Дело на 345 миллионов. Как прокуратура выбивает деньги из монополиста мусорного рынка Зауралья

Фото: Полина Зиновьева

Проверка ФАС вскрыла картель регионального оператора и аффилированных компаний. Дело дошло до суда. Подробности — в материале УралПолит.Ru.

Ситуация вокруг мусорной реформы в Курганской области продолжает накаляться. Очередным витком конфронтации, в которую оказались вовлечены региональный оператор по обращению с ТКО «Чистый город», аффилированные с ним подрядчики, чиновники и надзорные органы, стал иск прокуратуры Зауралья о взыскании с монополиста рынка сотен миллионов рублей. Претензии ведомства базируются на ранее проведенной проверке Федеральной антимонопольной службы, раскрывшей созданный в регионе картель, в рамках которого львиная доля транспортировки коммунальных отходов осталась в руках регоператора и связанных с ним структур.

Арбитражный суд Курганской области принял к производству исковое заявление прокурора Курганской области Андрея Назарова к ООО «Чистый город», обладающему статусом регионального оператора по обращению с ТКО. Глава надзорного ведомства требует признать недействительными сразу 11 электронных аукционов на право заключения договоров по оказанию услуг транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Кургана, а также подписанные по их итогам еще в конце 2019 года контракты между «Чистым городом» и ООО «Компания «Экосистема». Помимо этого, прокуратура выдвинула и многомиллионные финансовые требования.

«Взыскать с ООО «Чистый город» в доход Российской Федерации ущерб, причиненный в результате совершения коррупционного правонарушения, в размере 296 002 228,67 рублей. Взыскать с ООО «Чистый город» в доход Курганской области предоставленную для компенсации фактически не понесенных расходов по транспортированию ТКО субсидию в размере 47 919 800 рублей», - указано в исковом заявлении.

Документы уже приняты в производство, а предварительное судебное заседание назначено арбитражем на 4 июля. К этой дате от регоператора и «Экосистемы» ждут письменный отзыв по существу заявленных требований.

Напомним, по итогам аукционов в преддверии старта мусорной реформы екатеринбургская «Компания «Экосистема» (в 2022 году перерегистрировалась в Кургане – Прим. ред.) оказалась единственным участником и, соответственно, победителем по наиболее финансово емким направлениям на территории Кургана. Фирма получила все 11 лотов на общую сумму 750 млн рублей, при этом подрядчик должен был вывезти порядка 2,3 млн «кубов» коммунальных отходов.

Уже тогда на рынке обращали внимание на аффилированность заказчика и подрядчика. Это подтверждается взаимосвязями между фирмами. Так, по данным ЕГРЮЛ, единственным учредителем «Чистого города» выступает предприниматель Дмитрий Е. Он же, совместно с Евгением К., является совладельцем екатеринбургской компании «Баркас+», связанной с операционной деятельностью с отходами. В свою очередь, гражданин К. значится единственным учредителем «Компании «Экосистема», так же задействованной на отраслевом рынке.

На эти данные обратили внимание и в Федеральной антимонопольной службе, организовавшей проверку после поступления материалов из прокуратуры Курганской области о вероятных нарушениях законодательства при организации электронных аукционов. Ведомство создало комиссию под руководством начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Григория Радионова. Помимо «Чистого города» и «Компании «Экосистема» в поле зрения антимонопольщиков попал и еще один транспортировщик отходов – ООО «ТрансСервис» из Екатеринбурга, - подконтрольный тому же Дмитрию Е., а также Семену И. (бизнес-партнер Е. по нескольким компаниям – Прим. ред.).

Как следует из решения комиссии ФАС (копия документа находится в распоряжении издания – Прим. ред.), ведомство проверило обстоятельства проведения аукционов конца 2019 года, а также, для сравнения, другие процедуры с аналогичным предметом торгов, проведенные двумя годами позже.

«По результатам анализа иных конкурентным процедур, проведенных ООО «Чистый город» в отсутствие соглашения с ООО «Компания «Экосистема», которое привело к ограничению конкуренции, установлено значительное снижение НМЦК до 43%, что свидетельствует о возможности иных хозяйствующих субъектов принять участие в указанных торгах», - следует из документов.

Изучив эти данные, комиссия пришла к выводу, что торги прошли «в отсутствие конкурентной борьбы, электронные аукционы признаны несостоявшимися ввиду наличия единственного участника – ООО «Компания «Экосистема», а контракты заключены без снижения начальной (максимальной) цены контрактов». Кроме того, в многостраничном решении комиссии указывается, что расследование проводилось, в том числе, на базе данных прокуратуры, а также судебных решений, принятых по иску одного из несостоявшихся претендентов на участие в аукционах – местной компании «Новый ресурс».

Этим интерес антимонопольщиков, однако, не ограничился. Члены комиссии подробно разобрали взаимосвязи регионального оператора и его партнеров, отметив не только общих руководителей, но и другие примечательные моменты. В частности, они касались использования единой инфраструктуры.

«В 2019 году ООО «Компания «Экосистема» и ООО «Чистый город» осуществляли вход на электронную торговую площадку с одного IP-адреса. С этого же IP-адреса ООО «Компания «Экосистема» подавало заявки на участие в аукционах, проведенных в 2019 году, и подписывало контракты по итогам их проведения. Ответчики подавали налоговую и бухгалтерскую отчетность в период с 2018 по 2021 год через одного специализированного оператора связи – ООО «Компания «Тензор» - с использованием одного IP-адреса. Установлено, что IP-адрес является статическим и выделен ООО «ТрансСервис», которое <…> образует подконтрольную группу лиц с ООО «Чистый город», - среди прочего говорится в заключении комиссии ФАС.

Также в документах упоминается об использовании одних и тех же электронных цифровых подписей и единого адреса электронной почты. Кроме того, были вскрыты и устойчивые финансовые связи между фирмами.

«В 2019 году ООО «Чистый город» осуществляло денежные переводы на счета ООО «Компания «Экосистема» с назначением платежей «аренда автомобилей» на общую сумму свыше 6 миллионов рублей. Кроме того, в 2019 году ООО «ТрансСервис» предоставило ООО «Компания «Экосистема» займы на общую сумму свыше 84 миллионов рублей», - упоминается в материалах комиссии. 

Также выяснилось, что «Экосистема» и «ТрансСервис» фактически располагаются по одному и тому же адресу в Екатеринбурге (улица Шефская, 2А-9). А на рабочих местах сотрудников «Компании «Экосистема» были обнаружены печати регионального оператора.

«Признать ООО «Чистый город» и ООО «Компания «Экосистема» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению конкуренции в рамках аукционов, проведенных в 2019 году <…> Направить решение и материалы по делу <…> в правоохранительные органы для проведения процессуальной проверки». – заключила комиссия.

Примечательно, что с момента вынесения решения ФАС о наличии картельного сговора никаких санкций к его участникам не последовало, в том числе, со стороны регионального руководства, отвечающего за реализацию мусорной реформы на подведомственной территории. Впрочем, сейчас ситуация может измениться и привести к серьезным финансовым последствиям для «Чистого города». Заявленная в иске прокуратуры сумма около 345 млн рублей, исходя из финрезультатов деятельности регионального оператора, является более чем весомой.

Компания на протяжении нескольких последних лет генерирует убытки, что отражено в официальной налоговой отчетности. Так, в 2020 году, то есть с начала мусорной реформы, региональный оператор получил чистый убыток в размере около 18,5 млн рублей, который в дальнейшем лишь возрастал. В 2021 году он достиг 20,8 млн, а по итогам прошлого вырос до 100,1 млн рублей. При этом баланс активов фирмы по итогам прошлого года составил, по данным ФНС, - 489,8 млн рублей.

«С учетом размера иска, а также других финансовых требований, озвученных в судах за последний год и составляющих десятки миллионов рублей, можно сказать, что в бюджете регоператора может быть пробита серьезная финансовая дыра, которую, возможно, придется либо покрывать за счет очередных субсидий со стороны бюджета, либо же ставить вопрос о его уходе с рынка. К тому же прокуратура сейчас активно работает не только по этому картелю, но и по установленным нормативам накопления ТКО, уже признанным судами нескольких инстанций незаконными», - комментирует текущую ситуацию собеседник информагентства на отраслевом рынке.

Уточним, курирует мусорную реформу в Курганской области региональный департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов. В июне свой пост оставил и.о. директора структуры Олег Поршаков, который подписывал последний на текущий момент приказ об установлении нормативов ТКО от 1 февраля. Его предшественник, Станислав Носков, покинул этот пост осенью прошлого года, переведен на должность начальника управления спецпрограмм. Носков в свое время так же подписывал документы о нормативах накопления ТКО, признанные нелегитимными.

УралПолит.Ru продолжит следить за развитием событий.

Автор: Александр Филиппов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров