Ответы администрации города и авторов проекта
Обсуждение новой транспортной схемы в Екатеринбурге не утихает. Сегодня проект был презентован депутатам городской думы и, судя по их вопросам, даже они до конца не разобрались в предлагаемой реформе системы городского общественного транспорта. «УралПолит.Ru» составил гид по самым часто задаваемым вопросам о внедрении новой маршрутной сети. Отвечают: представитель фонда «Город.Pro» Андрей Толмачев, глава комитета по транспорту Екатеринбурга Игорь Федотов и вице-мэра города Евгений Липович.
Примечание редакции. Пока новая маршрутная схема – это только проект, поэтому многие из данных утверждений работают исключительно в теории. Достоверно узнать, встанет ли весь город в пробках, не застрянут ли жители Химмаша в микрорайоне навечно, сколько придется платить за проезд через год, сейчас не может никто. Все это станет ясно только после запуска новой схемы.
1) Правда, что 114 маршрутов сократят, а транспорта станет меньше?
Не правда. Маршруты станут другими и поменяют номера, исчезнет дублирование, но их не станет значительно меньше. Создатели новой схемы подчеркивают, что в ней были использованы все существующие остановки. Из города исчезнут почти 700 маршруток и средних автобусов. Остальной транспорт сохранится, плюс старые автобусы заменят новыми низкопольными.
2) Я не хочу пересадок, что делать?
Смириться и принять. Основная идея новой схемы в том, чтобы сделать поездку от точки А до точки Б быстрее. Пересадки, по мнению авторов проекта, этому способствуют – на коротких отрезках будет ходить больше транспорта, который не нужно ждать. Прождав 5–10 минут, вы сможете сесть в первый попавшийся трамвай, троллейбус или автобус, доехать до пересадочного узла и сесть в следующий автобус, прождав и его не больше 10 минут. Сегодня многие маршруты можно ждать до 30–40 минут. В итоге даже с пересадкой поездка по новой схеме получается быстрее, чем без нее.
3) Как 60 тысяч жителей Академического района сможет вывезти один маршрут автобуса, если сейчас ходят пять?
Количество транспорта, которое ходит из одного района, не уменьшится. Если обобщать: все автобусы, которые ходили по пяти маршрутам, теперь будут ходить по одному маршруту только очень часто. Поэтому очереди на остановках скапливаться не должны, считают авторы схемы.
4) Но ведь будут пробки?
Предполагается, что для общественного транспорта постепенно будут выделять отдельные полосы. Сейчас определены 28 участков дорог, где должны быть установлены видеокамеры для фиксирования нарушений, но министерство транспорта пока готово помочь с финансированием только для девяти участков. Это долгий процесс, и он будет идти в ближайшие несколько лет.
5) Из моего района идет только трамвай. Что будет, если произойдет авария и вся линия встанет?
Вы пересядете в резервный автобус. В планах мэрии Екатеринбурга – создать единый центр управления перевозками (ЦУП), который будет следить за абсолютно всем транспортом в городе и увидит, если где-то произошла авария. На конечных остановках будут созданы резервные стоянки автобусов, откуда они будут оперативно отправлены в кризисные точки, дублируя маршрут вашего трамвая. Вице-мэр Евгений Липович обещал, что при авариях такая «эвакуация» будет бесплатной.
6) Пересаживаться неудобно, потому что остановки находятся далеко друг от друга. Что делать?
В планах мэрии Екатеринбурга перенести некоторые остановки так, чтобы пересадочные пункты не находились друг от друга дальше, чем на 20–30 метров. Например, сейчас решается, как этот процесс будет организован на перекрестке улиц Щорса – 8 Марта, где пассажиропоток большой, а остановки далеко от перекрестка. В городе около 1500 остановок, будет построено 14 новых, перенесено около 30.
7) Если будут пересадки, платить придется намного больше?
Нет. Мэрия Екатеринбурга обещала ввести повременной тариф – это значит, что один оплаченный билет будет действовать 45, 60 или 90 минут. За это время можно будет сделать нужное количество пересадок и доехать в любую точку города. Время в билете означает предельное время его использования, напоминают авторы концепции. Имея билет на 45 минут, вы не должны закончить поездку за это время. Приложив билет к валидатору первый раз и зайдя после пересадки в новый автобус спустя 44 минуты, вы спокойно поедете дальше. Скорее всего, повременной тариф будет работать только на «Е-карте», поэтому придется ее купить.
Сколько будет стоить такой билет и какие конкретно будут тарифы – пока неизвестно, сейчас этими вопросами занимается рабочая группа. К 1 июля все должно заработать. Глава РЭК (ведомства, которое устанавливает предельную величину тарифов) Владимир Гришанов заявил, что в ближайший год «потолком» будет 28 рублей – дороже не сможет стоить любой билет. По словам главы комитета по транспорту Игоря Федотова, стоимость проезда не должна повыситься и в будущем. Но посчитать выгоду можно будет только тогда, когда схема начнет работать.
8) Где узнать, как доехать?
Предварительный вариант схемы опубликован на сайте организации «Город.Pro» и администрации Екатеринбурга. Она постоянно дорабатывается, окончательный вариант будет представлен в марте. Кроме того, мэрия объявила конкурс на разработку приложения, в котором можно будет построить свой маршрут и увидеть нужный общественный транспорт. К 1 июля такая программа будет работать. На остановках же в будущем установят электронные табло, которые будут показывать время, оставшееся до приезда следующего автобуса или трамвая.
9) Почему схему разрабатывали «три общественника»?
Конкурс на разработку новой маршрутной схемы объявило ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» (которое принадлежит мэрии Екатеринбурга). Принять участие в конкурсе могла любая организация. В результате участвовали две: питерская компания и екатеринбургская НКО «Город.Pro», которые предложили практически одинаковые условия. В результате победила «Город.Pro», потому что указала меньшую стоимость работ. Организация пригласила для разработки схемы американского специалиста Джаррета Уокера, который разрабатывал схему «Магистраль» для Москвы, участвовал в реорганизации работы общественного транспорта в Хьюстоне с других городах США. Авторы схемы подчеркивают, что они привлекали к работе профильных экспертов, а также представителей перевозчиков, использовали все данные с «Е-карт» о пассажиропотоке и рассматривали другие варианты организации маршрутов, которые не подошли – подробно об этом рассказывается в «Отчете об альтернативах».
10) Все это сделано, чтобы угробить бизнес частных компаний?
Маршруток действительно больше не будет – новая транспортная схема предусматривает работу только больших и средних автобусов. Но никто не запрещает частным транспортным предприятиям участвовать в конкурсах на обслуживание маршрутов, тем более что и сейчас есть фирмы, у которых на линиях работают большие автобусы, говорят в комитете по транспорту. Кроме того, сейчас, по словам мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, некоторые частные компании на конкурсах предоставляют неверную информацию и выпускают на линию, например, два автобуса вместо 11. Единый центр управления перевозками позволит избежать таких ситуаций.
11) Зачем это все, нормально же ездили?
Муниципальные транспортные предприятия Екатеринбурга последние несколько лет находятся в предбанкротном состоянии – их убытки сейчас составляют около 2 миллиардов рублей. Мэрия не скрывает, что конечная цель изменений – не только увеличить пассажиропоток благодаря удобству для горожан, но и вывести из кризиса МУПы. По словам главы комитета по транспорту Игоря Федотова, новая схема позволит избежать убытков.
12) Как моя бабушка узнает о том, что трамвай, на котором она ездила 20 лет, перестанет ходить?
Информационная кампания – одно из самых слабых мест внедрения схемы. Чиновники обещают, что с весны на всех остановках будет размещена информация о новых маршрутах, будут работать волонтеры, которые расскажут о том, что происходит. Будут напечатаны буклеты и другие виды бумажной продукции, которые должны разными путями попасть с руки каждого жителя города.
13) Уже ничего не изменить?
Новая транспортная схема будет действовать с 1 июля – с этим надо смириться. Но еще не поздно внести в нее изменения. Для этого надо оставить пожелания в специальной теме на сайте мэрии Екатеринбурга. Все предложения анализируются, систематизируются и по возможности внедряются в общую схему. Например, за последние полгода по пожеланиям граждан были добавлены автобусы с Химмаша и ЖБИ. Окончательный вариант схемы будет представлен в марте.
© Ольга Балюк
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях