В Зауралье пытаются решить вторую вечную проблему России. «Варяги срывают дорожные контракты»

А в программу по развитию автодорог вмешались новые федеральные нормы

​Удвоение дорожного фонда не решило проблему качества дорог в Зауралье. Вечную для страны проблему сегодня, 13 октября, обсуждали члены областного кабмина и эксперты. Подробности – в материале экспертного канала «УралПолит.Ru».

Удвоение дорожного фонда не решило проблему качества дорог в Зауралье. Вечную для страны проблему сегодня, 13 октября, обсуждали члены областного кабмина и эксперты. Подробности – в материале экспертного канала «УралПолит.Ru».

Программу развития автомобильных дорог в Курганской области составили на 2014 – 2020 годы. Она предполагает строительство 244 км новых дорог и 13 мостов. Это позволит соединить дорогами с твердым покрытием 61 село региона. Сегодня около 400 населенных пунктов области еще не имеют такой надежной круглогодичной связи с окружающим миром.

Как отметил сегодня, 13 октября, на аппаратном совещании, начальник Главного управления автомобильных дорог Анатолий Старостенко, программа позволит увеличить долю дорог с твердым покрытием на 3 %, до уровня 78 %.

В программе три главных проекта: дорога Шадринск – Мингали – Новые Пески Мишкинского района, дорога Мокроусово – Мостовское в Мокроусовском районе и строительство автодороги Целинное – Кислянка – Патранино на границе с Челябинской областью.

Ежегодно также намечено выделять 1–1,2 млрд руб. на ремонт и содержание дорог. Этого хватит примерно на 100 км автотрасс в год. А муниципалитеты будут ежегодно получать по 800 млн руб. на местные дороги. Но уже первый год реализации программы показал, что планы и реальность расходятся. Сокращение поступлений акцизов на ГСМ уже заставило сократить финансирование программы 2014 года на 170 млн руб., отметил Анатолий Старостенко. За год запланировали построить около 35 км дорог, для подрядчиков провели около 200 электронных аукционов и конкурсов.

Но ряд контрактов срываются. Как объясняют специалисты, в регион за последние годы пришли дорожники-варяги, которые не знают местной специфики. А это работы со связанными грунтами, которые требуют строгого соблюдения технологии работ, и большая протяженность доставки стройматериалов.

«Госконтракты выигрывают в расчете на субподряд и в условиях отсутствия у подрядчиков производственных баз», – отметил Старостенко, сообщив, что именно по этой причине сорваны сроки работ трестом «Уралмостострой» (Челябинск) в Макушинском районе, ОАО «Южуралпромпродукт» (Челябинск) при строительстве подъезда к селу Мясниково в Белозерском районе, а «Автодорстрой» (Челябинск) допустил дефекты на дороге в Целинном районе.

Как сообщал «УралПолит.Ru», в этом году самым крупным объектом в Кургане является отрезок шоссе имени Тюнина от старого поста ГИБДД до памятника воинам лыжного полка на Увале. Контракт на 82 млн руб. выиграла фирма «Свердловскавтодор», но передала его на субподряд тюменскому ДСП, и работы идут с огромным опозданием. На совещании с гендиректором «Свердловскавтодора» Дмитрием Рыбиным и директором тюменской фирмы Олегом Ткачевым им поставлено условие – сначала полностью завершить отрезок шоссе до поворота на поселок Керамзитный, а затем продолжать работы до конечной отметки.

«На этой трассе сейчас идет укладка асфальта, мы будем тщательно контролировать качество работ, потому что нам важно именно качество, а не скорость, – отметил Сергей Заскалькин, – нам бы не хотелось, чтобы водители Кургана потом предъявляли претензии, мол, все сделано наспех».

«Гарантийный срок на этот участок шоссе – пять лет, и подрядчик не получит ни рубля, пока не будут подписаны документы о сдаче дороги в полном соответствии с контрактом», – подчеркнул заместитель директора департамента развития городского хозяйства Сергей Заскалькин.

Федеральный закон № 44 запрещает выставлять квалификационные требования при дорожных работах, поэтому заказчику приходится использовать только один инструмент – разрыв контракта с недобросовестным подрядчиком в одностороннем порядке.

Управление в этом году уже предъявило 44 претензии подрядчикам на сумму свыше 6 млн руб. Есть и споры со стороны подрядчиков. Например, по жалобе ОАО «Вест» из Екатеринбурга УФАС приостановило заключение контракта по итогам аукциона на ремонт восьми мостов. Судебный спор продолжался с февраля по июль этого года, в итоге жалоба отклонена, действия Глававтодора по выбору подрядчика признаны законными, но время упущено, работы по ремонту мостов под угрозой срыва.

Федеральный закон «О транспортной безопасности» поставил в тупик зауральских дорожников. Новые правила требуют оборудовать мосты длиной свыше 25 метров системой защиты и контроля, на это, по предварительным расчетам, нужно около 700 млн руб., которых в дорожном фонде попросту нет. Анатолий Старостенко отметил, что иногда затраты на исполнение закона обходятся дороже, чем сооружение самого моста. А в регионе 270 мостов. Уже на первый этап – оценку уязвимости объектов – на 2015 год заложили 10 млн.руб., но решили брать объекты свыше 100 метров длиной, тогда средств хватит. «И все же ждем разумных изменений на уровне Российской Федерации», – признался Старостенко, отметив, что соседние области также шлют обращения в федеральные органы власти по этому поводу.

Не меньше проблем с регистрацией прав на автодороги регионального и местного значения. Для постановки дорог на кадастровый учет сейчас требуется пакет документов, которых просто не существует. Дело в том, что в советские времена дороги строили хозспособом колхозы и совхозы, а затем передавали их на баланс Глававтодора общим списком – 2400 км – без проектной документации и без актов приемки госкомиссиями. Процесс постановки дорог на кадастровый учет, в том числе и в муниципалитетах, приостановлен, признался Анатолий Старостенко, а на просьбу правительства области внести изменения в требования подготовки технического плана дорог Минэкономразвития РФ ответило отказом.

Это, как признают эксперты, проблема не только Зауралья, а всей страны. И если раньше дороги оформлялись по декларациям, то новый порядок, по мнению части специалистов, создал тупиковую ситуацию, необходимы поправки в нормативную базу.

Но начальник управления Росреестра по Курганской области Олег Молчанов считает, что выход есть: «Нужно проводить межевание, ставить объект на учет как дорожное полотно. Мы же так делали. Речь идет о межпоселковых дорогах, там есть вариант, просто он достаточно затратный»

Оценку работы зауральских дорожников сегодня дал и председатель общественного совета при Глававтодоре, эксперт с большим опытом Александр Баймиструк. Он напомнил, что по нормативам дорогу надо ремонтировать раз в четыре года, а значит, объемы ремонта в Зауралье ежегодно должны быть на уровне 2000 км, а на деле в программе речь идет о 100 км в год.

Он привел данные своих исследований, проведенных в КГУ, где оценивались затраты, связанные с уменьшением скорости автомобилей на плохом участке дороги в Кургане от «Курганстальмоста» до Шадринского кольца. «Эти затраты втрое превысили средства, необходимые для ремонта этого участка», – отметил эксперт, пояснив, что в области свыше 70 % дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения не соответствуют нормативам.

Серьезным изъяном в организации дорожных работ, считает Александр Баймиструк, является отсутствие в регионе территориальных расценок. В Зауралье назначается единая цена на все дороги, хотя ясно, что объект в Щучанском районе ближе к месту поставки щебня в Катайске, чем участок дороги в Петуховском районе за 400 км на восток. Значит и стартовую цену контрактов надо дифференцировать. По его мнению, необходима системная работа по развитию дорог в Кургане и Шадринске. «В генпланах городов есть раздел «Транспорт», но там нет никаких расчетов и обоснований развития магистралей, нет и разделения улиц по классификации, что позволяет грамотно оценивать их с технической стороны», – заметил Баймиструк.


Павел Овсянников

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров