На смену чистому компромату приходят клоны реальной агитации
Черный пиар в Свердловской области вышел на новый уровень. Банальностям периода мэрской кампании в Екатеринбурге 2013 года (например, фальшивое заявление о снятии Евгения Ройзмана с выборов и растяжки «Мама, не голосуй за бандита») избиратели больше не верят. Против кандидатов стали использовать поддельную агитацию, практически полностью копирующую стиль обычных газет и листовок политиков. «УралПолит.Ru» собрал самые яркие примеры фальшивок.
Выборная кампания 2016 года не выглядит особо активной, поэтому и грязи в ней не так много. Фальшивую агитацию можно найти в самых конкурентных округах. Лидером по числу подделок стал Кировский одномандатный округ. Здесь основная борьба развернулась между единороссом Михаилом Клименко, эсером Дмитрием Иониным и новоиспеченным представителем КПРФ Евгением Боровиком. Другим «грязным» округом называются Белоярский, где сражались самовыдвиженцы Илья Гаффнер и Анатолий Павлов, пока Павлова не сняли с выборов. Здесь используется весь спектр поддельной агитации.
Газеты
Чаще всего фальшивые газеты выпускаются против «Справедливой России». Первой стала «Сожрем Россию», одинаковая для всех регионов страны.
В местной версии псевдоэсеровской газеты, призванной очернить Дмитрия Ионина, сообщалось, что он предлагает ввести налог на ЖКХ.
В Белоярском в поддержку Гаффнера подделки под существующие издания, в том числе «Областную газету». На ее полосах были размещены цитаты президента Владимира Путина и главы избиркома Валерия Чайникова о важности прийти на выборы, цитаты видных политиков, в том числе Эдуарда Росселя. «Подделка укрепляет авторитет оригинала», – прокомментировал выход издания главный редактор ОГ Дмитрий Полянин.
В Первоуральске, где соревнуются глава города Алексей Дронов и кандидат от «Яблока» Юрий Переверзев, появилась газета, в которой «яблочник» назван «скрытым таджиком», а также уточняется, что он «не живет в Первоуральске и ушел из семьи».
Наклейки
Больше всего инцидентов с агитационными наклейками в Кировском округе. Как отметил Дмитрий Ионин, часто материалы с его именем наклеивают в неположенных местах, например, на дверях квартир и даже на машинах. «Делается это для того, чтобы люди разозлились и вообще не пошли ни на какие выборы. Тогда их голоса спокойно украдут в пользу сами знаете какой партии. У них это называется цинично – «сушить явку», – заявлял депутат от СР.
Такие же материалы выходят против Евгения Боровика, которого обвиняли в наличии судимости по 228 статье. На самом деле он не был осужден по этой статье, боле того, осужденные по тяжким статьям в принципе не имеют права участвовать в выборах. Важно отметить, что фото листовки кандидата с текстом «Моя судимость снята» уже несколько лет гуляет по интернету, так уральский пиарщик фактически создал обновленную версию классической черной агитации.
Фото главы свердловского отделения КПРФ Александра Ивачева появились на дверях квартир.
Против партии власти было направлено меньше поддельной агитации. Два ярких примера – баннеры-наклейки «Сила кабанов» (здесь отсылки сразу к «Силе Урала» и к кандидату Андрею Кабанову) и «Денег нет, но вы держитесь», выполненные в стиле «Единой России».
Листовки
Листовки, в отличие от наклеек, хоть и являются поддельными, но стараются формировать положительный образ кого-то из кандидатов. В том же Кировском районе раздавались листовки, в которых было сказано о якобы поддержке всеми партиями Михаила Клименко.
В Белоярском округе в руки избирателей попадали листовки, где кандидаты-оппоненты поддерживают Илью Гаффнера.
Среди кандидатов «Единой России» досталось депутату Анатолию Никифорову. Агитация с его именем появилась на ВИЗе.
Как сообщал в своем блоге депутат от КПРФ Владимир Коньков, фальшивые листовки о нем раздавали непосредственно на встречах кандидата с избирателями.
Звонки
О звонках от имени кандидата сообщали Владимир Коньков и Дмитрий Ионин. Коммунист заявил, что от его имени пытались по телефону переносить время встреч с избирателями, а Ионин говорил, что от его имени призывали поднять платежи за ЖКХ и ввести дополнительные налоги.
СМС
Один раз за кампанию использовалась технология фальшивых СМС. Жителям Ирбита приходили сообщения, подписанные якобы активистами ЛДПР, которые просили сообщить номер карты Сбербанка, чтобы «перевести 5 тысяч рублей в рамках поддержки населения». В партии попросили о таких случаях сообщать в полицию.
«Откровенно черные листовки уже перестают работать, методы становятся изощреннее. У избирателей нет возможности провести анализ на степень соответствия агитации реальности. Поэтому есть и серый пиар, когда в листовки, похожие на листовки кандидата, вписаны, например, какие-то бредовые инициативы, и они практически неотличимы от настоящих. При этом в той же ХМАО-Югре уровень чернухи не изменился, в ход идут и прямые клеветнические материалы, и кондовая чернуха. Там, где кандидаты могут себе позволить более-менее грамотных политтехнологов, уровень, в том числе у контрагитационных материалов, выше», – прокомментировал новую технологию один из основателей Музея истории выборов Александр Пирогов.
Фото: УралПолит.Ru, предоставлены кандидатами, соцсети
© Ольга Балюк
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях