В Тюмени разгорается громкий скандал, связанный с оптимизацией музейных комплексов и фондов региона. Работники тюменской сферы культуры бьют тревогу и инкогнито пытаются связаться с журналистами, говоря о катастрофе и «подсудном деле». Чиновники не дают комментариев, а сотрудники музея готовят обращение в прокуратуру и правоохранительные структуры. Подробности – в материале «УралПолит.Ru»
Тревожный сигнал поступил в пятницу рано утром: работники музея ИЗО на условиях анонимности рассказали нашему корреспонденту, что к ним в помещение бывшего «Дома политпросвета» вломились неизвестные люди, которые начали упаковку и эвакуацию экспозиций галереи. «Приказ поступил с самого верху», – пояснили они.
«Это беспрецедентная спешка, все действия незаконны. Мы не знаем и не понимаем, что происходит, – заявляют сотрудники музея. – У нас не падала бомба, ничего не взрывалось, кроме мозгов чиновников».
Как выяснилось позже, нежданный «десант» оказался тобольским коллективом музейных работников, которые, судя по всему, получили приказ от высокого начальства.
По имеющейся информации, огромная уникальная коллекция предметов искусства должна быть в срочном порядке перенесена в новое многострадальное здание на улице Советской. Его история уникальна тем, что это самый известный долгострой Тюмени – музейный комплекс строят с 1995 года, и недавно он отметил свое 20-летие.
Наши источники, знакомые с ситуацией, говорят, что «новые-старые» помещения не подходят для музея ИЗО и изначально не проектировались под эти нужды. Отметим, что в самом здании до сих пор идут строительные работы.
«Здание проектировалось под нужды краеведческого музея, чьи фонды за двадцать лет увеличились в два раза, в итоге нам там отводят лишь 800 квадратных метров, вместо 2000 которые мы имеем сейчас. Мы уже молчим про протеки крыши и влажность, грибок и дверные проемы, через которые просто нельзя пронести часть наших крупногабаритных коллекций. Это гигантские полотна. Мы не знаем, что делать», – пожаловались нам и добавили, что переезд фонда регламентируется рядом федеральных законов, за нарушение которых предусмотрена уголовная ответственность.
Официальные комментарии руководство Музея имени Словцова давать наотрез отказывается, как и чиновники из профильных ведомств. При этом в официальных СМИ уже сделано несколько репортажей с лоснящейся картинкой и рассказами про «современный и новый музей».
«Это им сложно. Ситуация очень деликатная, потому что официальную информацию вам будет трудно получить, так как административные структуры находятся в зависимом положении и сотрудники тоже. Узнать, как все на самом деле, чтобы узнать факты и не переврать, нужно непосредственно от них, – говорит тюменский художник Ольга Трофимова. – Как эксперт я ситуации не понимаю. Задачи принести вред коллекции и людям, которые работают, нет. Спешки мы не понимаем. На многие вопросы нет ответа. Абсолютно все согласны, что по всем законам хранения картин и их сохранности – очень неправильная. Условия транспортировки требует персонального подхода. Это сложная инженерная задача. Даже скульптуру перенести, ведь неизвестно, когда и как ее перевозили. Например, чтобы перевезти тюменский наличник, возможно, требуется один рейс машины, а не сваливать это все, как дрова».
Примечательно, что после нашей публикации о переезде фондов из здания Спасской церкви и передаче ее РПЦ, директор музейного комплекса имени Словцова Елена Усольцева была смещена с должности. На ее место поставили на днях Светлану Сидорову, которая возглавляла Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. Поэтому версия о «тобольском десанте» в тюменский музей ИЗО выглядит правдоподобно. По нашей информации, спустя короткое время после назначения она отправилась в Москву, где возможно, получила некие новые вводные относительно деятельности учреждения.
Дело в том, что помещения музея изобразительных искусств могли понадобится для мультимедийного парка «Россия – моя история». Данная экспозиция стала обязательной для всех регионов страны и курируется на самом верху. «Под козырек приказано прививать любовь к Родине», – недовольно отметили наши собеседники.
Наш корреспондент под видом обычного гражданина позвонил в музей, чтобы узнать о работе новой выставки «Двое». Плакаты с приглашением на нее развешены по всему городу. Ответ на конце телефонного провода был откровенным.
«Посмотреть не получиться. Начальство дало отмашку, мы люди подневольные. Уже две выставки сняли. Очень сожалеем, нам неловко перед посетителями, но в этом здании музей работу прекращает. Когда будет экспозиция в новом помещении, мы вам сказать не можем, хорошо если к следующему году», – сообщили в музее и добавили, что новые залы еще не готовы. «Мы не боимся что-то говорить – мы просто ничего не знаем. Ничего больше не можем сказать», – отметил в разговоре экскурсовод, когда пришлось признаться, что звонит журналист.
Отметим, что на сайте музейного комплекса 2 февраля появилась новость о том, что с 3 февраля музей закрыт для посещения. Между тем еще 26 января появлялась подробная программа выставок и мероприятий на февраль, среди которых три новых выставки.
К скандалу уже подключились, и общественники из «Общероссийского народного фронта» сообщили, что внимательно следят за развитием ситуации, но пока не вмешиваются: «надо разбираться». Тем не менее член регионального штаба ОНФ в Тюменской области, заведующий объектом государственного автономного учреждения культуры Тюменской области «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник» Эдуард Бурнашев пояснил происходящее.
«Насколько мне известно, новое здание Тюменского музея было готово к освоению еще в 2010 года, возможно и ранее. Правительством области были потрачены бюджетные деньги на строительство универсального комплекса музейного показа. Переезд музея ИЗО должен был состояться задолго до обсуждаемых событий. Сегодня, вполне естественно, что вопрос был «поставлен ребром». События, конечно, форсируют, но с пониманием дела, в соответствии с утвержденными нормативами, – говорит он. – К подготовке и транспортировке музейных ценностей подключены специалисты, в том числе, и из Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника, которые 3 февраля 2017 г. выехали в Тюмень, захватив с собой необходимый упаковочный материал. Насколько мне известно, нет задачи перевести все за один раз. Но начало этому, волевым решением руководства области, положено».
При этом, эксперт не исключил, что при переезде есть опасность повреждения или похищения предметов.
«Действительно существует особая опасность повреждения или похищения предметов, возникающая при их транспортировке. Воздействие яркого света, воды или влаги, высоких температур, пыли, удары – это неполный перечень тех факторов разрушения, влияние которых может ощутить на себе предмет при перемещении из привычной среды. Поэтому, возможность транспортировки конкретных предметов определяет реставрационный совет или реставрационная комиссия. Реставраторы дают и рекомендации относительно особенностей упаковки и транспортировки предметов. Очень важную роль в сохранности предметов играет упаковочная тара, которая должна защищать их от механических повреждений, пыли, резких перепадов температуры и влажности. Существуют определенные правила упаковки, которые необходимо соблюдать при транспортировке любых музейных предметов. Все это регламентировано, специальными нормативными документами. В каждый ящик вкладывается упаковочный акт, подписанный лицом, ответственным за упаковку: реставратором, упаковщиком».
По нашим сведениям, «оппозиционные» работники музея в ближайшие дни готовят громкое заявление и обращение в прокуратуру.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях