​Власти просто врут населению? Курганцы вынуждены обивать пороги судов и Генпрокуратуры в борьбе за жизнь без шума и дыма

Трубы Фото: Елена Майорова

В борьбе за право жить без шума и дыма один из жителей близлежащих домов уже обошел суды и надзорные ведомства, однако реакции пока нет. При этом, ответы чиновников вызывают все больше вопросов – уже не содержится ли в них откровенная ложь? Подробности – в материале УралПолит.Ru.

В Кургане разгорается очередной скандал между властью и простым населением. На этот раз яблоком раздора стала котельная Курганской областной клинической больницы (КОКБ), которая отравляет жизнь местным жителям. В борьбе за право жить без шума и дыма один из жителей близлежащих домов уже обошел суды и надзорные ведомства, однако реакции пока нет. При этом, ответы чиновников вызывают все больше вопросов – уж не содержится ли в них откровенная ложь? Подробности – в материале УралПолит.Ru.

Житель Кургана Владимир Богданов несколько лет бьется за свое право жить в своем доме без шума и дыма. Причем в прямом смысле этих слов. Обещания властей поправить ситуацию оказываются отписками, а волокиту объясняют нехваткой денег.

Рядом с домом по ул. Коли Мяготина, 102 расположен комплекс зданий Курганской областной клинической больницы (КОКБ). Жителям многоквартирных домов, медикам и пациентам, убежден Владимир Богданов, мешает жить шум вытяжного вентилятора, установленного не в отдельном помещении, как это предусмотрено требованиями СанПиНа, а на улице возле фасада здания прачечной КОКБ, и котельная больницы, выбрасывающая в атмосферу вредные вещества.

Наружный вентилятор прачечной больницы, по данным оценки спецлаборатории Центра гигиены и эпидемиологии, шумит на 54 децибелла, при допустимом уровне в 55 децибел. При этом СанПиН отмечает, что «соблюдение предельно допустимого шума не исключает нарушение здоровья «у сверчувствительных лиц». Это как раз такой случай.

Департамент здравоохранения в 2016 году сначала сообщил курганцу, что больница поменяла подшипники в двигателе, шума стало поменьше, а ремонт и замена оборудования будет «по мере выделения денежных средств». В 2017 году директор департамента здравоохранения региона Лариса Кокорина пообещала «в ближайшее время произвести капитальный ремонт здания прачечной». Заменить обещали, но сроки ремонта не указали, а в 2019 году в суде, когда Богданов подал иск, выяснилось, что деньги на замену вентилятора больница даже и не запрашивала.

В прошлом году уже в ходе суда в больнице срочно провели аттестацию рабочих мест прачечной, при этом признались, что «оценка вредного фактора шума не производилась» – на оценку уровня шума не нашли денег. При этом, работникам прачечной рекомендовали «применять средства индивидуальной защиты органов слуха для снижения уровня шума».

История по котельной также длится много лет. По официальным данным, газовая котельная была введена в январе 2009 года на месте угольной котельной, которая была резервной, а сама больница постоянно отапливалась от центральной системы отопления Кургана. Сейчас газовая котельная является основным источником тепла, а резервным – централизованная система отопления. Из документов известно, что котельную в центре Кургана построили как основную, выброс вредных загрязняющих веществ составляет 7,08 т в год, а зона максимального загрязнения атмосферного воздуха – до 1,2 тыс. метров (в соответствии с положениями СанПиНа – Прим.ред.) , а это вся центральная часть города.

«В составе представленной на госэкспертизу проектной документации должен быть раздел – проект организации санитарно-защитной зоны, с обоснованием ее размеров. Но на время госэкспертизы в 2007 году такой раздел отсутствовал. Он был разработан по моему обращению лишь спустя три года – в 2010 году (все документы у меня есть). Значит заключение госэкспертизы, выданное в декабре 2007 года, недействительно», – отмечает Богданов.

Он также напомнил, что публичные слушания по размещению объекта тоже не проводили, «то есть котельную эксплуатируют незаконно».

Курганец ссылается на федеральный закон «О теплоснабжении», где основой госполитики в этой сфере являются развитие систем централизованного теплоснабжения и обеспечение экологической безопасности, и цитирует раздел СНиП, где прямо говорится, что «строительство собственной котельной больницы допускается при отсутствии существующих источников тепла». При этом, напомним, что больницу много лет отапливали от сетей центрального теплоснабжения, а резервную угольную включали для контроля два -три раза в год. Сейчас труба в центре города дымит круглый год.

Богданов в суде требовал обязать больницу демонтировать вытяжной вентилятор и перевести котельную в резервный источник теплоснабжения и обеспечивать ее теплом от внешних тепловых сетей.

Примечательно, что для обоснования своих требований есть у курганца и другой аргумент: как выяснилось, газовая котельная КОКБ отсутствует в схеме теплоснабжения Кургана, о чем официально сообщили власти города. Вероятно, это связано с решением гордумы Кургана №148, где записано: «Установка индивидуальных источников теплоснабжения допускается в случае отсутствия централизованного источника теплоснабжения». Нормативного акта правительства области, которому принадлежит эта котельная, о постоянном режиме ее работы, не принято.

Больница ссылается на дешевизну природного газа. Мол, если переключить учреждение на центральное теплоснабжение, то расходы возрастут. Так ли это – неизвестно. Никаких обоснованных расчетов нет.

Заместитель директора департамента госрегулирования тарифов и цен области Татьяна Киселева на запрос редакции сообщила, что «тарифы для газовой котельной КОКБ департаментом не устанавливались», а «сведениями о себестоимости тепловой энергии в этой котельной департамент не располагает».

Суды Владимир Богданов проиграл — они сослались на то, что он не смог предоставить доказательства ущерба здоровью и нарушения его прав, а «полномочиями на судебный иск в интересах других лиц он не обладает». Ответчик — КОКБ – свел свои аргументы к отсутствию бюджетных средств и необходимости их экономии, а также к имеющимся разрешительным документам.

«Получается, если не установлено, что я заболел от неправомерной эксплуатации этой котельной, то законы и нормативные правовые акты РФ можно спокойно нарушать. Создание промышленной зоны на границе с дворовой территорией жилого дома, расположенного в 300 метрах от центральной площади города, с запуском в эксплуатацию котельной в нарушение требований строительных норм и правил, работающей в постоянном режиме, снижает привлекательность и стоимость принадлежащей мне квартиры в доме, рядом с котельной», – отмечает курганец.

При этом Богданов продолжает спор за исполнение федеральных законов и нормативных правовых актов в Зауралье уже в Верховном суде РФ. Одновременно он добивается реакции надзорных органов – требует дать правовую оценку отпискам и бездействию чиновников департамента здравоохранения области.

Любопытно, что в прокуратуре Кургана ему сообщили, что «за прокуратурой города не закреплен надзор за деятельностью органов исполнительной власти области». А на обращение генпрокурору РФ, где Богданов обжаловал такой подход, ему ответили, что облпрокуратура перенаправила его жалобу тем, на кого он жаловался – в прокуратуру Кургана. Теперь Владимир Богданов написал повторную жалобу Генпрокурору РФ Игорю Краснову.

«Работникам курганской горпрокуратуры поручили дать мне ответ по жалобе на их бездействие при рассмотрении моего первичного обращения. Нарушен закон «О прокуратуре Российской Федерации», статья 10 пункта 5 указанного закона «запрещает пересылку жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются». Факт моего обращения в адрес должностных лиц департамента здравоохранения и их обещаний устранить шум путем замены оборудования в соответствии с имеющейся проектной документацией не проверялся. При этом бездействию должностных лиц по исполнению обещаний, данных заявителю, прокуратурой правовой оценки не дано», – говорится в жалобе.

Богданов попросил генпрокуратуру поручить Курганской областной прокуратуре провести внеплановую проверку работы департамента здравоохранения Курганской области с обращениями граждан. На момент публикации материала ответа не поступило.

«Я хочу, чтобы все соблюдали требования закона и нормативных правовых актов. И.о. начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства областной прокуратуры И.Половников сообщил: «…установлено, что согласно лабораторным исследованиям проведенным в 2018-2019 г.г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» замена оборудования в здании прачечной не требуется, поскольку уровень шума вентилятора (заменен на новый) не превышает предельно допустимого. Денежные средства на ремонт прачечной не выделялись по причине дефицита бюджета и необходимости реконструкции других помещений больницы. Таким образом нарушений законодательства о порядке обращений граждан со стороны департамента здравоохранения области не допущено», – рассказал Владимир Богданов.

Кто, когда и где заменил вентилятор на новый при отсутствии денег не сообщается. Что имел ввиду прокурор – неизвестно. Но, как убедился автор этих строк, скандальный вентилятор на месте и шумит по-прежнему. Это подтверждают снимки, сделанные осенью прошлого года и в декабре уже этого года.

К слову, проблема становится все более актуальной и, похоже, властям Зауралья не избежать очередного скандала. 4 декабря старший по дому по ул. Коли Мяготина, 102 Вячеслав Баландин сообщил: «У нас в доме накануне было невозможно дышать, запах со стороны котельной шел невозможный, тухлятиной какой-то несло. Как будто что-то сжигали в топке. Пришлось, несмотря на мороз, открыть все окна, проветривать — у нас в гостях внуки были...».

Автор: Павел Овсянников

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров