На закрытой встрече со ста сотрудниками глава вуза Виктор Кокшаров и депутат Госдумы Владимир Бурматов ответили на вопросы преподавателей. Публикуем самые важные и острые моменты дискуссии.
Ректор УрФУ раскрыл схему масштабной реорганизации университета. В течение учебного года всем преподавателям будет предложено сделать принципиально важный выбор между занятиями наукой и чтением лекций для студентов. На закрытой встрече со ста сотрудниками глава вуза Виктор Кокшаров и депутат Госдумы Владимир Бурматов ответили на вопросы преподавателей. Один из участников встречи передал «УралПолит.Ru» аудиозапись с обсуждения. Публикуем самые важные и острые моменты дискуссии.
«Стабильность – это топтание на месте»
До сегодняшнего дня сотрудники вуза были уверены, что переход Уральского федерального университета от педагогического формата к научному будет сопровождаться сокращением числа профессорского-преподавательского состава (ППС), ведь именно так было заявлено в дорожной карте. Сегодня депутат Госдумы Владимир Бурматов публично пообещал, что в вузе не будет сокращен ни один человек, потому что у руководства университета есть план.
План преподавателям представил Виктор Кокшаров. По его словам, УрФУ неизбежно будет переходить к структуре, где наука станет приоритетным направлением, и связано это прежде всего с развитием. «Мы перешли на трехуровневую систему образования. Это заставляет по-другому относиться к преподавательскому составу. Роль науки должна повышаться. Сами образовательные технологии тоже меняются. Мы должны встать перед следующим этапом развития и предусмотреть определенные изменения в составе преподавателей. Стабильность – это топтание на месте, болото, стагнация», – заявил ректор утром во время встречи с журналистами.
«У нас нет другого выхода»
На закрытой встрече преподавателей с ректором и депутатом выяснилось, что желание развиваться все-таки стоит на втором месте. На первом – желание не упустить средства по программе «5–100» (УрФУ должен получить два миллиарда рублей, которые сможет тратить как на зарплаты, так и на новое оборудование и технологии для вуза). «Если мы хотим пользоваться этими ресурсами, у нас нет другого выхода, кроме как повысить эффективность профессорско-преподавательского состава», – настаивал Кокшаров.
Чтобы выполнить программное требование по сокращению ставок и при этом не уволить ни одного человека, вуз придумал схему, которую сегодня представил Виктор Кокшаров. Тем, кто не может или не хочет заниматься наукой, будет предложено выйти из состава ППС и перейти в категорию «иные педагогические работники» – это преподаватель-лектор, доцент-лектор либо тренер-преподаватель (преподаватель физкультуры). По словам ректора, для таких сотрудников сохранятся гарантии отпуска, соцпакет и уровень зарплаты, но им не надо будет соответствовать нормам в рамках эффективного контракта, который в ближайшее время будет введен в вузе.
Напомним, «эффективный контракт» – это форма трудового договора, закрепленная указом президента еще в 2012 году, по нему преподаватели будут обязаны выполнить определенные показатели в науке, чтобы получать стимулирующие выплаты. Условия в нем крайне жесткие, и администрация вуза считает, что предложенные нововведения помогут сотрудникам, не занимающимся наукой, сохранить работу.
«В течение года будет вводиться эффективный контракт для ППС. Мы сейчас говорим об открытии возможностей для тех, кто не хочет, не может заниматься наукой в силу разных причин. У вас не будет таких требований, как у ППС, и эффективный контракт на вас не будет распространяться. Может быть мы потом как-то урегулируем условия труда для тех, кто будет работать по жесткому эффективному контракту. А те, кто будет лектором или тренером, перейдут на бессрочный контракт и будут избираться не по конкурсу, а будут просто проходить аттестацию», – отметил Кокшаров.
Он предупредил, что когда в силу вступит федеральный закон об эффективных контрактах, люди, не успевшие перейти в другие категории, будут вынуждены выполнять показатели эффективности или же им придется уйти: «Все, назад дороги не будет. Там я уже ничего не сделаю. Будет просто ужесточение требований». По умолчанию преподаватели, не сделавшие выбор, автоматически останутся в ППС, то есть с эффективным контрактом.
«Это будет сложный выбор»
Преподавателей интересовал и другой вопрос: в чем смысл разделения на исследователей и лекторов. По предложенным изменениям получается, что тот, кто занимается наукой, к студентам приходит, когда студент становится магистром или аспирантом. Прямо ответить на этот вопрос руководство вуза не смогло.
«Это будет сложный выбор. Речь идет о том, что преимущество университета всегда было в том, что преподают студентам люди, занимающиеся наукой. И в нашем случае чистая версия преподавателя-лектора или тьютора может касаться, например, института физкультуры, там совершенно другой характер деятельности. Конечно, преподаватель должен заниматься наукой, но вы должны понимать, что уровень требований к занятиям наукой за последние десять лет резко изменился. Этому уровню довольно сложно соответствовать. Человеку надо самому для себя решить, это ему надо или нет», – рассказала после встречи доцент кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры департамента философии УрФУ Светлана Юрлова.
«Есть вещи, за которые отвечает минобр»
Оптимизация, которая ждет УрФУ, связана только с преподавателями, администрации она практически не коснется, более того, управленческий аппарат, по мнению лекторов, в последние годы только растет. Один из участников встречи спросил руководство, почему существует разрыв между зарплатой у преподавателей и сотрудников администрации и почему первым вводят эффективные контракты, а вторым – нет. Оказалось, что в развитии вузовской бюрократии виновато бездействующее министерство образования.
«Контролировать это должно профильное ведомство. Я как депутат эту ситуацию предъявляю обществу. Я бы предложил сократить количество дублирующих проверочных мероприятий. К сожалению, министерство образования ответило, что не считает объем контрольных мероприятий, которым подвергаются вузы, избыточным. Объем бюрократической нагрузки – одна из первых позиций, на которые жалуются. Не во всех бедах надо винить руководство. Есть вещи, за которые отвечает профильное ведомство», – заявил Владимир Бурматов.
Ректор же опроверг увеличение числа сотрудников аппарата вуза: за четыре года администрация сократилась на 17,2 % (с 1300 до 1100 человек), планируется сократить еще 10 %. «По эффективным контрактам начинаем с себя, ректора, проректора, заместителей. Мы должны показать пример, а потом уже сформировать четкие, понятные критерии и обсудить с коллективом», – добавил Виктор Кокшаров.
«Вся эта история оказалась спровоцированной»
Несмотря на то, что администрация вуза утверждает, будто о грядущих изменениях сотрудникам УрФУ рассказывалось давно, что информация опубликована на официальном портале, что с учеными советами институтов проведена работа, в зале были преподаватели, которые в первый раз слышали о предлагаемых вариантах. «У меня просьба, хотя бы читайте сайт, у нас газета выходит в пять тысяч экземпляров», – грустно попросил Кокшаров. «Я не знаю, что еще сделать, чтобы не было домыслов и слухов, помогите тогда», – добавил ректор на встрече с журналистами.
На слабую информированность ППС обратил внимание и депутат. «Есть недоговоренность, недосказанность, неуслышанность. И это проблема администрации вуза. Я считаю, что вся эта история оказалась спровоцированной именно этим», – заявил Бурматов. Депутат обещал, что в начале сентября снова приедет в Екатеринбург, чтобы проверить, как идет реорганизация. Сам процесс пройдет в два этапа в течение следующего учебного года.
Очевидно, что вопрос будет обсуждаться еще долгое время. Профсоюз «Университетская солидарность», который был инициатором протестных акций после того, как стало известно об оптимизации, попросил ректорат отложить реформы на полгода. Представитель организации отметил, что сейчас большая часть сотрудников находится в отпусках и не узнает об изменениях, которые ждут их в сентябре. Это возмутило ректора, но депутат Бурматов попросил до конца дня сформулировать предложения от профсоюза, если они есть.
«Мы договорились, что репрессий никаких не будет, увольнений не будет, всем все объяснят максимально подробно. Я выступаю за прозрачность и ясность процесса для каждого работника вуза», – заключил Виктор Кокшаров.
Фото: sossp.ru, ridus.ru
© Ольга Балюк
Читайте еще материалы по этой теме:
-
«Мало никому не покажется». Депутат Госдумы летит на Урал, чтобы разобраться с Кокшаровым
-
«Оптимизируй оптимизаторов». У главного корпуса УрФУ прошел митинг против сокращения преподавателей
-
«Если преподавателя не устроят предложенные условия, он может расстаться с университетом». Что происходит в крупнейшем вузе Урала
Вы можете поделиться новостью в соцсетях