В Екатеринбурге продолжается всероссийский форум «Города России 2030. Территория проектов». Одна из секций была посвящена принципам и проблемам современного градостроительства. Эксперты обсуждали как должен развиваться современный мегаполис – «вширь» или «ввысь», а принципы стратегического планирования Екатеринбурга назвали одними из эталонных для страны.
В Екатеринбурге продолжается всероссийский форум «Города России 2030. Территория проектов». Одна из секций была посвящена принципам и проблемам современного градостроительства. Эксперты обсуждали как должен развиваться современный мегаполис – «вширь» или «ввысь», а принципы стратегического планирования Екатеринбурга назвали одними из эталонных для страны. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Модератором дискуссии, организованной администрацией Екатеринбурга в партнерстве с медиахолдингом «ФедералПресс» выступил председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению ОПРФ Андрей Максимов. Открывая обсуждение, он напомнил о том, что проблема грамотного проектирования городских пространств сейчас стоит для страны очень остро. По его словам, нормального градостроительного проектирования не было в России с советских времен, тем временем федеральные власти давно озвучивают задачу по строительству 120 млн качественного жилья.
На одной из секций Максимов показывал примеры демографической мобильности – по статистике центрами роста остаются города миллионники – и задача грамотного проектирования становится перед ними как никогда актуальной. Города развиваются зачастую достаточно компактно, но помимо жилого строительства необходимо не забывать об инженерной и социальной инфраструктуре – доступности общественного транспорта, объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта.
Вице-губернатор Олег Чемезов был краток и озвучил основной тезис о том, что перед такими городами как Екатеринбург стоит выбор – вширь развиваться или ввысь – но здесь нельзя сделать однозначный выбор. Важно найти баланс интересов и возможностей – наладить миграционные процессы с городами-сателлитами, для каких-то муниципалитетов сохранить рекреационные функции, для каких-то – торговые или промышленные – распределяя нагрузку можно обеспечить более гармоничное развитие всей территории.
«Звездой» дискуссии стал мэр города Александр Высокинский, который рассказал о принципах проектирования стратегических документов Екатеринбурга – зрители долго задавали ему уточняющие вопросы. Он начал с исторических предпосылок и плавно подошел к тому, что проектирование генерального плана и стратегическое планирование города – братья близнецы и должны формироваться синхронно, а не одно на основании другого. К этому пришли не сразу, но когда поняли, то встала задача совмещения отраслевых подходов (стратегическое планирование) и территориальных (генплан).
Если говорить о «развитии вширь», это реализуется в двух районах города, но на самом деле, представляет огромную нагрузку на бюджет.
«Если развиваться вширь, то нужно понимать. Каждый построенный миллион квадратных метров требует 10 млрд рублей в бюджете – на проведение инфраструктуры и прочее. Нам говорят, что мы завышаем цифры, но они реальны, мы видим их на примере двух развивающихся районов. В Академическом у нас уже живет 80 тыс. человек, а будет жить 300 тыс. Есть второй район – Солнечный. Такие проекты нужны, но нужен и соответствующий бюджет развития. Важно еще и не построить слишком много жилья, чтобы не обрушить рынок – тогда наши застройщики вообще встанут», – отметил Высокинский.
Говоря о подготовке документов планирования градоначальник подробно остановился на ноу-хау мэрии – разделение территории Екатеринбурга на 57 градостроительных зон в рамках существующих семи районов. На основании полного анализа была сформулирована «тепловая карта» города на которой наглядно видно количество и возрастная структура населения, возможные перспективы развития, недостатки социальной инфраструктуры, например, очередь в школы и детсады, недостаток учебных мест в образовательных учреждениях, транспортные потоки, доступность первичной медицинской помощи и многие другие факторы. Генеральный план базировался именно на этих 57 зонах – такого раньше не было.
Если же говорить о росте ввысь, то в городе разрабатывается и большой проект реновации в рамках существующей городской застройки. Речь идет о сносе малоэтажной застройки середины прошлого века и современной более высотной застройкой. При этом, конечно, нужно задумываться о перепланировке транспортной и коммунальной инфраструктуры – мощностей, заложенных в 50-х годах явно недостаточно для сегодняшних нужд. В то же время, он подчеркнул, что речь не идет о точечной застройке, с которой город по мере сил борется.
Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов рассказал о тенденциях «многоэтажной урбанизации». Он поиронизировал о том, что «строим много, в большинстве городов жилье довольно доступно, но счастье не наступает». Согласно различной статистике, несмотря на большое предложение со стороны застройщиков, спрос в последние годы не достигает целевых показателей и тенденция становится негативной. В этом плане, представителям строительного бизнеса стоит пересмотреть линейку предлагаемых услуг, например, строить больше арендного жилья. При этом, он отметил, что в России градостроительная политика довольно мягкая и это сказывается на комфорте в целом.
«Градостроительная политика у нас довольно мягкая, а комфортная среда стоит денег. Изменение происходит тогда, когда общество оказывается готово платить за комфортную среду, а градостроительное регулирование становится более жестким», – подчеркнул эксперт.
Еще одна тема, на которой он заострил внимание – это то, что жилой фонд должен приносить прибыль в городской бюджет, но это реализуется не очень активно. Мэрии стоит подумать, как более эффективно капитализировать жилье для того, чтобы оно стало важным источником для формирования того самого бюджета развития.
К вопросу сопряжения пространственного и отраслевого планирования вернулся еще один выступающий – член совета по градостроительству Союза архитекторов России Александр Антонов. Он рассказал о разных подходах к формированию генпланов городов. Например, в Екатеринбурге документ был принят в 2004 году и с тех пор поправок в него не вносилось. С другой, есть города, где за 10 лет внесено до 600 поправок в документ. При этом, он обратил внимание, что сам по себе генплан не включает в себя очень много важных показателей – например, жилой застройки, экологических вопросов, транспорта и т. д. По его словам, эксперты намерены предложить внести изменения, которые позволят в генплан вносить элементы пространственного развития. В этом плане, Екатеринбург, у которого есть отдельная стратегия пространственного развития в формате генерального плана представляет очень важный опыт.
«Опыт Екатеринбурга в этом плане один из самых правильных в том плане, куда двигать планирование городов», – отметил Антонов.
По его словам, опыт столицы Среднего Урала по проектированию таких документов рассматривался даже на одном из заседаний рабочей группе при Минэкономразвития. Часть его особенностей ляжет в основу инициируемых поправок в градостроительный кодекс.
В целом участники пленарной дискуссии согласились с тем, что требуется вырабатывать новые практики и подходы в градостроительном регулировании и планировании и «обкатывать» их на пилотных проектах. Не исключено, что некоторые из таких особенностей, реализуемых в Екатеринбурге в скором времени станут тиражироваться на мегаполисы по всей стране.
Фото Полины Зиновьевой
© Сергей Табаринцев-Романов
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях