Эксперты в один голос говорят о том, что предвыборная кампания в этом году была максимально тусклой, кандидаты – осторожными, а технологии – устаревшими
Эксперты в один голос говорят о том, что предвыборная кампания в этом году была максимально тусклой, кандидаты – осторожными, а технологии – устаревшими. Даже наблюдатели ОБСЕ отметили, что нарушений при подготовке к выборам в Свердловской области не наблюдается. Но сами участники выборов уверены, что ситуация на предвыборном поле стала только хуже, и готовятся к диверсии в единый день голосования. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Администрация президента еще на старте избирательной кампании спустила регионам особые указания – нынешние выборы должны стать показательными с точки зрения чистоты. Причина – необходимость повышения доверия к власти и легитимизация результатов выборов. Контроль за ходом кампании первый замглавы АП и куратор внутренней политики Вячеслав Володин поручил региональным омбудсменам. Сегодня уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова отчиталась – нарушения в ходе нынешней кампании фиксировались, но их количество и масштаб по сравнению с предыдущими заметно снизились. Как рассказала Татьяна Мерзлякова, в области традиционно работают наблюдатели ОБСЕ, и даже они не нашли грубых нарушений. Жалобы, которые поступают уполномоченному по правам человека от кандидатов в депутаты, обычно удается решать своими силами, без обращений в суд или в избирком.
Самая серьезная жалоба кандидатов – на расхождение списков избирателей с данными Росстата. Но этим вопросом Мерзлякова будет заниматься уже после выборов. «Кандидаты смотрят списки избирателей и видят расхождения со статистикой. Есть вопрос по переписи населения, есть расхождения с Росстатом, будем смотреть после выборов. Почему перепись не столь точна, это надо разбираться. Судя по тому, что смотрела, данные Росстата точны до единицы. Каждые три дня сообщают об умерших, о новых паспортах, о переездах. Большой процесс – это новостройки, впервые у нас такое количество новостроек. Иногда кандидаты обращают внимание на то, что целый дом где-то не записан. Изучаем», – рассказала омбудсмен.
«Эти выборы должны быть самыми цивилизованными», – уверена Татьяна Мерзлякова
То, что кампания стала тише, замечают и кандидаты. «В этот раз стало поспокойнее. На той кампании у меня буквально весь район был обклеен в последние дни перед выборами листовками, что я нахожусь в розыске. Я знаю, кто это сделал, но потом этот конкурент пропал», – рассказал «УралПолит.Ru» депутат, бывший коммунист Андрей Альшевских, который на этот раз баллотируется от «Единой России».
Иногда «тишина» связана с тем, что кандидаты просто активно не участвуют в кампании и полагаются на случай. Иная ситуация только в тех округах, где сошлись равные по силам конкуренты. Самым громким стало противостояние Ильи Гаффнера и Анатолия Павлова. Представители Павлова, которого накануне Верховный суд окончательно снял с выборов, обвиняли Гаффнера в недобросовестной агитации – выпуске поддельных листовок, газет.
«Если взять мой Белоярский округ, то были грязь, судебные тяжбы, подделка подписей, подделка областной газеты, занижение тиражей. Это возврат 90-х, но если люди оттуда, то что от них ожидать. Плюс мы подали более десяти исков по Заречному, где проходят местные выборы. Нарушений очень много. Я старался вести себя достаточно правильно. Завышение тиражей. Если взять мою кампанию по выборам в гордуму, то, мне кажется, тогда было поменьше грязи», – рассказал депутат Вячеслав Вегнер, который избирается по многострадальному Белоярскому округу.
Но такая ситуация, скорее, редкость. Эксперты объясняют спокойствие кампании тем, что сами кандидаты, учитывая ужесточившееся законодательство, тщательно подготовились к гонке. В первую очередь – с юридической точки зрения. Политологи называют предвыборную кампанию битвой юристов – различные понятия избирательного законодательства адвокаты трактуют по-разному. Например, в медийной среде Екатеринбурга не так давно разгорелся спор о том, что является подкупом избирателей. По мнению некоторых юристов, раздача пирожков кандидатами на встрече с избирателями уже является подкупом. Другие считают, что это перебор. Та же неопределенность есть в определениях «создание положительного образа» и «использование админресурса».
«Мы изучаем судебную практику. Эти выборы должны быть самыми цивилизованными. Мы должны набрать опыт и уже тогда определять, что является подкупом, а что нет, что админресурсом, а что нет. Иногда кандидатам в депутаты хочется просто сидеть на печи и раздавать листовки, поэтому они возмущаются, если соперник много ездит по территориям. Они считают, что он использует админресурс, а он просто работает», – рассказала Татьяна Мерзлякова. После выборов она обещала встретиться с судьями, которые занимались рассмотрением дел о нарушениях на выборах, и написать доклад с объяснениями.
Но все кандидаты сходятся в одном – жалоб мало, потому что они не видят смысла жаловаться. «Написать бумажку ума большого не надо, но надо понимать, что по каждой бумажке огромное количество людей тратят свое время, чтобы проводить проверки. Надо понимать, что люди будут разбирать заявление. А еще если вдруг оно не подтвердится, доказать же сложно. Избиратели все видят и понимают, поэтому я на провокации стараюсь не реагировать. Время кампании надо тратить на агитацию», – заявил Андрей Альшевских.
«В предвыборных разборках и скандалах мы не участвуем, это да. Нет ни желания, ни времени – все сконцентрированы на работе с избирателями», – отметил доверенное лицо кандидата от ЛДПР Андрея Кабанова Вениамин Помазкин. К слову, именно штаб одного из кандидатов от ЛДПР участники выборов подозревают в организации кампании против «Единой России» – в понедельник на улицах Екатеринбурга появились рекламные щиты с одним из самых скандальных высказываний лидера партии, премьера Дмитрия Медведева о том, что «денег нет». Официально эта информация не подтверждена.
Вячеслав Вегнер готов в день голосования «ловить конкурентов за руку», чтобы не допустить нарушений
Такого же мнения придерживается и коммунист Вячеслав Вегнер: «Я не жалуюсь, потому что считаю, что это бесперспективно, судебная система не тенденциозна к нам и лояльна к партии власти. Решает больше телефонное право, чем закон. Зачем просто так время тратить. Целый день я провожу по восемь встреч с людьми, это более эффективно».
Вся мощь нарушений и черного пиара развернется в единый день голосования. Как отметила Татьяна Мерзлякова, в прошлый раз в день Х жители жаловались даже на то, что в муниципалитете не продают водку из-за выборов. Кандидаты подтверждают, что усиленно готовятся к 18 сентября и к тому, что будут вылиты тонны грязи. «Белоярка будет одной из грязнейших кампаний. Нет сомнений, что будут вбросы. В судах смысла мало, будем ловить за руку, фиксировать. Как бы они ни хотели, реакция общества есть, и они начинают прятаться», – заявил Вегнер.
© Ольга Балюк
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях