События февраля 2022 года значительно повлияли на всю мировую экономику. Исключением не стал и уральский ритейл. Часть западных производителей продуктов питания, бытовой химии и косметики объявили о своем уходе с российского рынка, и торговым сетям пришлось искать аналоги. Приспосабливаться нужно было и к проблемам с логистикой товаров. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться ритейлу и как обстоят дела сегодня УралПолит.Ru поговорил с директором уральского дивизиона «Ленты» Олесей Форос. Подробнее – в интервью.
Олеся, расскажите, как изменился ассортимент товаров за прошедший год? Многие иностранные бренды ушли, насколько быстро их удалось заместить? Кто пришел на их место?
– В 2022 году новыми поставщиками «Ленты» стали 360 локальных производителей. На Урале мы заключили контракты с 58 производителями, сейчас их доля – около 27%, это 9 тыс. товаров ассортимента. При этом в некоторых категориях на них приходится от 50% до 90% – это колбасные изделия, птица и изделия из хлеба.
Локальные бренды приходили на место товаров ушедших марок. А позиции, которые по объективным причинам не смогли заменить местные поставщики, мы смогли сохранить благодаря тому, что выстроили новые логистические цепочки и ввели товары из других стран. Аналогичная ситуация складывается в бытовой химии: здесь мы нарастили объем закупок из Турции, Китая и увеличили ассортимент отечественных средств для стирки. А также в крепком алкоголе. Также, к примеру, вместо газированных напитков известных брендов на рынке появились отечественные, в том числе продукция собственных торговых марок.
Мы адаптировались к новым условиям, запрету въезда транспорта из недружественных стран, разрывам логистических цепочек, меняли планы и графики поставок, чтобы обеспечить своевременное поступление товаров на полки наших магазинов. При этом мы замещали выбывающий европейский ассортимент товарами из других стран (Азия, Ближний Восток, Китай и так далее), а также усиливали предложение СТМ и расширили сотрудничество с российскими производителями.
Сложности с упаковкой и сырьем в начале года возникали и у отечественных поставщиков. Нам удалось вывести новые товары на полки наших магазинов и значительно расширить базу партнеров «Ленты».
Как ситуация в мире повлияла на структуру поставщиков ритейлера? Сколько процентов товаров на полках «Ленты» завозятся из-за границы?
– На долю импортных товаров в «Ленте» приходится около 2%. И, как я уже отмечала, мы замещали выбывающий европейский ассортимент товарами из других стран.
Согласно официальной статистике платежеспособность населения за прошлый год упала – как в связи с этим изменился ассортимент? Появилось ли больше товаров «демократичного» сегмента? Какова их доля?
– По данным разных исследований, около 80% потребителей считают, что уровень их доходов будет падать. Это отражается на покупательском поведении: люди экономят, ищут промо-предложения. Поэтому мы пересмотрели наш ассортимент, подстраивая его соответствующим образом под потребности наших покупателей. Мы расширили линейку товаров в более низких ценовых сегментах, активно работали с промо- и персональными предложениями для наших клиентов. Выстраивали программу лояльности так, чтобы покупатель получал выгодные предложения именно на те товары, за которыми он приходит в «Ленту».
Доля продаж товаров первой цены и нижнего ценового сегмента в общем товарообороте «Ленты» на Урале составляет 40%. В 2022 году значительно расширился ассортимент низкого ценового сегмента в бакалее, молочной продукции и бытовой химии.
Если смотреть в целом, сократился ли ассортимент товаров в минувшем году?
– Мы не фиксировали сокращение ассортимента.
Отмечался ли в минувшем году приток на прилавки магазинов продуктов локального происхождения? Продуктов от фермеров?
– В 2022 году покупатели стали чаще выбирать продукцию локальных производителей, особенно это касается свежих продовольственных товаров, таких как молочные продукты и колбасные изделия. Традиционно увеличивался спрос на молочную продукцию местных производителей. С фермерами на Урале мы сотрудничаем уже несколько лет.
Например, по нашему запросу местные производители разработали эксклюзивные позиции в категориях мясо и птица (стейки из мраморной говядины, полуфабрикаты из свинины, рулетики из птицы, утку в маринадах, стейки из мяса утки, гуся с яблоками), которые затем были представлены и в других сетях. Наши сотрудники помогают производителям разрабатывать продукт, упаковку и этикетку, чтобы такой товар пользовался спросом у покупателя.
Какова сейчас доля собственных торговых марок в ассортименте ритейлера? Как планируете развивать это направление?
– В прошлом году доля продаж СТМ составила 17%. Динамика продаж СТМ опережает продажи брендированной продукции практически во всех категориях. Наиболее высокий рост отмечается в безалкогольных напитках, бакалее и снеках.
Возникали ли проблемы с логистикой товаров после февраля 2022 года? По каким направлениям были трудности с доставкой? Как решались эти проблемы?
– Проблемы возникали как с доставкой зарубежных, так и отечественных товаров. К концу второго квартала мы выстроили новые логистические цепочки, наладили процесс расчетов с иностранными контрагентами.
Возникал ли в течение года дефицит на какие-либо группы товаров? На какие? В связи с чем?
– Мы не видим предпосылок для нехватки каких-либо продуктов. Сегодня логистические цепочки выстроены, работа с ассортиментом продолжается. Временные сложности у поставщиков наблюдались в связи с изменением логистических цепочек поставок, сырья, упаковки, но они не носили критический характер.
Увеличились ли в 2022 году онлайн-продажи? Можно ли сейчас сказать, на какой процент за год выросли/снизились онлайн-продажи? Какую часть составляет выручка от онлайн-продажи к общей выручке с продаж в 2022 году?
– Онлайн-продажи выросли на 108,9% год к году. Доля онлайн-продаж составила 7,6% от общего объема продаж «Ленты» по сравнению с 4,8% в аналогичном периоде предыдущего года и 6,9% в третьем квартале 2022 года.
В 2021 году «Лента» запустила сеть дискаунтеров «365+». Насколько сейчас перспективно это направление? Будут ли развивать эту сеть на Урале?
– Мы видим возможности для «Ленты» в развитии дискаунтеров, сейчас у компании есть несколько магазинов этого формата, но это пока наш эксперимент. Говорить о полномасштабном запуске проекта рано до тех пор, пока мы не завершим тестирование формата.
Какие планы в 2023 году у «Ленты» на Уральский федеральный округ? Планируется ли открытие новых магазинов, развитие, например, формата магазинов у дома, нововведения в работе сервиса «Лента-Онлайн»?
– Мы активно открываем магазины у дома, Уральский федеральный округ – не исключение. В прошлом году мы продолжили интеграцию магазинов «Семья», благодаря чему покупатели магазинов могут использовать там карты лояльности «Ленты», увеличили количество торговых точек, из которых можно заказать товары. Разумеется, мы продолжали развивать лучшие проекты «Семьи», к которым привыкли покупатели Пермского края. Например, проект «Правильное вино».
Какие планы ставите для уральского дивизиона на этот год?
– Мы продолжим развивать сотрудничество с местными производителями, искать новых поставщиков, чтобы предлагать покупателям качественные товары по доступным ценам. С начала 2023 года заключено 13 новых договоров на поставки с местными поставщиками из Пермского края, Свердловской, Челябинской областей и ХМАО. За первые два месяца в ассортименте магазинов на Урале появилось больше 150 новинок.
© Елизавета Подкосова
Читайте еще материалы по этой теме:
-
В трех регионах УрФО зафиксировали спад оборота розничной торговли
-
Основатель «Жизньмарт» пожаловался на бюрократию в Дубае
-
На Урале снизился товарооборот
-
Каждый седьмой западный бренд в торговле заменили отечественным
-
Большинство российских топ-менеджеров считает, что российская экономика восстановится к 2030 году
Вы можете поделиться новостью в соцсетях