О том, что ждет компанию на новом этапе развития в составе «Ростеха» и как ситуация в мире определяет спрос на российское вооружение – в интервью генерального директора УВЗ Олега Сиенко
Уралвагонзавод – одно из крупнейших российских предприятий, обеспечивающих российскую армию современной бронетехникой и поставляющих ее на экспорт. В минувшем году УВЗ досрочно выполнил гособоронзаказ: общее количество изготовленных и отправленных машин – на уровне 2015 года, что было особо отмечено Министерством обороны. О том, что ждет компанию на новом этапе развития в составе «Ростеха» и как ситуация в мире определяет спрос на российское вооружение, генеральный директор УВЗ Олег Сиенко рассказал в интервью изданию Business Guide.
Как корпорация «Уралвагонзавод» справляется с выполнением ответственной государственной задачи – оснащением российской армии вооружением по государственному оборонному заказу?
На протяжении последних шести лет государственный оборонный заказ выполнялся своевременно, а по некоторой номенклатуре и досрочно. Объемы поставок в рамках гособоронзаказа растут (ГОЗ), растут требования к исполнителям, к поставляемой продукции и услугам. Все это, конечно, усложняет наши задачи, но качественное и своевременное выполнение ГОЗ для нас всегда было делом принципа. В 2016 году в интересах Министерства обороны предприятиями корпорации поставлено в войска более тысячи новых и модернизированных образцов вооружения и военной техники. Специалистами предприятий корпорации проведено сервисное обслуживание более 800 единиц вооружения и военной техники непосредственно в войсках. В рамках государственного оборонного заказа текущего года УВЗ исполняет 92 государственных контракта. Из них 43 – на промышленных предприятиях, 49 – на ремонтных. Важно то, что 65 контрактов – долгосрочные. Это позволяет выстраивать экономику предприятий на перспективу. Важная часть нашей работы по государственным контрактам – разработка и освоение принципиально новых видов вооружений.
Что касается внешних рынков, как развивается ситуация с поставками вооружения на экспорт?
2016 год принес стабильный рост поступлений от реализации на экспорт продукции военного назначения. По сравнению с показателями предыдущего года он составил порядка 25 %. Помимо увеличения объемов экспортных поставок расширяется и их география, растет номенклатура поставляемой продукции и услуг. Мы планомерно реализуем стратегию обеспечения обслуживания и ремонта наших изделий на протяжении всего жизненного цикла. Все это наряду с непрекращающейся работой по созданию новой и модернизации ранее разработанной продукции позволяет нам с уверенностью смотреть в завтрашний день и рассчитывать на новые контракты.
Но многие говорят сейчас о том, что эпоха танковых баталий прошла и, соответственно, потребность в бронетехнике сведется к нулю. Как вы прокомментируете эти рассуждения?
Сейчас в Сирии и других странах Ближнего Востока идут вооруженные конфликты, которые на деле показывают значимость российской бронетанковой техники. Как бы ни были точны и эффективны удары по противнику с воздуха, неизбежно наступает момент, когда на отвоеванную территорию приходят техника, люди, и здесь без танков не обойтись. Кроме того, Россия уже заявила о размещении своих военных баз на территории Сирии на постоянной основе. В качестве охраны баз тоже используется бронетехника.
Наверное, все военные специалисты в мире посмотрели кадры, когда боевики, имея на вооружении в Сирии один из новейших американских современных противотанковых ракетных комплексов, использовали его для поражения сирийского танка Т-90, и получилось, что хваленый американский ПТРК новейшего поколения не смог поразить ни танк, ни экипаж. Это вызвало недоумение и массу восхищенных отзывов. Безусловно, это стало отличной рекламой нашей продукции и стимулировало интерес потенциальных заказчиков. Сегодня УВЗ – это наш российский бренд, наша марка. Мы этим гордимся, мы это развиваем и бережем. Сирийская кампания показала надежность и качество техники, выпускаемой корпорацией «Уралвагонзавод».
Как успехи УВЗ в выполнении ГОЗ и зарубежных контрактов отразились на финансово-экономических показателях корпорации?
Начиная с 2010 года корпорация «Уралвагонзавод» всегда показывала чистую прибыль, расплатилась по кредитам прошлых лет, досрочно вернула госгарантии в казну. Исключением стали только 2014 и 2015 годы. Стагнация на рынке вагоностроения в этот период резко снизила значение показателей деятельности корпорации. К сожалению, нам не удалось в короткие сроки победить лоббистов тех перевозчиков, которые использовали старый подвижной состав. Вторая причина – введение санкций Евросоюза и США конкретно против Уралвагонзавода. Это остановило все наши международные проекты, партнерство с мировыми лидерами в области машиностроения, крайне ограничило наши возможности в привлечении финансирования. Представьте себе прыгуна, который прыгает с вышки в воду и в это время видит, как воду быстро сливают из бассейна: чтобы не разбиться, ему приходится за секунды принимать решения. Ситуация с Уралвагонзаводом очень похожа. Тем не менее нам удалось достаточно быстро среагировать на негативные изменения конъюнктуры и оперативно перестроиться, нарастив экспортную составляющую не только военной, но и гражданской продукции. В итоге уже в 2016 году мы снова планируем выйти на чистую прибыль в размере порядка 500 млн рублей.
В ноябре текущего года советом директоров корпорации была утверждена новая стратегия развития корпорации до 2025 года. В чем ее суть и какого эффекта вы ожидаете от реализации ее положений?
Нами пройден сложнейший этап формирования корпорации из разрозненных активов. Сегодня это единый организм с высоким уровнем внутренней кооперации, в котором синхронизированы производственные процессы, финансово-экономическая политика, кадровая политика, инвестиции, снабжение и сбыт. На этом пути возникали трудности, были отдельные ошибки, но задача по построению бронетанкового государственного холдинга была успешно выполнена, а значит, завершен важнейший этап работы. Разработанная стратегия – это переход к следующему этапу развития корпорации уже как диверсифицированного интегрированного холдинга. Нам необходимо повышать операционную эффективность, в частности сокращать накладные расходы, закрывать избыточные и дублирующие производства, осуществлять продажу непрофильных активов, повышать производительность труда. В стратегии мы зафиксировали цели деятельности корпорации и механизмы их достижения. Задачи, мероприятия и ответственность за их выполнение четко прописаны в «дорожной карте», содержащей более 600 мероприятий, большую часть из которых планируется реализовать в ближайшие два года. Реализация стратегии позволит достичь к 2025 году выручки в размере 282 млрд рублей при рентабельности по EBITDA в 19,7 % и чистой прибыли в 24,5 млрд рублей.
Корпорация вошла в состав «Ростеха». Как вы видите дальнейшую судьбу Уралвагонзавода?
Подобные решения принимает собственник, и мы как менеджеры будем исполнять любое решение. Сегодня корпорация «Уралвагонзавод» представляет собой мощный оборонно-промышленный комплекс с высоким потенциалом наращивания выпуска высокотехнологичной гражданской продукции, которая является конкурентоспособной не только на отечественном, но и на зарубежных рынках. За последние несколько лет нами в партнерстве с Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством обороны РФ разработано более 20 новейших образцов военной продукции, с 2010 года сертифицировано десять новых моделей вагонов для российских и зарубежных потребителей. В том числе мы первые перешли на серийное производство инновационных вагонов с увеличенной нагрузкой на ось. Мы высоко подняли планку общественного электротранспорта, создав концепт трамвая будущего R1. Все эти заделы говорят о том, что мы, безусловно, выполним поручение президента РФ о наращивании выпуска гражданской продукции до 50 %.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях