«Это уму непостижимо». Рынок труда Свердловской области погружается в кризис

Работодатели должны своим сотрудникам 270 миллионов

«УралПолит.Ru» начинает цикл исследований рынка резюме и вакансий с анализа ситуации по Свердловской области

Кризис на рынке мгновенно отразился на биржах труда. Пока одни сотрудники еще пугают друг друга рассказами о трехдневной рабочей неделе, отпусках за свой счет, настойчивых просьбах руководства написать заявление «по собственному», другие наблюдают, как количество предложенных вакансий постепенно сокращается, а резюме становится только больше. «УралПолит.Ru» начинает цикл исследований рынка резюме и вакансий с анализа ситуации по Свердловской области.

Количество резюме на рекрутинговых порталах стремительно растет, а количество предлагаемых вакансий сокращается. По данным исследований, проведенных Департаментом мониторинга и исследований «УралПолит.Ru», только за февраль 2015 года в разделе поиска работы на сайте «Авито» количество соискателей выросло на 8 % (с 8705 до 9401), а количество работодателей снизилось на 3,9 % (с 8885 до 8536); на портале «Работа66» первый показатель вырос на 2,3 % (с 390581 до 399726), а второй упал на 4,6 % (с 12683 до 12094). Цифры отличаются из-за различной популярности ресурсов, однако общие тенденции просматриваются: люди ищут работу и им часто некуда пойти.

Вопреки расхожему мнению, резюме на сайтах оставляют не только уволенные и безработные, но и те сотрудники, кто сомневается в своем положении на нынешнем месте. Работодатели в условиях кризиса, напротив, отказываются от расширения штата и от инновационных проектов.

«Если два-три года назад количество резюме росло, но не успевало за вакансиями, то сейчас замедляется темп роста вакансий, прироста почти нет, он даже снизился на 5-10 процентов. Количество резюме растет сильнее: по февралю серьезно, на 30 % по отношению к прошлому году. Компании подбирают персонал, но далеко идущих планов не строят, проекты замораживают, ведут текущий подбор. Они сокращают издержки, планируют делать так, чтобы не нанимать новых сотрудников, оптимизировать штат. То, что было сделано в хорошие, «жирные» времена, сейчас убирается. Соискатели чувствуют себя неуверенно, каждый десятый боится увольнений. Рост резюме – это не только те, кто уволен, кто сидит без работы, но и те, кто чувствует себя не очень уверенно на работе, они обновляют резюме для подстраховки», – рассказала менеджер по маркетингу и пиару агентства HeadHunter Анастасия Найденова.

По данным исследователей «УралПолит.Ru», в феврале больше резюме стали публиковать топ-менеджеры, административный персонал и сотрудники ресторанов. Число вакансий существеннее всего сократилось среди административного персонала (на 13 %), но больше всего просело по предложениям госслужбы (на 25 %) – чиновникам через биржи труда работу больше не предлагают. Сократили работодатели поиски журналистов, банкиров, врачей, строителей и поваров.

За ситуацией пристально следит прокуратура. «Каждую неделю мы получаем данные, что количество вакансий сокращается. Около шести тысяч работников попадают под сокращения, уже уволены около трех тысяч. По сокращению зарплат всплеска нет, но тенденции есть к тому, что предприятия оказываются в неблагоприятном финансовом положении», – заявил прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Свердловской области Михаил Калиберда.

Работодатели предпочитают не набирать новых сотрудников, чтобы сохранить зарплаты прежним. PR-менеджер проекта «Е1.Работа» Ольга Павлюченко отметила, что средняя зарплата по Екатеринбургу «остается на прежнем уровне, несмотря на тревожную ситуацию на рынке труда, и составляет 32 тысяч рублей». Кандидатам без опыта работ платят в среднем по 28 тысяч рублей.

Долги по зарплате на предприятиях все-таки растут, но ничего катастрофического, по мнению Роструда, пока нет. При этом существуют две суммы долга: официальная и неофициальная, которые отличаются в девяносто (!) раз. «270 миллионов – это задолженность банкротная, она погашается в том числе арбитражными управляющими. Это задолженность, которую мы выявляем и которая потом гасится. За январь-февраль с начала года погасили 39 миллионов рублей. Три миллиона – это официальная задолженность, которая сообщена в установленном порядке в Росстат и по которой принимаются меры», – рассказал замруководителя Госинспекции труда по региону Михаил Балакин.

Чиновник уверен, долгов было бы гораздо меньше, если бы не сотрудники обанкротившихся предприятий, которые «поступают вопреки здравому смыслу». «На обанкротившихся предприятиях люди продолжают ходить на работу. Не имеет права мужчина ходить на работу на предприятие, которое не платит ему денег. Это не работа, это подарок. У нас люди продолжают работать в банкротных предприятиях, это уму непостижимо, сотнями, тысячами. Это люди, которые себя сознательно из жизни вычеркивают и перекладывают безалаберность на надзорные органы. Я не считаю работников виноватыми, я говорю о том, что действия таких работников противоречат здравому смыслу и интересам их семей», – посетовал Балакин. Сейчас по Трудовому кодексу, если сотруднику не выплачивают зарплату больше 15 дней, он может приостановить свою деятельность: написать заявление руководству и заняться поисками нового места, «пойти работать таксистом, включиться в активную жизнь», считает замглавы инспекции труда. Главное – не бояться и не работать бесплатно.

Хотя такие случаи в этом году уже были. В середине февраля восемь работников завода «КТП-Урал» в Березовском отказались выполнять свои обязанности из-за того, что им не платили. Руководство задолжало сотрудникам больше 19 миллионов, которые начало выплачивать только после вмешательства прокуратуры. По словам Михаила Калиберды, так затягивать не нужно, в инстанции лучше обращаться сразу после первой задержки. Чем больше долг – тем сложнее силовикам решить вопрос с начальством предприятий.

Несмотря на все негативные тенденции, выводы о том, что рынок труда погрузился в кризис окончательно, делать пока рано. «Рынок труда реагирует с некоторой задержкой на события, которые происходят в макроэкономике и на самих предприятиях, поэтому по итогам двух месяцев рано делать драматические выводы», – считают эксперты HeadHunter. Пока бизнесмены ждут окончания первого квартала, чтобы оценить результаты работы своих компаний и попытаться сохранить коллективы. А пока предприятия все-таки не только банкротятся, но и открывают новые проекты.

Ольга Балюк, Кирилл Гонцов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях