О влиянии COVID-19 на бизнес-среду Зауралья, причинах негативных тенденций и примерах выживания в неблагоприятных условиях – в материале УралПолит.Ru.
Курганская область выйдет из пандемии коронавируса с большими потерями для бизнеса. Такие выводы делают предприниматели и аналитики, изучая последние данные Росстата и исследования, проведенного специалистами международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Согласно данным экспертов, бизнес-демография в Российской Федерации постепенно возвращается на докарантинный уровень, однако ряд регионов, по всей вероятности, с последствиями пандемии, связанных с ней ограничений и общего экономического кризиса, справиться в обозримом будущем не сможет. Среди аутсайдеров рейтинга оказалась и Курганская область. О влиянии COVID-19 на бизнес-среду Зауралья, причинах негативных тенденций и примерах выживания в неблагоприятных условиях – в материале УралПолит.Ru.
«Предстоит наблюдать за угасанием компаний»
Представители FinExpertiza, клиентами которой, к слову, выступают такие структуры как Банк России, «Роснефть», Nintendo и Arcelor Mittal, исследовали состояние бизнес-демографии на территории России в период с января по июнь. Таким образом, в рамки анализа вошел весь период активного распространения инфекции, а также этап постепенного выхода из ограничительных мер.
Одним из маркеров состояния бизнес-демографии являлось соотношение вновь зарегистрированных предприятий к закрытым. Примерно с начала лета предпринимательская активность стала постепенно расти, однако оптимистичные выводы, по словам экспертов, делать преждевременно.
«Во время карантина произошло сокращение как регистраций новых, так и ликвидаций действующих бизнесов, что было связано с общим понижением деловой активности в стране, а также с трудностями при документообороте. В июне, когда экономические ограничения были сняты, а спрос начал восстанавливаться, регистрация предприятий активизировалась. Однако о восстановлении деловой активности говорить пока рано. Коронавирус нанес серьезнейший удар по бизнесу, поэтому нам предстоит наблюдать еще значительное число «угасающих» компаний, которые не пережили сокращение продаж», - подчеркнула президент аудиторско-консалтинговой сети Елена Трубникова.
Примечательно, что среди регионов, оказавшихся по итогам июня в числе лидеров, нет тех, кого традиционно относят к наиболее благополучным – Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Татарстана, ХМАО-Югры и ЯНАО. Напротив, в тройке лидеров оказались традиционно проблемные Ингушетия с коэффициентом 0,1 (на одну открытую фирму пришлось лишь 0,1 закрытой), Бурятия (0,2) и Еврейская автономная область (0,56). Отчасти такую парадоксальную, на первый взгляд, ситуацию можно объяснить перманентно низкой деловой активностью в этих субъектах РФ. Отметим, в топ-10 с показателем 0,9 вошел и один из регионов УрФО – Челябинская область. Столица России показала коэффициент 2,1, а Санкт-Петербург – 2,6.
При этом целый ряд регионов продемонстрировал катастрофическую ситуацию с бизнес-демографией. Абсолютный антирекорд зафиксировали в Адыгее, где на одну открытую компанию пришлось 13,9 ликвидированных. Двукратный показатель – 10,9 – аналитики отметили и в Дагестане. В числе аутсайдеров оказалась и Курганская область. По итогам июня на одну зарегистрированную фирму здесь приходится четыре закрытых.
Муниципалитеты Зауралья бьют антирекорды бизнес-демографии
Аналитика FinExpertiza, отметим, коррелирует с данными Свердловскстата, опубликованными в тот же период. Изучая оперативную информацию, можно, к примеру увидеть, что оборот розничной торговли (где велика доля малого и среднего бизнеса) в Зауралье резко снизился во втором квартале, составив лишь 86,4% к аналогичному периоду 2019 года. В денежном выражении он достиг 27,76 млрд рублей, в то время как годом ранее стремился к 30 млрд. Индекс промышленного производства по итогам июня 2020 года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего едва дотянул до 87%. Уровень безработицы в Курганской области, по данным ведомства, также очень высок – 8,3%.
Свердловскстат коснулся и непосредственно темы бизнес-демографии. Ведомство оперировало официальными данными за май с разбивкой по всем муниципалитетам. В течение месяца в Зауралье было зарегистрировано 16 новых предприятий, в то время как ликвидировано 58, что полностью соответствует данным FinExpertiza. При этом только в одном муниципалитете – Альменевском районе – соотношение оказалось положительным (одна новая фирма при отсутствии закрытых). Били рекорды Курган – 11 и 20, соответственно, а также Шадринск (2 и 10) и Мишкинский район (0 и 4).
Издание рассчитывало узнать мнение врио главы Департамента экономического развития Курганской области Владимира Ковалева относительно неутешительных данных статистики и выводов экспертов, однако в секретариате сообщили, что руководитель «находится на мероприятии, а все вопросы следует адресовать в письменном виде в Департамент информационной и внутренней политики». Впрочем, отчасти позицию чиновников иллюстрирует вполне официальный документ – подготовленный Депэкономразвития отчет о социально-экономическом развитии Курганской области за январь-июнь 2020 года, данные которого разительно контрастируют со статистикой независимых аналитиков.
В отчетах чиновников проблемы отсутствуют
Из этого доклада можно, в частности, узнать, что при общероссийском индексе промышленного производства в 96,5% по отношению к январю-июню 2019 года Курганская область демонстрирует благоприятные 97,4%, а по обрабатывающим производствам и добыче полезных ископаемых и вовсе выглядит лидером на общем фоне. Доминируют над российскими цифрами и показатели оборота розничной торговли (93,6 и 94,1) и платных услуг населению (80,1 и 83,5).
Что касается безработицы, то, по версии чиновников, она составляет 4,4% от численности рабочей силы на конец июня (а не 8,3% как у Росстата). Правда, пришлось признать, что население Курганской области продолжает редеть. С января по апрель оно уменьшилось на 2647 человек, при этом число умерших превысило число родившихся в 1,8 раза.
Тем не менее, налоги, как отметили в департаменте, в бюджет поступают исправно. Налоговые и неналоговые поступления в областной бюджет за полугодие составили около 12 млрд рублей, или 105% по отношению к прошлому году. Прогнозов относительно дальнейшего развития событий в ведомстве, однако, давать не стали.
Исчезают предприятия, созданные для ухода от налогов
Стоит отметить, что собеседники УралПолит.Ru также придерживаются разных, подчас диаметрально противоположных позиций, комментируя выводы аналитиков международного агентства и Свердловскстата. К примеру, депутат Госдумы РФ, один из учредителей крупнейшего в регионе мясоперерабатывающих производств МК «Велес» Александр Ильтяков счел их надуманными и не соответствующими действительности.
«Если руководствоваться ссылками на количество открытых и закрытых предприятий, это будет, на мой взгляд, некорректно. В Курганской области в свое время, как в тихой гавани, очень много предприятий открывалось только для того, чтобы уходить от налогов. Это однодневки, но сейчас, в связи с изменениями, эта лавочка прикрылась. Отсюда и вся эта статистика. А деловая жизнь региона оздоравливается. Не исчезли строительные и производственные компании. Более того, открываются новые», - высказал свой взгляд на текущие процессы Александр Ильтяков.
В частности, федеральный депутат приводит пример курганского предприятия по производству стальных шаровых кранов Temper, которое, по его словам, было организовано, несмотря на все экономические сложности и смогло не просто закрепиться на рынке, но и выйти на уровень экспортных поставок.
«Я состою в совете при администрации региона по вопросам грантовой поддержки. Сегодня нет пустых денег. Поддерживается не просто бизнес, который на плаву, но тот, от которого есть реальный эффект. Именно по этой причине я бы сказал, что приведенная статистика неверная», - добавил собеседник издания.
Стоит отметить, что ряд коллег Александра Ильтякова по «предпринимательскому цеху» предпочитают не распространяться о последствиях пандемии и экономического кризиса для их предприятий. Так, к примеру, генеральный директор ООО «Бентонит Кургана» Владислав Жоголев в разговоре с УралПолит.Ru эту тему предпочел обойти стороной, сконцентрировавшись на описании работы в период распространения инфекции. По его словам, крупное по меркам региона предприятие продолжало работать.
«Не могу говорить о других предприятиях, но у нас была введена дистанционная работа, за исключением производственных участков. Все меры предосторожности соблюдались, и у нас нет ни одного заболевшего. Накануне начали выходить переведенные на удаленную работу сотрудники офиса. Я полагаю, что в целом в Курганской области все меры соблюдаются, и число случаев заболевания невелико. Соответственно, старались выживать в тяжелое время, но о финансовых потерях предпочел бы не говорить», - сообщил Владислав Жоголев.
Удар для малого и среднего бизнеса может оказаться смертельным
Другие спикеры издания, впрочем, влияние пандемии и экономического кризиса на бизнес-среду Зауралья обрисовывают в иных красках. Так, депутат региональной думы Юрий Ярушин не склонен его недооценивать.
«Проблема касается, прежде всего, малого и среднего бизнеса, и она для Курганской области не новая. Тема поднималась не раз, указывалось, что в других регионах и меры поддержки больше, а у нас предприятия закрываются, поскольку люди не видят перспектив. Конечно, пандемия нанесла очень серьезный удар по этому сектору и в целом по экономике. Даже визуально видно, сколько стало объявлений о продаже и аренде площадей. Крупный бизнес еще имеет подушку безопасности и остается на плаву, хотя и ему пришлось оптимизироваться. Но у малого бизнеса есть минус. У начинающих, стартапов, не имеющих опыта, нет подготовки для таких ситуаций. Им важны меры поддержки. Они сегодня в регионе есть, но недостаточны для того, чтобы выжить и развиваться. При этом у многих таких фирм есть перспективы развития», - полагает зауральский парламентарий.
По мнению депутата, уровень существующей поддержки для МСП не отвечает запросам, что и приводит к негативным процессам, отраженным в данных исследований. В этом случае предприятия будут и далее закрываться, а население покидать регион, несмотря на анонсированные мероприятия по открытию технопарков и адресную поддержку крупному бизнесу.
Еще более жесткую оценку в беседах с изданием дают представители малого и среднего предпринимательства, вынужденные массово закрывать свои компании в период ковидных ограничений. По их словам, какой-либо заботы со стороны государства, позволяющей сохранить активы, они вовсе не чувствуют.
«Да, в регионе есть несколько витринных для властей и губернатора Вадима Шумкова предприятий, тот же «Курганприбор» или Temper. Но это ведь не весь бизнес. Его база, где задействован основной человеческий ресурс, малые и средние предприятия, агонизируют. Упадок, на мой взгляд, связан с системными проблемами, причем целенаправленно устраиваемыми. Сравните, в Ханты-Мансийске, где бывал лично, цены на продовольствие ниже, чем в Кургане, а стоимость услуг выше, как и уровень жизни. Создается стойкое впечатление, что Зауралье целенаправленно опустошается. С какой целью? Как вариант – развивать здесь добычу урана, где оставшиеся будут заняты или на непосредственно на производстве, или его обслуживании. Людей к миграции в Тюмень, Екатеринбург, Челябинск просто подталкивают. Курганская область как перспективный многонаселенный субъект с крупными месторождениями урана просто не нужен, и пополнение налоговой базы тут ни при чем», - на анонимных условиях делятся представители МСП своими суждениями.
Мнение о перспективах региона в контексте пандемии коронавируса и его влиянии на бизнес-демографию высказывают и финансовые аналитики. По мнению независимого эксперта Константина Селянина, Зауралье можно отнести к категории регионов, по которым кризисные явления нанесут наиболее ощутимый удар.
«Сама тенденция закрытия предприятий МСП прослеживается уже несколько лет. Сейчас, с пандемией, эти процессы ускорились. По разным оценкам, от 20 до 30% малого и среднего бизнеса после нее просто исчезнет. В каких-то регионах ситуация будет лучше, в каких-то хуже, но Курганская область, судя по всему, относится к аутсайдерам. Сами по себе данные о четырех закрытых на одно зарегистрированное свидетельствуют, что за этой четверкой стоит еще одно-два предприятия, которые агонизируют. Полагаю, влияет и относительно слабая экономика и сравнительно небольшое количество МСП. Выборка относительно невелика, и отсюда цифры такие впечатляющие. К прочему, сама структура этого сектора нередко ориентирована на АПК, а в связи с ограничениями были сложности и с посевной, и другой деятельностью», - считает эксперт.
По мнению Константина Селянина, сегодняшняя ситуация будет иметь отложенный негативный эффект. «В наибольшей степени пострадают региональные бюджеты. В них идет часть налога на прибыль, НДФЛ, земельные налоги, которые просто не будут уплачиваться. Думаю, Курганской области придется очень тяжело», - заключил аналитик.
УралПолит.Ru продолжит держать читателей в курсе тенденций в экономике Курганской области.
Автор: Александр Филиппов
© Вероника Борзова
Читайте еще материалы по этой теме:
-
«Жадность чиновников победила». Выльется ли история с ядохимикатами на Шуховском полигоне в уголовное дело?
-
В Курганской области начал действовать налог на самозанятых
-
Программа развития Курганской области будет подготовлена уже на следующей неделе
-
Губернатор Зауралья заявил о закрытии предприятий на карантинную неделю
-
В Курганской области начнут выдавать ипотеку под 3% годовых
-
«Это его видение работы». Шумков вновь изучает отдаленные районы
Вы можете поделиться новостью в соцсетях