Предприниматели составили рейтинг свердловских министров
2016 год запомнился свердловским ВИПам реформой правительства и заметным обновлением состава кабмина. Работу оставшихся из прежнего состава министров в конце прошлого года оценили предприниматели – представители координационного совета по оценке регулирующего воздействия, органа, с помощью которого бизнес может влиять на принятие законов. Внедрение ОРВ – прямое поручение президента Владимира Путина регионам для повышения эффективности госуправления. Результаты получились крайне противоречивые: одних министров бизнес-сообщество напрямую обвиняет в фальсификациях и некомпетентности, на других возлагают большие надежды. О том, кто из руководителей ведомств получил «неуд» от бизнес-сообщества, а у кого есть шанс все исправить – в материале «УралПолит.Ru».
С 2013 года свердловский бизнес формально может влиять на разработку и принятие законов и других важных регламентирующих документов. Для этого был создан специальный инструмент – оценка регулирующего воздействия (ОРВ). По закону чиновники обязаны консультироваться с бизнес-сообществом о нормативно-правовых актах, которые непосредственно касаются работы предпринимателей. Все их замечания фиксируются специальном протоколом и должны быть либо учтены, либо аргументировано отклонены. Цель процесса – избежать ухудшения условий для бизнеса, административных барьеров, лишних бюджетных трат.
В Свердловской области за организацию ОРВ отвечает министерство экономики во главе с Дмитрием Ноженко. Ведомство постоянно совершенствует процедуру, например, последние изменения по регламенту были приняты за несколько дней до Нового года. А в прошлом сентябре министерство презентовало сайт, на котором может оставить замечания по постановлениям и законопроектам любой желающий. Правда, посещаемость у сайта невысокая – на сегодня на процедуре ОРВ находятся три документа, у которых от трех до пяти просмотров и ни одного комментария. За четыре месяца 41 проект посмотрели примерно 380 раз.
Основные согласования проходят на не сайте, а лично, и здесь, по мнению экспертов, свердловскому минэку удалось создать эффективную процедуру. «Нигде нет аналогов наших консультативных совещаний, в рамках которых обсуждаются интересы бизнеса и власти. В других регионах нам говорят, что чиновники сами делают ОРВ, ну вы понимаете, как это происходит», – рассказал «УралПолит.Ru» член координационного совета по оценке регулирующего воздействия Свердловской области Александр Трахтенберг.
В очных публичных консультациях активно участвуют «большая четверка» (Свердловский союз промышленников и предпринимателей, Уральская торгово-промышленная палата, отделения «Деловой России» и «Опоры России») и бизнес-омбудсмен Елена Артюх. Самостоятельно предприниматели часто боятся выражать свое мнение – не хотят ругаться с властью, поэтому их представляют крупные организации. «В принципе для получения объективного среза этого достаточно, потому что за каждым стоит бизнес», – говорит Александр Трахтенберг.
Если с организационными вопросами все более или менее ясно, то работа по конкретным документам с ответственными за них чиновниками до сих пор не налажена. «К сожалению, среда чиновников, «ребят с Октябрьской площади», неоднородна с точки зрения восприятия ОРВ. Они еще не поняли простую вещь, что ОРВ – это навсегда. Это решение президента, направленное на повышение эффективности госуправления», – отметил представитель Координационного совета.
Все министерства по итогам 2016 года бизнес делит на сильные и слабые. В передовиках минАПК, минстрой и минпром.
Худшими предприниматели считают минтранс, министерство инвестиций и развития (МИР) и МУГИСО. Любимая история предпринимателей – про бывшего министра по управлению госимуществом Алексея Пьянкова, который сейчас находится под следствием.
«Некоторые занимались реальным саботажем, были случаи, когда документы фабриковали, была некрасивая работа отдельных министерств. В 2016 году были вопиющие случаи. Например, проходят консультации, бизнес говорит, что закон плохой, чиновники отвечают: да, это хорошее замечание, мы его учтем. А на следующий день министр встает и говорит на заседании правительства, что консультации проведены и закон одобрен без изменений. Если бы не Елена Артюх, которая там присутствовала, неизвестно, что бы было. Такой случай был с Пьянковым и еще с одним министром», – рассказал «УралПолит.Ru» руководитель комитета по ОРВ регионального отделения «Деловой России» Алексей Головченко.
Бизнесмены подчеркивают, что все проблемы касаются министров прошлого состава правительства. В конце прошлого года представители совета встретились с новыми руководителями и остались довольны. Особые надежды возлагают на перспективного министра инвестиций Дмитрия Нисковских.
«С Нисковских встреча состоялась по его инициативе. Она прошла очень хорошо. Дмитрий готов к перезагрузке не только в отношении ОРВ, но и всего министерства», – отметил Александр Трахтенберг. С новым министром транспорта Василием Старковым предпринимателям встретиться пока не удалось, но и здесь настрой положительный. «Мы понимаем по ощущениям, что он более профессиональный, чем прежний», – отметил Алексей Головченко. Предыдущий министр транспорта Александр Сидоренко был уволен из правительства за день до обысков у него дома. До сих пор неизвестно, где он находится и является ли фигурантом уголовного дела.
Еще одной проблемой, характерной для всех министерств, бизнес называет работу с документами и отношения начальников с подчиненными. «Материалы сделаны плохо, небрежно, неряшливо, иногда просто безобразно, я даже не говорю про ошибки и неточности. В некоторых министерствах мы столкнулись с казусом исполнителя. Министры прямо во время совещаний устраивали порку подчиненным, разве что дебилами не называли. Сотрудники не хотят редактировать очевидные вещи, руководителей это злит. Надо устраивать учебу», – считает Александр Трахтенберг.
С другой стороны, развитие ОРВ тормозят предприниматели.
С этого года процедура начнет действовать на муниципальном уровне, но, по мнению Алексея Головенченко, сейчас бизнес часто думает, что это некая фикция, и не доверяют чиновникам.
«Предприниматели уверены, что чиновники заточены под то, чтобы их резать и убивать, что они специально поставлены, чтобы разрушать бизнес. Подавляющее большинство уверено, что лоббизм бывает только коррупционный, что в баню взятки заносят. Таких людей непросто перетаскивать в стан тех, кто готов лоббировать свои интересы по нормальной законной процедуре», – рассказал представитель «Деловой России». По его словам, этим вопросом должен заниматься департамент информполитики региона, который сейчас освещает тему ОРВ редко.
У ОРВ есть и положительный опыт. Например, в 2015 году благодаря консультациям удалось снять примерно 10-15 законопроектов – предприниматели смогли доказать чиновникам, что эти документы не нужны и только бы создавали лишние расходы для бюджета и вредили бизнесу. По мнению опрошенных членов координационного совета, процедура ОРВ в 2017 году сдвинется с места, если чиновники и предприниматели поймут, что дискуссия – это хорошо, чтобы первые поняли, что послать бизнес просто так уже нельзя, а вторые – что власти нужно доверять. Тогда с проблемами не придется ходить к губернатору.
© Ольга Балюк
Вы можете поделиться новостью в соцсетях