«Око Саурона» и токсичная среда. На Урале подвели итоги выборов

Уральские эксперты, многие из которых работали в других округах, подвели общие итоги избирательной кампании и попытались спрогнозировать изменения, которые ждут политическую систему в течение ближайших лет. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Минувшее воскресенье стало кульминационным моментом года в политической жизни страны – в 16 регионах жители избирали губернаторов, практически во всех были выборы в представительные органы субъектов и административных центров. Уральские эксперты, многие из которых работали в других округах, подвели общие итоги избирательной кампании и попытались спрогнозировать изменения, которые ждут политическую систему в течение ближайших лет. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Избиркомы практически досчитали бюллетени и назвали окончательные цифры по основным кампаниям, победители начинают работать на новых местах, а для специалистов пришло время оценить причины побед и поражений и сделать определенные выводы. Участники Экспертного клуба Екатеринбурга сегодня обсудили итоги кампании не только по УрФО, но и обсудили основные тренды, проявившиеся на выборах по всей стране.

Политолог Александр Белоусов начал обсуждение с того, что констатировал падение рейтинга «Единой России» на 10-15% по всем регионам, даже традиционно устойчивых в политическом плане, таких как Татарстан.

«Если сравнить власть с тканью, то эта ткань в последние годы истончается, при реформах последнего года рейтинг было невозможно удержать. С другой стороны, те, кто занимается этим, показали, что умеют работать и с такой тонкой тканью – на губернаторских выборах не было ни одного тура», – констатировал эксперт.

Еще один феномен сравнил с «оком Саурона» из «Властелина колец» – СМИ формируют скандальную повестку, которая отводит взгляд, либо акцентирует на тех или иных историях вокруг кандидатов. В качестве примера он привел кейс Антона Шипулина, который победил в мае на праймериз, но этого никто не заметил, потому что «око Саурона» было направлено на митингующих в сквере у театра драмы.

Наконец, третий важный для партии власти вывод – слоган «партия реальных дел» больше не работает – никого не интересует, сколько школ или километров дорог построили партия – люди обращают внимание на конкретные проблемы и кандидатам нужно научиться работать с этой темой. Это позволит бороться за голоса колеблющихся избирателей – это становится критически важно, потому что рассчитывать на активное ядро партии для победы уже рискованно, тем более, что зачастую просто принадлежность к партии несет в себе негативную коннотацию – «осторожно, единоросс» – такие выражения успешно использует оппозиция.

Георгий Гаврилов проанализировал принципиальные различия, которые в этом году в кампаниях по выбору первых лиц и выборов в различные законодательные органы власти. По его оценке, губернаторские выборы в большинстве регионов прошли в тепличных условиях при отсутствии реальных оппонентов, а кандидаты сделали ставку на повестку обновления. Политолог подчеркнул, что по данным всех социологических замеров общественный запрос на перемены гораздо выше запроса на стабильность. Неудивительно, что многие из этих кампаний прошли в очень серьезном темпе, в частности в Курганской и Челябинской областях. Другое дело, что темп будет неизбежно падать, а если обещанные изменения не наступят быстро, кредит доверия, данным 8 сентября, начнет довольно быстро тратиться. Что касается выборов в законодательные органы, то главный вывод таков, что антирейтинг «Единой России» вырос до критических высот – он самый высокий среди всех партий, раньше «первенство» принадлежало «Яблоку». Поэтому, часть голосов оппозиционные партии получают «только потому, что они есть».

Один из наиболее жестких комментариев дал председатель общественной палаты Екатеринбурга Александр Косинцев, который заявил, что «выборы были, кампании не было». Он подчеркнул, что оппозиция практически полностью устранилась от активной борьбы, а кандидаты от «Единой России» находились в расслабленном состоянии, потому что не с кем было конкурировать. Выражение секретаря генсовета партии Андрея Турчака о том, что «партия жахнула» оппозицию он назвал неприемлемым, поскольку «мы не построим демократического государства с таким отношением». Косинцев, который несколько лет назад возглавлял исполком партии в Свердловской области, считает что партии власти следует задуматься о системном ребрендинге, начиная с кадрового вопроса и заканчивая идеологическими, структурными и организационными – если ребрендинг будет косметическим, ситуация для нее будет только усугубляться.

Впрочем, с этой позицией поспорил политолог Руслан Мухаметов, который отметил, что «Единой России» прочат политическую смерть с 2012 года – тогда ставку делали на ОНФ, но пик славы и влияния этой организации, судя по всему, прошел, а «Единая Россия» живет и побеждает на выборах. «Проблемы есть, но политические менеджеры, которые занимаются вопросом развития партии, вряд ли дозреют до тотального ребрендинга исходя из результатов нынешних выбров», предположил эксперт.

Отдельная тема, которая проскальзывала «красной линией» в обсуждении практически от всех спикеров – неготовность или боязнь кандидатов от «Единой России», да и чиновников, занимающих различные руководящие посты работать в социальных сетях. Директор центра «Аналитик» Андрей Мозолин заявил, что «орды ботов уже не работают», а для того, чтобы грамотно использовать ресурс социальных сетей «Единой России» нужно учиться системно работать в соцсетях, учиться разговаривать с пользователями на их языке, выращивать своих лидеров общественного мнения. Его коллеги согласились, что чиновники и большинство единороссов боятся работать в токсичной среде – это касается как соцсетей, так и отдельных оппозиционеров. Эксперты привели ряд примеров того, как отдельные чиновники и кандидаты в губернаторы использовали этот ресурс и оказались победителями. Например, врио губернатора Алексей Текслер завел Instagram вскоре после назначения и за полгода работы на его страницу подписались 127 тыс. подписчиков – по мнению специалистов, это охват больший, чем у большинства СМИ, включая областное телевидение. К каждой публикации там сотни комментариев, но зачастую это удается направить в конкретное русло – особого негатива в таком количестве комментариев нет.

Медиаменеджер Илья Зенов, который занимался, в том числе, выстраиванием работы с соцсетями Текслера подтвердил, что Instagram сократил дистанцию между челябинцами и первым лицом. Более того, легендарные «развороты Текслера» тоже «росли» отсюда – врио губернатора из соцсетей узнавал о проблемных местах и ехал туда. Курьезность ситуации оказалась в том, что чиновники аппарата только через три месяца догадались читать комментарии, чтобы предположить, куда в следующий раз может свернуть их шеф. Позже он завел аккаунты в других соцсетях, которые использовались по-разному. Например, программные статьи Текслер публиковал конкретно в «Вконтакте» – несмотря на общее число подписчиков около 20 тыс. статьи собирали по 30-40 тыс. просмотров.

Подводя итоги обсуждения, руководитель уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин констатировал, что «кампании должны вести профессионалы» на каждом из звеньев. Когда начинается самодеятельность, тогда начинаются проблемы, а системная работа позволяет добиться необходимого результата.

Фотографии: Сергей Табаринцев-Романов, Виктор Вытольский

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме: