«Работаем в штатном режиме». В Соликамске появился второй провал

​Город Соликамск на севере Пермского края может повторить судьбу соседнего города Березники, в котором за десять лет образовалось семь провалов в земле, в том числе в жилых районах города. В Соликамске провал появился в 2014 году и за это время разросся до солидных размеров. Власти и разработчик шахты «Уралкалий» все годы заявляли о том, что риска появления новых провалов нет, однако на днях здесь все же появился новый, расположенный ближе к жилой части города.

Город Соликамск на севере Пермского края может повторить судьбу соседнего города Березники, в котором за десять лет образовалось семь провалов в земле, в том числе в жилых районах города. В Соликамске провал появился в 2014 году и за это время разросся до солидных размеров. Власти и разработчик шахты «Уралкалий» все годы заявляли о том, что риска появления новых провалов нет, однако на днях здесь все же появился новый, расположенный ближе к жилой части города. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

«02.05.2018 г. зафиксировано образование новой воронки в пределах огороженной опасной зоны в 56 метрах к северо-западу от воронки, выявленной 18.11.2014 г. Размеры новой воронки составляют 25×32 метров», – такое сообщение появилось на сайте «Уралкалия», причем спустя сутки после обнаружения провала.

Это донельзя краткая информация, в которой нет даже обычных данных о событии – глубина образования, когда и как обнаружена и т.д., – сопровождается привычным «оптимистическим» рефреном о том, что «возможное образование такой воронки в опасной зоне ранее было определено представителями научно-исследовательских организаций, совместно с сотрудниками компании проводящих комплексный мониторинг ситуации в этом районе….». В общем, как всегда, в «Багдаде», – то бишь «Уралкалии» – все спокойно.

Напомним, что в результате производственной деятельности этой российской калийной монополии на практически единственном в стране Верхнекамском месторождении калийно-магнезиевых солей уже довольно давно происходят серьезные техногенные аварии, в результате которых не только сокращаются производственные комплексы компании и теряются государственные запасы калия, но терпят бедствия и страдают люди, проживающие на этой территории.

Счет негативному влиянию деятельности «Уралкалия» на севере Пермского края был открыт в уже далеком 1986-м году, когда утонула шахта БКПРУ-3. Производственная площадка, расположенная за десятки километров от вотчины компании – Березников, – сумела скрыть масштабы аварии. Лишь огромная воронка, вдруг образовавшаяся в густой тайге, стала тогда своеобразным памятником халатности человека.

Увы, этот урок не пошел впрок. Спустя ровно 20 лет – в октябре 2006-го года, – стало топить шахту старейшего Первого рудника «Уралкалия», расположенного непосредственно в жилой части Березников. Вскоре шахта тоже затонула и тут образовался громаднейший провал. Он стал первым, но не последним на территории калийной столицы России. Сегодня в Березниках официально насчитывается семь провалов различного уровня развития. Буквально полмесяца назад последний из них появился в частном секторе на улице Котовского. Жители этого района спешно, порой без возмещения нанесенного ущерба, были выселены из родных домов. Они пополнили армию переселенцев в Березниках, куда вошли жители более сотни многоквартирных домов, ставших аварийными в результате негативных последствий на БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий».

Вскоре история с затоплением шахт продолжилась в соседнем Соликамске, где осенью 2014-го года вода неожиданно хлынула в подземные разработки СКРУ-2. А спустя сутки над этой частью шахтного поля на территории садоводческого товарищества «Ключики» был обнаружен провал, размеры которого, по последним данным «Уралкалия», «по состоянию на 03.05.2018 размеры основной воронки составляют 152×183 метра». Почему по данным «Уралкалия», потому что эта компания, огородив муниципальную территорию, не допускает сюда как случайных людей, так и общественников экспертов, открещиваясь отговорками типа – для безопасности населения. Так как «Уралкалий» тут «продолжает проведение работ по минимизации последствий аварии посредством подачи инъекции тампонажного материала через скважины по контуру воронки и подачи в нее глинистого материала». Судя же по имеющимся в социальных сетях фото и видеокадрам этого образования – провал представляет собой огромное проседание, захватившее сегодня большую часть бывших «Ключиков».

Об уровне «работ по минимизации последствий аварии» на СКРУ-2 говорит и новый провал, появившийся рядом 2 мая и котором лишь спустя сутки компания сообщила в своем релизе, позже повторенном на сайте администрации Соликамска, но не замеченном властями Соликамского района, на территории которого, фактически, и находится это место провала. Более того, даже на сайте краевого МЧС об этом нет ни слова.

Примечательно, что нет информации о новом провале и на англоязычной версии корпоративного сайта «Уралкалия». Такой шаг был бы понятен, если от этого зависел курс ценных бумаг компании. Но нынешние собственники «Уралкалия», преследуя некие свои цели, давно вывели акции с торгов с Лондонской биржи.

Так что остается только строить свои версии – почему и как компания, позиционирующая себя, как социально ответственную, таким образом извещает о грандиозном ЧП. А если сказать точнее, то, по сути, умалчивает.

Краткая официальная информация компании не позволяет представить полную картину произошедшего, но восстановить попробуем.

Во-первых, отметим место нового провала. Размер новообразования лишь на треть меньше площади, чем площадь основного провала на момент образования четыре года назад.

Учитывая же, что обе воронки расположены рядом и динамика развития скорее всего будет схожей, следует ждать дальнейшего развития нового провала, который возможно, сольется с первым, а возможно, уйдет на северо-запад – за границу закрытой зоны – в сторону от жилых строений. Но утешать горожан себя этим не стоит. Так как от жилой застройки Соликамска это опасное место всего в двух километрах.

Но больше тревожит другое направление – в сторону поселка Родники, до которых от опасного места чуть дальше – около 2,5 километра

Чуть севернее этого поселения расположены солеотвалы СКРУ-2 и тут же, за ними, компания пытается наладить добычу оставшегося в шахте сырья. Чем это может чревато в ситуации, когда подземные разработки с одной стороны топит, а с другой усиливается производственная нагрузка – гадать не стоит. Тем более, что рядом – Кама.

Еще большую опасность представляют эти новообразования для судьбы старейшей в стране калийной шахты на СКРУ-1. Более того, это единственное оставшееся место в «Уралкалии» где добывается карналлит для нужд «ВСМПО-АВИСМА» и «Соликамского магниевого завода». Если угроза затопления этой шахты будет реальной, то попрощаться можно будет не только с отечественным титаном, проблемы затронут и основных потребителей – авиационные холдинги Boeing и Airbus.

Дело в том, что ее с подземными разработками СКРУ-2 разделяет искусственная сбойка: в свое время обе шахты сообщались. Но риск затопления заставил руководство тогдашнего предприятия разделить выработки. Все соответствующим образом забетонировали, но вода есть вода, плюс подсоленная здешними солями.

Но вернемся к новому провалу. Его возможная глубина может достичь той же, что у «старшего брата» – около полусотни метров. До самой шахты – далековато, но проблема не в этом.

«Не «своды шахты» обрушают грунтовые и талые воды, а растворяют солевые стенки ВЗТ провала на Ключиках, отчего его размеры растут. И что здесь нового, чего не знает кто-то? То, что сейчас в весеннее время, когда к дождям добавляется вода от таяния зимнего снега, в результате чего водоприток будет повышаться – это тоже все знают. Но зато мало кто знает, что шахтное поле рудника СКРУ-2 имеет крен в западную сторону (в сторону р. Камы) с перепадом высот свыше 100 метров и все неоткаченные воды, поступающие через провал в этот рудник, будут заполнять все пустоты горных выработок сначала всей Западной части шахтного поля, оставляя все выработки его Восточной части (начиная от середины) сухими и работоспособными», – писал вскоре после появления первого провала на одном из березниковских форумов бывший замначальника технического отдела рудоуправления «Уралкалия» Игорь Челышев.

То есть, природа и расположение шахтных полей берут свое. Чем, кстати, отчасти, объясняется, что очередные провалы на калийных разработках обозначаются весной. Они в это время растут и может получиться – будут причиной затопления очередной шахты «Уралкалия». Хотя, по сообщению компании, «данная ситуация не оказала негативного влияния ни на деятельность рудоуправления Соликамск-2, ни других рудоуправлений, которые продолжают работу в штатном режиме».

Юрий Санатин

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Компании:

Версия для печати:

Новости партнеров