Накануне визита в Екатеринбург Владимир Бурматов рассказал «УралПолит.Ru» о проблемах российских вузов
Ситуацией с протестом преподавателей Уральского федерального университета против массовых сокращений заинтересовались в Госдуме. В четверг, 2 июля, в Екатеринбург прилетит зампред комитета нижней палаты парламента Владимир Бурматов, который собирается досконально разобраться в вопросе и решительно настроен помирить сотрудников УрФУ с руководством. В интервью «УралПолит.Ru» депутат рассказал о том, как он собирается говорить с ректором УрФУ Виктором Кокшаровым, какое федеральное ведомство не может выполнять свою работу и что ждет иностранных преподавателей в сегодняшней политической ситуации.
Владимир Владимирович, в Екатеринбурге у вас запланирована встреча с руководством УрФУ, при этом в городе последний месяц проходят митинги и пикеты преподавателей и студентов, не согласных с политикой ректора Виктора Кокшарова и сокращениями в вузе. Ваш визит связан с этими акциями?
Мой визит связан не с акциями протеста, а с ситуацией, которая сложилась в вузе. Акции – это всего лишь следствие новостей о грядущих сокращениях. Мы посчитали, действительно больше тысячи ставок заявлено по сокращению. Мой визит связан с этим, я не делаю из этого тайны. Хочу разобраться в ситуации на месте, услышать все стороны конфликта.
Первая акция протеста преподавателей УрФУ состоялась 1 июня
Не опасаетесь ли вы, что на встречу с преподавателями руководство вуза направит специально отобранных сотрудников?
Я уже слышал, что, дескать, будет встреча, но на нее все равно всех не пустят, что ввели какую-то регистрацию. Могу сказать одно: я сколько надо, столько и буду заниматься этой проблемой. Если кого-то не пустят на встречу, мы проведем еще одну с теми, кого не пустили, и мало тогда никому не покажется. Если будут включены какие-то фильтры, если кто-то останется за бортом, то я буду встречаться с ними отдельно.
Есть ли у вас опасения, что у преподавателей, которые расскажут вам о проблеме, потом возникнет конфликт с руководством, что на них окажут давление?
Я, честно говоря, считаю, что разговоры эти абсолютно беспочвенны. Академическая среда – это академическая среда, там кого-то запрессовать достаточно сложно. Может встать заведующий кафедрой или доктор наук, или академик, и попробуйте его запрессуйте. Это особенная среда, она мне понятна, я долго работал в вузе. Кто будет этим заниматься? Ректор? Мне кажется, ему этого не надо, он точно так же хочет, чтобы эта ситуация разрешилась. Мы несколько раз с Виктором Кокшаровым по телефону разговаривали, и никаких кровожадных настроений у него нет.
Вуз должен развиваться и получать дополнительные, в том числе финансовые, стимулы. Чтобы их получать, надо достигать определенных показателей. При этом отмахиваться от людей и оставлять кого-то за бортом – это неправильно и бесчеловечно в сегодняшней экономической ситуации. Задача администрации вуза – найти компромисс и сохранить кадровый потенциал. Если кого-то будут обижать, мы будем за них заступаться, потому что это вообще не методы работы.
После того, как темой заинтересовались СМИ, Виктор Кокшаров заявил, что речь идет о сокращении ставок, и добавил, что недовольные преподаватели могут уволиться
Недавно стало известно о том, что в УрФУ грядет реорганизация. Есть ли у вас свое видение реформы вуза?
Моя позиция заключается в том, что вуз действительно нуждается в модернизации, потому что это один из титульных вузов не просто Уральского федерального округа, а нашей страны. УрФУ – это хребет российской науки и образования, один из 10–15 вузов, на которых держится эта система, и не развивать его нельзя. То, что вуз получает поддержку в рамках проекта «5–00», – это хорошая возможность сделать шаг вперед. Но у меня есть принципиальное предложение, чтобы у нас разговоры об оптимизации, реорганизации и повышении эффективности не сводились к сокращению профессорско-преподавательского состава и увольнению людей.
У нас как услышишь, что какая-нибудь оптимизация, значит кого-то точно сейчас уволят. Этого надо избежать и, на мой взгляд, у администрации есть для этого возможности и ресурсы, в частности, я предлагаю увеличение ставок научных сотрудников вуза, нужно дать возможность преподавателям заниматься больше наукой и получать за это деньги, а не за то, что называется «горловой нагрузкой». Это один из вариантов, наверняка есть и другие. Посмотрим, что администрация предложит своим сотрудникам.
Екатеринбург – не единственный город, где в последнее время прошли акции протеста преподавателей высшей школы. Против сокращений выступили в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Нижнем Новгороде. Как вы видите решение вопроса на уровне Госдумы? Вы как зампред комиссии по образованию обсуждали ли проблему в Министерстве образования?
На самом деле этими вопросами должно заниматься профильное министерство. Я понимаю, что завтра приеду и буду делать ту работу, которую должны были сделать чиновники Министерства образования. Но они ее не сделали, проспали ситуацию. Министерство образования просто не работает, на мой взгляд. Положа руку на сердце, оно самоустранилось. Вы посмотрите на вчерашнюю ситуацию, когда тридцать вузов подняли цены на обучение, в четыре раза некоторые увеличили стоимость платных образовательных услуг. Это тоже компетенция Минобра. Они точно так же ту ситуацию проспали, как и эту. Значит, придется ехать и вмешиваться.
10 июня наблюдательный совет вуза принял программу, предусматривающую реорганизацию
Накануне стало известно об увольнении проректора по инновациям американца Кендрика Уайта из Нижегородского университета (за два дня до этого журналист Дмитрий Киселев в программе «Вести недели» задался вопросом, почему гражданин США занял такой пост и повесил в кабинете портреты американских ученых – прим. ред.). Как вы относитесь к этому решению?
Есть вещи, которые находятся в компетенции руководства вуза. Они посчитали правильным его уволить, они его уволили. Они бы посчитали неправильным его увольнять, их бы его никто увольнять не заставил. Ректор принял решение. Я никак не могу оценивать решение. Не знаю, насколько он был ценен для них, соответствовал ли он тем деньгам, которые получал. Может быть да, а может быть нет. Если уволили, значит, скорее всего нет. Это совершенно не повод реагировать со стороны парламента, есть вещи, которые находятся в исключительной компетенции высшего учебного заведения и его руководителя, людей, которые управляют кадровым составом вуза, а он как проректор в эту номенклатуру, безусловно, входил.
29 июня преподаватели УрФУ и свердловские коммунисты провели вторую акцию протеста перед главным корпусом университета
Как вы считаете, в связи с политической ситуацией в России и мире появится ли в вузах тенденция отказа от услуг иностранных специалистов?
Нет, она не появится, потому что большинство из них является приглашенными профессорами и читает лекции, а не занимается административной работой. Здесь-то он был проректором. Преподавателей это точно никак не коснется. Они читают лекции по предметам, в которых являются крупными известными специалистами. Когда иностранные проректора сидят на направлениях научных разработок, которые занимаются патентованием и прочим, это уже другой вопрос. Но опять-таки вузы должны решать его индивидуально, тут никакого унифицированного подхода быть не может. Если они считают, что это нормально, что их разработки до патента дойти не успевают и уходят за границу, это одна ситуация. Если все благополучно, то другая. Вуз должен принимать решение, исходя из собственной позиции и рациональности. Я не вижу никакой политики в таких вещах. Это исключительно вопросы, связанные с интересами образования и компетентностью того или иного работника.
Вопросы – Ольга Балюк
© Редакция «УралПолит.Ru»
Читайте еще материалы по этой теме:
-
«Оптимизируй оптимизаторов». У главного корпуса УрФУ прошел митинг против сокращения преподавателей
-
В Госдуме заинтересовались сокращениями преподавателей УрФУ. «Выставлять за дверь никого не дадим»
-
«Если преподавателя не устроят предложенные условия, он может расстаться с университетом». Что происходит в крупнейшем вузе Урала
Вы можете поделиться новостью в соцсетях