вероятный интерес правоохранителей.
«Здесь до сих пор не могут найти замену уволившемуся Олегу Курочкину. Временно руководит территорией его заместитель Марина Панкратова. Конкурс объявлен давно, но претендентов нет. Никто не хочет иметь дело с силовиками, которые сейчас разбираются с некачественно построенным в Зверинке культурно-оздоровительным центром», - отмечают телеграмеры.
Попытки издания прояснить ситуацию с организацией конкурса в Звериноголовском округе не увенчались успехом. На просьбу агентства соединить с и.о. руководителя муниципалитета в секретариате ответили, что чиновница находится на совещании по видеоконференцсвязи, попросив позвонить позднее, однако в дальнейшем телефон не отвечал. Молчали и доступные аппараты чиновников в правительстве Зауралья.
Тем не менее, один из представителей управленческого аппарата региона согласился оценить ситуацию, предпочтя общаться в закрытом режиме. По его словам, в настоящее время Курганская область «столкнулась с системным кризисом в сфере управления муниципалитетами». Исходя из личных суждений управленца, на текущий момент власти, в отличие от соседних регионов, не могут справиться с руководством территориями.
«А раз так, то я не исключал бы возвращения на повестку дня некогда, и не раз, всплывавших предложений о перераспределении этих муниципалитетов между другими регионами. Тем более, совсем недавно, буквально осенью, тема возникала в Катайском районе. Стоит отметить и отток населения, в первую очередь, экономически и политически активного. Соответственно, с усугублением ситуации снижается «кормовая база» для условных элит на местах. Они давно переводят бизнес в другие регионы. И рано или поздно Зауралье должно было с этим столкнуться», - рассуждает управленец.
Как указывает собеседник издания, в Курганской области складывается ситуация, когда местные чиновники не видят никаких перспектив в должностях руководителей муниципалитетов. Более того, нередко приходится искать желающих занять посты руководителей отделов и управлений, причем это касается даже регионального аппарата.
«Едва ли не уговаривать приходится. Что говорить о местах, где мискроскопический бюджет и риски получать по голове в перманентном режиме? Ответственность большая, ресурсов нет, спрос есть и есть риск стать главным виновником. Поэтому идут туда либо после долгих уговоров, либо наивно полагающие, что их заметят и возьмут потом наверх», - заключает источник УралПолит.Ru.
За муниципальными проблемами управления наблюдают и в думе Курганской области. Депутат Юрий Ярушин в беседе с агентством обратил внимание на кадровый дефицит и потерю института преемственности, когда уходящий глава должен был подготовить себе квалифицированного сменщика.
«Необходимо, чтобы у человека было желание и возможности проявить себя, а если он видит все эти неразрешимые проблемы в ЖКХ, с пожарами, постоянным интересом правоохранительных органов, безденежьем, то вряд ли у него появится желание брать на себя эту ношу. Да и не работает это. Как пример – Притобольный район. Сколько там глав за последние годы сменилось? И все по-прежнему тяжело. Приходит человек, ранее руководивший сельсоветом, но это же не тот уровень. Нужен опыт, практика и система подготовки кадров», - считает Юрий Ярушин.
На сегодняшний же день с подготовкой существуют проблемы, по этой причине приходится искать кандидатов, пренебрегая их управленческими способностями.
«Человека избирают, вручают портфель, жмут руку, а на следующий день он начинает получать. Но нужно же понимать, что ему необходимо перестраиваться, вливаться. Для этого и нужен опыт и практика», - отмечает депутат.
По мнению директора московского Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, тяжелое положение связано, в том числе, и с налоговой политикой.
«На мой взгляд, дело здесь даже не в управленческом кризисе, вернее, не только в нем. Он является следствием складывающейся на протяжении лет ситуации. В России мало мазохистов. Районами руководить никто не хочет, поскольку, извиняюсь, геморрой большой, а прибыли никакой. Тришкин кафтан районных бюджетов просто не залатать. Курганская область бедная. Спроси у желающих в соседней Тюменской, так туда на главу района многие пойдут. Чем беднее регион, тем проблем больше, а денег меньше. И вопрос тут шире. Дело даже не в отсутствии компетенций, а в налоговом кризисе», - полагает аналитик.
Если бы налоговая система предполагала поступление серьезных средств в районные бюджеты, то кандидаты «расталкивали бы друг друга в борьбе за кресло», считает он. В условиях же, когда львиная доля налоговых отчислений уходит в федеральный бюджет, в наиболее депрессивных регионах кандидатов на посты глав территорий «практически не отыскать».
В такой ситуации регионы, обладающие серьезными ресурсами, имеют запас прочности. А в небогатых субъектах, к которым относится Зауралье, наблюдается обратная картина, поскольку ни население, ни чиновники не видят перспектив и всеми силами стремятся либо перебраться к более богатым соседям, либо же просто предпочитают не брать на себя лишнюю ответственность.
Еще один фактор, говорящий в пользу системного кризиса, подмечает представитель Фонда развития гражданского общества в УрФО Сергей Новопашин. Политолог отмечает, что нынешние проблемы имеют свою предысторию, связанную с урезанием полномочий низшего управленческого звена и преобразованием районов в муниципальные округа.
«Если мы посмотрим буквально на пару лет назад, обнаружим, что основы для нынешнего кризиса были заложены ранее. Тогда проходила муниципальная реформа, наделавшая много шума. Уже тогда создавались очаги напряжения, просто никто не понимал, чем это может обернуться. Отбор людей в новые органы власти шел не по принципу желания проявить себя, а по принципу лояльности губернской власти. А это не всегда надежно. Поставили не руководить, а приглядывать. Кризис мог и не проявиться, но в условиях экономических проблем, да еще и катастрофических пожаров все начало обозначаться особенно ярко», - считает аналитик.
Автор материала: Александр Филиппов
© Редакция «УралПолит.Ru»
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях