«Половина хозяйств обречена на выживание». Что происходит с АПК Зауралья

АПК Фото: Евгений Поторочин

Невостребованными остаются и десятки земельных участков для строительства животноводческих ферм. О проблемах зауральского агропрома – в материале УралПолит.Ru.

Расширение мер государственной поддержки ключевой отрасли экономики Курганской области – сельского хозяйства – не приносит ожидаемого эффекта и, по словам собеседников издания среди аграриев, носит преимущественно декларативный характер. Масштабы обновления парка сельхозтехники не могут компенсировать его стремительное устаревание, а компенсации на приобретение скота не вызывают повышенного спроса из-за проблем с рынком сбыта. Невостребованными остаются и десятки земельных участков для строительства животноводческих ферм. О проблемах зауральского агропрома – в материале УралПолит.Ru.

Департамент сельского хозяйства Курганской области проинформировал об «активном обновлении парка сельскохозяйственной техники и оборудования для агропроизводства. По подсчетам чиновников, за три квартала текущего года было приобретено около 1,7 тыс. единиц на сумму 2,7 млрд рублей. В это число вошли, среди прочего, 123 трактора, 22 посевных комплекса, 78 зерноуборочных и пять самоходных кормоуборочных комбайнов, а также 221 сеялка. Годом ранее отрасль получила лишь немногим более тысячи единиц техники на сумму 2,1 млрд. Увеличение объемов в департаменте объясняют активным применением программ АО «Росагролизинг».

Впрочем, ряд отраслевиков в беседах с УралПолит.Ru, признавая саму необходимость модернизации парка, отмечают, что ее темпы «вряд ли могут в оперативном режиме компенсировать устаревание техники, которая зачастую используется в хозяйствах десятилетиями и регулярно выходит из строя».

В августе чиновники были вынуждены признать, что в регионе, где 40% населения проживает в сельской местности, обеспеченность сельхозтехникой составляет около трех комбайнов и тракторов на тысячу гектаров, при этом свыше 80% машин используется более 10 лет, а ее износ превышает 50%. В этих обстоятельствах крайне сложно рассчитывать на увеличение производительности. При этом ситуация остается на таком уровне все последние годы, а рост закупок неспособен в обозримой перспективе повлиять на ситуацию, признаются сами аграрии.

Во многом существующие проблемы иллюстрируют и последние данные регионального подразделения Росстата. Так, на 2% за последний год сократились надои молока (с 144,7 тыс. тонн до 141,8), уменьшилось поголовье скота (крупного рогатого, свиней, овец и коз), а рост поголовья птицы и производства яиц определяется символическими значениями. Наиболее ярко регресс выражен в индивидуальных хозяйствах, однако и в секторе КФХ уменьшается производство яиц (на 14,1%), общего производства скота и птицы на убой в живом весе (на 2,7%) и собственно поголовья птицы (на 7,2%).

Если же рассматривать динамику производства основных продуктов животноводства по всем категориям хозяйств в период, охватывающий 2015-2019 годы, то несложно увидеть, что общий объем птицы и скота на убой в живом весе сокращается последние два года. В прошлом году было произведено 68,4 тыс. тонн, в то время как годом ранее 70,6 тыс. тонн. Промежуточные итоги текущего года также не внушают оптимизма. По всей вероятности, тенденция на снижение получит свое продолжение.

Неоднозначной выглядит и ситуация с посевными площадями Зауралья. Так, в прошлом году, по официальном данным, аграрии Курганской области засеяли более 1,332 млн гектаров. В подсчеты вошли все виды посевов (зерновые, зернобобовые, картофель, овощи и кормовые культуры). Однако годом ранее они достигали 1,338 млн гектаров, в 2017 превышали 1,361 млн, а пик за последнее пятилетие был достигнут в 2016 году – более 1,362 млн гектаров.

Наконец, наиболее ярко негативная картина проявляется в ситуации с крестьянско-фермерскими хозяйствами. Если в 2015 году их в Курганской области, согласно данным статистического ведомства, насчитывалось 1 тыс. 186, то в последующем это число практически ежегодно снижалось. В 2016 году в Зауралье работало уже 1 тыс. 162 КФХ, а после незначительного увеличения в 2017 – 1 тыс. 175 хозяйств – последовал обвал. В 2018 году количество действующих производителей сельхозпродукции сократилось до 1 тыс. 144, а в 2019 – до 1 тыс. 43. С учетом общего экономического кризиса, сложностей с получением поддержки, пандемии и неблагоприятных погодных условий, по мнению собеседников издания в агросекторе Зауралья, тенденция «вряд ли изменит вектор».

«На самом деле поддержку получить крайне нелегко. Никаких пояснений от чиновников не добьешься. Говорят, существуют десятки ее видов, но по факту с той же несвязанной поддержкой большие проблемы. А реализовать проект с нуля и вовсе почти невозможно. Насколько знаю, в прошлом году деньги на развитие получили около трех десятков КФХ, но это капля в море. Тем более, там целая куча условий, выполнить которые зачастую тяжело даже опытным фермерам, не то что начинающим. Я уж не говорю о чехарде в самом департаменте, и слабой квалификации подчиненных. Нередко добиться пояснений по требованиям к претендентам на поддержку почти нереально», - говорит один из агропроизводителей, так и не добившийся помощи.

Впрочем, существуют и альтернативные мнения относительно ситуации в сельском хозяйстве Курганской области. Ряд собеседников УралПолит.Ru акцентирует внимание на ряде позитивных моментов. К их числу эксперты относят, к примеру, некоторый рост (на 12,9%) экспорта продукции АПК за январь-сентябрь текущего года в сравнении с предыдущим аналогичным периодом, а также попытки властей модернизировать парк сельхозтехники.

«Посевные площади, по нашим данным, напротив, увеличиваются, во всяком случае, силами крестьянско-фермерских хозяйств (данные Росстата, впрочем, говорят, скорее, о стагнации: 2017 год – 500,7 тыс. гектаров, 2018 – 501,2 тыс., 2019 – 493,2 тыс. – прим. ред.). Что касается животноводства (буквально накануне было заседание комитета, на котором отчитывался новый директор департамента), то субсидий по программам «Семейный фермер», «Начинающий фермер», «Агростартап» выдано почти в два раза больше. Порядка 486 млн. Увеличилось и количество членов Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств. Я бы не стал говорить об уменьшении, наоборот, есть тенденция к увеличению. Работает и программа «100 мини-ферм». Директор департамента обещал ее выполнить. По малым формам хозяйствования, думаю, прогресс есть, хотя результат будет виден года через три», – рассказал депутат Курганской областной думы Владимир Алейников.

Проблемы, связанные с работой крупных агроорганизаций, парламентарий вместе со своими коллегами планирует обсудить с руководством департамента АПК отдельно.

«Важно, чтобы они могли конкурировать в предприятиями соседних регионов, Тюменской и Челябинской областей. Меры требуют обсуждения», – добавил Алейников.

Однако в беседах с изданием собеседники излагали и другие мнения. В отраслевом объединении Зауралья, к примеру, отметили, что получить финансовую поддержку бывает крайне затруднительно, несмотря на все заверения чиновников.

«В целом по субсидиям в этом году я бы охарактеризовал ситуацию как неблагоприятную. На 30-40% снизились субсидии для сельхозпроизводства, в частности, полеводства, по несвязанной поддержке на гектар пашни. Кроме того, к сожалению, для крестьянских хозяйств эта несвязанная поддержка по факту связана по рукам и ногам. Столько крючков, что получить ее многие просто не могут. Да к тому же она копеечная. У нас, насколько помню, сейчас 994 крестьянских хозяйства, и 49% из них ни копейки не получили. Если есть даже минимальная задолженность по налогам, останешься без денег. И этот вопрос не решается. Далее, если ведешь посев нерайонированными сортами семян, например тюменскими, тоже не получишь субсидии на 500 тысяч или миллион. То есть, половина хозяйств, по сути, обречены на выживание», – высказывает свой взгляд на ситуацию исполнительный директор Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) Курганской области Виктор Худяков.

В текущем году ситуацию усугубила и сильная засуха. Аграрии добивались введения режима чрезвычайной ситуации, что позволило бы спасти положение, но безуспешно.

«Я помню страшную засуху 1975 года, но тогда сельскому хозяйству помогал весь Советский Союз. А в этом году даже ЧС не стали объявлять. Доходило до того, что мне звонил директор нашего сельскохозяйственного банка и говорил, что готов пролонгировать кредиты под льготные проценты, но нужен этот режим. Его объявили в Челябинской области, у нас нет. Мне сообщали члены нашего объединения из Сафакулевского района. У них урожай – 5 центнеров с гектара. В соседнем регионе в такой же ситуации выплачивали субсидии да еще и кредит отсрочили, а у нас ничего. Люди из приграничного муниципалитета мне прямо говорят: бросим все, перейдем к ним, возьмем землю в Челябинской области и будем работать там», – приводит примеры собеседник издания.

Как сообщают аграрии, после длительной засухи, пошли дожди, и в результате зерно стало прорастать прямо в колосьях, что сразу же сделало его фуражным. Реализовать его можно только как корм для скота.

«А скота у нас год от года меньше, где-то его вообще уже почти нет. Очень тяжелая ситуация», – говорят сельхозпроизводителя.

Кроме того, по словам аграриев, негативное влияние отказывает и регулярная смена руководителей профильного департамента.

«Куда это годится, когда ответственный за весь АПК прибежал и тут же убежал, даже не углубившись в проблему. Мы их в лицо запомнить не всегда успеваем», – отмечают участники рынка.

Действительно, с 1 октября пост в статусе врио занимает Рустам Камалетдинов, ранее, например, возглавлявший ФГУП «Торговый дом «Кремлевский» в Москве и оказывавший финансовые услуги во главе ООО «Современные технологии» в Уфе. А до него за последние пару лет в кресле директора департамента АПК Зауралья последовательно сменили друг друга Сергей Пугин, Владимир Марфицин, Владимир Архипов, Павел Остапенко, Сергей Зяблов и Павел Кощеев, причем некоторые из них не провели в нем и месяца.

Затрагивают собеседники издания и тему участков для строительства животноводческих ферм, информация о которых размещена на официальном сайте департамента. Перечень содержит 70 перспективных площадок, однако аграрии к ним особого интереса не проявляют.

«Все упирается в финансы. Если бы деньги были, были бы доступные кредиты и субсидии, народ бы, думаю, тянулся. Это основная причина. Участки-то у нас есть, мы ждем людей. Нам нужны инвесторы с хорошим капиталом, но пока их нет. Есть три базы, одна животноводческая, на которой раньше поголовье составляло около трех тысяч животных. Две из них еще используются фермером, но все остальное просто пустует. Когда-то я был председателем колхоза, у меня было две с половиной тысячи голов скота. Сейчас нет ничего, может быть, 100-120 голов. Есть территория в три гектара, где был комбикормовый цех, можно производить корма, есть бывшая автоколонна на трех гектарах. Мы ждем инвесторов, но пока их нет. Люди очень бедны. В итоге тысяч 15 гектаров только у нас не используется земли», – констатирует представитель сферы АПК из Притобольного района Владимир Ерофеев.

УралПолит.Ru продолжит следить за ситуацией в агрокомплексе Курганской области.

Автор: Александр Филиппов 

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров