​На кону – крупные преференции. ОЭЗ в Кургане может стать кулуарным проектом под крылом старых элит и «Ростеха»

ОЭЗ Фото: Евгений Поторочин

О перспективах ОЭЗ «Курганская», будущих резидентах, управлении площадкой и ее инфраструктурном развитии – в материале УралПолит.Ru.

В правительстве РФ подтвердили планы расширения формируемой на территории Курганской области особой экономической зоны (ОЭЗ). Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Предполагается, что границы площадки значительно расширятся за счет включения в нее промышленной зоны регионального центра и села Иковка Кетовского района. Планируется, что в общей сложности до 2024 года Зауралье в рамках спецподдержки социально-экономического развития должно получить порядка 5 млрд рублей из федерального бюджета. Впрочем, пока промышленники и эксперты с осторожностью отзываются относительно успеха реализации проекта. О перспективах ОЭЗ «Курганская», будущих резидентах, управлении площадкой и ее инфраструктурном развитии – в материале УралПолит.Ru.

Первые попытки создания особой экономической зоны в Кургане были обозначены еще осенью минувшего года, когда в Минэкономразвития РФ была направлена соответствующая заявка. Однако тогда федеральные чиновники потребовали доработать документацию. Работа активизировалась после февральского визита в Зауралье главы кабмина Михаила Мишустина. Была подана повторная заявка, нашедшая на этот раз понимание в Москве. Стоит отметить, что в 2019 году идею создания ОЭЗ в Курганской области поддержал и президент РФ Владимир Путин.

Ядром особой экономической зоны была выбрана территория одного из крупнейших предприятий региона – «Курганмашзавода» (входит в «Ростех» – Прим.ред.). При этом на самом предприятии в марте сообщали, что готовы к реконструкции участка, занимаемого прессово-сборочным заводом под нужды потенциальных резидентов, одновременно пообещав лояльные условия по платежам за энергоносители. Сумму, необходимую для подготовки территории ОЭЗ, оценивали приблизительно в 420 млн рублей. При этом предполагалось, что после запуска проекта прямые инвестиции смогут достигнуть 14,8 млрд рублей, а Зауралье получит порядка 2,7 тыс. новых рабочих мест.

В ноябре были озвучены планы расширения территории ОЭЗ, отраженные, в том числе, и в документах правительства. Так, из распоряжения, подписанного Михаилом Мишустиным, следует, что с 2021 года на субсидии в рамках программы социально-экономического развития региона смогут претендовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. А полученные деньги можно будет направить на первый взнос по договорам лизинга, кредиты на реализацию проектов по внедрению передовых технологий, а также создание новых продуктов и импортозамещающих производств.

Кроме того, как следует из документа, планируется расширение ОЭЗ «Курганская» до 267,8 гектара. Новые площадки должны появиться в промзоне областной столицы и Кетовском районе. Дополнительно правительство РФ озвучило намерения инвестировать не менее 5 млрд в социально-экономическое развитие депрессивного региона.

«Значительное, до 267,8 гектара, расширение площади создаваемой особой экономической зоны «Курганская» позволит включить в нее новые площадки, на которых смогут разместиться новые производства. А это дополнительные рабочие места с достойной заработной платой. Кроме того, изменится перечень планируемых к реализации инвестиционных проектов, что расширит круг потенциальных инвесторов, заинтересованных в том, чтобы получить дополнительные налоговые льготы», – прокомментировал замгубернатора Курганской области по экономической политике Владимир Архипов решение о формировании и расширении ОЭЗ.

Незадолго до этого, в сентябре, свой взгляд на создание особой экономической зоны в Зауралье на встрече с представителями промышленного сектора высказал и губернатор Вадим Шумков. По его словам, уже сейчас рассматривается создание нескольких новых значимых производств в среднесрочной перспективе.

«Проект достаточно большой, поэтому идет тяжело. Особая экономическая зона – это очень большие налоговые льготы, поэтому правительство РФ очень тщательно смотрит документы. Планы - более 60 тысяч квадратных метров производственных площадей завести под статус особой экономической зоны, завести туда новых резидентов совместно с КМЗ и управляющей компанией и запустить в Кургане несколько новых заводов, создав сотни, а может быть, и тысячи новых рабочих мест», – анонсировал глава региона.

Собеседники издания в профильном департаменте региона, впрочем, уже сейчас предполагают, что большая часть проектов в будущей ОЭЗ будет связана с интересами бенефициаров самого «Курганмашзавода», а также АО «НПО «Курганприбор» Сергея Муратова. По их мнению, львиная доля резидентов так или иначе будет аффилирована с ними. Впрочем, найдется место и для среднего бизнеса, если будет благоприятствовать общая экономическая ситуация.

«На самом деле есть не только какие-то наметки. Есть и вполне реальные очертания, связанные с резидентами будущей ОЭЗ. Например, есть планы по строительству завода по производству литиевых химических источников тока. Думаю, этот проект вполне можно реализовать. Соглашения подписываются. Конечно, предполагаю, что порядка 90% резидентов, так или иначе, будут связаны с Сергеем Муратовым. Дело в том, что эти компании под зонтом ОЭЗ получат крупные преференции в плане налогов. Честно говоря, каких-то совсем новых инвесторов пока не ожидается. В основном, местный бизнес можно привлечь налоговыми льготами. Поэтому и границы ОЭЗ расширяются, в них включается промышленная зона Кургана. Думаю, что возведение первых мощностей стоит ожидать уже в будущем году, но реальную отдачу можно ждать лет через пять», – предполагает управленец.

Впрочем, до этого предстоит проделать весьма трудоемкую работу по обустройству площадок. Не секрет, что ОЭЗ предполагает постоянное присутствие на ее территории таможенных органов. Пока в УТУ распоряжение правительства РФ не поступало, а в целом на территории УрФО действует только одна особая экономическая зона.

«Решение правительства Российской Федерации о создании ОЭЗ на территории Курганской области не поступало. От представителей правительства Курганской области в Тюменскую таможню поступали запросы о требованиях к обустройству и оборудованию территории особой экономической зоны и организации зоны таможенного контроля. Техническое задание на обустройство и оборудование территории ОЭЗ в целях осуществления таможенного контроля утверждает ФТС России. В настоящее время в Уральском федеральном округе функционирует две площадки особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Титановая долина», – следует из официального ответа Уральского таможенного управления на запрос издания.

Пока же наблюдатели оценивают перспективы развития особой экономической зоны достаточно осторожно. Собеседники УралПолит.Ru приводят примеры как успешных практик реализации проектов, так и пока не оправдавших в полной мере ожидания. К прочему, в разговорах с изданием затрагивается вопрос планируемой реорганизации институтов развития и инструментов экономической политики. Предполагаются, что функции управляющих компаний перейдут к ВЭБ.РФ. Таким образом, прекратит свои полномочия АО «ОЭЗ».

«Бесспорно, особая экономическая зона способна быть драйвером экономики региона. Что такое ОЭЗ? Это, прежде всего, особый налоговый режим, делающий вложения в одном регионе более доходными, чем в соседнем. Но важно, кто туда придет. ОЭЗ создает возможности для привлечения инвестиций. В настоящее время тот же иностранный капитал после 2014 года сдержанно относится к проектам в России, а свой собственный капитал не так уж и разошелся по регионам, чтобы, узнав об открытии ОЭЗ, дружно туда ринуться. Среднего бизнеса в России не так много. От принципа до факта достаточно большое расстояние. Вопрос в том, есть ли рядом с Зауральем те инвесторы, которых можно заманить к себе. Ведь Курганская область – далеко не рай земной», – полагает директор столичного Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

По мнению собеседника издания, речи о ликвидации особых экономических зон в России, как было указано в ряде СМИ, не идет, поскольку с учетом многомиллиардных вложений это попросту бессмысленно. Скорее, можно говорить о переподчинении в рамках реформы институтов и инструментов развития. Впрочем, «инвентаризация» не исключает ликвидации нескольких отдельных неэффективно работающих площадок.

«Важно, чтобы ОЭЗ не получила характеристику бесперспективной. Если этого не произойдет, то переподчинение – это даже плюс. Оно предполагает концентрацию ресурсов. Но тут многое будет отдано на откуп единому органу управлению. Хотя стоит признать, что намерения создания ОЭЗ в Курганской области правильные, поскольку предполагает появление дополнительной прибыли. И, конечно, важен фактор квалифицированного администрирования и возможностей лоббизма властей региона отстоять перед АП и правительством необходимость создания такой зоны», – добавил аналитик.

Однако на текущий момент все это остается лишь долгосрочными планами с не вполне ясными контурами реализации. О факторах, способных воспрепятствовать реализации стратегических планов правительства и региональных властей рассуждает экономист Константин Селянин.

«Сама по себе идея особых экономических зон неплоха. Более того, в том же Китае ОЭЗ являются драйверами роста экономики и эпицентрами развития. Другое дело, что у нас в России мы имеем достаточно противоречивый опыт. Нельзя говорить, что это некий прорыв или, напротив, тупик, поскольку опыт неоднозначный. Есть та же Алабуга, успешный проект, еще две-три специализированных зоны, хорошо себя зарекомендовавших. Но есть и другие примеры. Даже «Титановая долина», в которую вложены огромные деньги, выглядит, мягко говоря, неоднозначно. Многое зависит от того, кто и как управляет конкретной ОЭЗ», – рассуждает специалист.

Переподчинение особых экономических зон ВЭБ.РФ экономист оценивает на текущий момент неоднозначно. По словам Константина Селянина, нет никаких гарантий, что «если ранее институты развития управлялись не лучшим образом, нет никаких гарантий, что в управлении новой структуры ситуация изменится».

«Вопрос не в том, кто управляет, а как управляет. В свое время мне довелось сотрудничать с «Роснано», и могу сказать, что там есть люди с очень хорошим, нередко западным образованием, но буквально за год они, что называется, окукливались и становились совершенно неповоротливыми управленцами. Важно понимать, какие будут приоритеты, как они будут воплощаться. У нас есть масса примеров неэффективного управления корпорациями. Тот же «Газпром» в этом году за девять месяцев показывает 600 миллиардов убытков. Из обратных примеров могу, пожалуй, вспомнить лишь «калужское экономическое чудо», которое связывают с эффективной работой с инвесторами. То есть, если Калугу, не имевшую предпосылок, вдруг вывели в лидеры, почему бы это не произошло в Кургане. Но первично качество управления», – заключает экономист.

УралПолит.Ru продолжит следить за работой по созданию ОЭЗ в Курганской области. 

Автор: Александр Филиппов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Персоны:

Версия для печати:

Новости партнеров