Глава Уральского таможенного управления Алексей Фролов - о влиянии санкций, параллельном импорте, контрафакте и утечке валюты.
Для внешнеэкономической деятельности последние полтора года стали периодом поиска решений масштабных проблем, обусловленных внешними факторами. Таможенным органам пришлось заниматься вопросами, которые связаны с изменением логистики товарооборота, осложнением торговых связей и апробированием системы «параллельного» импорта. О результатах этой работы в интервью УралПолит.Ru рассказал начальник Уральского таможенного управления Алексей Фролов.
Алексей Николаевич, какую оценку работе УТУ вы дадите по итогам работы за прошедшую часть текущего года? Не секрет, что экономическая ситуация в стране в связи со всем известными факторами остается достаточно сложной. Удалось ли ведомству к ней приспособиться?
Если кратко, то все поставленные руководством Федеральной таможенной службы задачи выполнены. Наверное, в прошлом году было сложнее работать, сейчас и нам, и участникам ВЭД понятны новые реалии осуществления внешней торговли. Санкционное давление, переориентация внешнеэкономической деятельности на Восток, трансформация транспортно-логистических потоков, ускорение и приоритет таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров определили первоочередные задачи таможенных органов не только по совершенствованию администрирования, но и по поддержке отечественных производителей, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса, и содействию перемещения товаров для СВО.
Какие прогнозы Вы могли бы дать по перечислению средств в федеральный бюджет? Приходится ли корректировать планы?
За 8 месяцев 2023 года в бюджет перечислено 52 миллиарда рублей. Плановое задание, установленное, в том числе, с учетом прогнозов крупнейших участников ВЭД, выполнено на 106,2% с профицитом 3 миллиарда рублей. Необходимо отметить, что объемы перечисления таможенных платежей превысили значения аналогичного периода 2022 года на 48%, то есть на 17 миллиардов рублей. Даже относительно благополучного 2021 года рост перечислений составил 2,3 миллиарда рублей.
Предприятия региона научились работать в изменившихся внешнеполитических и экономических условиях. С учетом изменения логистики перевозок и смены внешнеторговых партнеров корректировка текущих планов и прогнозов осуществляется только в сторону увеличения.
Сказалось ли резкое охлаждение отношений со странами ЕС, США, Японией на уровне и объемах поставок? Наблюдается ли снижение внешнеэкономического оборота. Если да, удается ли его компенсировать?
По сравнению с январем-августом прошлого года стоимостной объем внешнеторгового оборота уменьшился на 15,7%. При этом отмечу, что пандемия коронавируса в 2020 году оказала более сильное влияние на внешнюю торговлю. Тогда оборот уральских предприятий сократился на 18%.
Уменьшение внешнеторгового оборота со странами дальнего зарубежья обусловлено сокращением объемов экспорта в Бельгию, Польшу, Италию, Нидерланды, и объемов импорта из Германии, США, Франции и Италии. Необходимо отметить, что при этом выросли объемы экспорта в Турцию, в США и объемы импорта из Китая и Габона. Ведущее место во внешней торговле в регионе деятельности УТУ в январе-августе 2023 года занимал Китай – 30% внешнеторгового оборота. В тройку также входят Турция (18%) и Узбекистан (9%).
Если рассматривать товарную номенклатуру, то какие экспортные товары уральских промышленников сейчас наиболее востребованы за рубежом? И, напротив, какие группы товаров превалируют в секторе импорта?
Для УрФО остается характерна экспортная направленность внешней торговли. Весовой объем экспорта трехкратно превышает объемы импорта. Если говорить о товарной структуре, то в разделе импорта 39% - это машины, оборудование и транспортные средства, 16% - металлы и металлические изделия, 15% - продукция химпрома, и еще 12% - продовольственные товары и сырье для их производства.
Что касается экспорта, 54% составляют металлы и изделия из них. Отметил бы рост доли продукции химической промышленности с 18 до 30%. Еще 5% приходится на машины, оборудование и транспортные средства.
Насколько успешен, на ваш взгляд, на территории, подведомственной УТУ, эксперимент с параллельным импортом? Оправдывает ли себя эта практика?
В первую очередь целями принятого правительством России решения о легализации «параллельного» импорта являются помощь в обеспечении внутреннего рынка востребованными товарами и стабилизация цен на них в условиях санкционного воздействия. Если раньше оригинальные товары, содержащие определенные товарные знаки, могли ввозить только уполномоченные импортеры, то теперь такого требования нет.
Легализация параллельного импорта, безусловно, способствует повышению внешнеэкономической активности, в том числе и в УрФО. За 8 месяцев 2023 года участниками ВЭД было оформлено товаров на общую стоимость более 26,8 миллиона долларов. Ввезено продукции общим весом более 750 тонн. Среди наиболее востребованных для импортеров товаров можно выделить такие категории, как запчасти для транспортных средств, станочной продукции и медтехники, блоки управления, химические добавки, бумажную упаковку, предметы одежды, насосы и парфюмерию.
Насколько серьезной остается в настоящее время проблема контрафакта? Какие методы сейчас применяет таможня по обнаружению и пресечению таких поставок?
При проведении фактического таможенного контроля мы ориентированы на получение сведений о визуально определяемых признаках контрафактного производства и упаковки. Например, это может быть некачественное исполнение или визуализация товарных знаков, их нанесение на упаковку. Информация о признаках контрафактной продукции интегрируется в систему управления рисками для применения к товарам дополнительных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение.
Так, эффективным инструментом защиты прав владельцев товарных знаков является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Использование таможенного реестра и системы управления рисками позволяет выявлять контрафактную продукцию при таможенном декларировании, контроле международных почтовых отправлений, в работе мобильных групп. Нами увеличено количество совместных с органами МВД мероприятий на внутренних рынках субъектов УрФО.
В целом за 8 месяцев 2023 года таможенными органами УТУ выявлено более 39,5 тысяч единиц контрафактной продукции, что позволило предотвратить ущерб правообладателям на сумму более 25 миллионов рублей. По фактам незаконного использования средств индивидуализации товаров таможнями возбуждено 17 дел об административных правонарушениях.
Остается ли актуальной проблема невозврата валютной выручки, проще говоря, утечки денег за рубеж?
С августа 2022 года валютным регулятором утверждены существенные послабления в регламентации расчетов по внешнеторговым сделкам. Например, участникам ВЭД позволено осуществлять наличные расчеты по экспортным сделкам, прекращать обязательства путем взаимозачетов, новацией и переменой лиц в обязательствах.
Но чтобы не допускать иллюзии об отмене валютного контроля за исполнением внешнеторговых сделок, обращу внимание, что в настоящее время по-прежнему действует норма закона, обязывающая резидентов обеспечивать надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам, которые заключены между резидентами и нерезидентами.
Внимание сконцентрировано на выявлении лиц, которые пользуются смягчением отдельных требований валютного контроля с намерением причинить вред публичным интересам в обход закона и с противоправной целью. За январь-август 2023 года таможнями уральского региона завершена 141 проверка валютного контроля, в ходе которых выявлено 683 нарушения требований валютного законодательства РФ, что более чем в 2 раза превышает аналогичный показатель прошлого года (за 8 месяцев 2022 зафиксировано 296 нарушений).
По выявленным фактам нарушений возбуждено 819 дел об административных правонарушениях, при этом в сравнении с аналогичным периодом 2022 года произошло увеличение количества возбужденных дел практически в 3 раза. Немаловажно, что более 65% всех административных дел возбуждено именно в связи с незачислением выручки или незаконным выводом денежных средств. Общая сумма нарушений, зафиксированных в административных делах данной категории, превысила 500 миллионов рублей.
К лету 2024 года в окрестностях Екатеринбурга планируется запустить два транспортно-логистических хаба - ТЛЦ «Екатеринбург» и ТЛЦ «Уральский». По тому же «Уральскому», например, предполагаются инвестиции до 12 миллиардов рублей, обработка порядка 1000 вагонов в день, 30 миллионов тонн обработанного груза к 2030 году. Какие изменения в связи с этими проектами ждут таможню? Возможно ли открытие новых постов, расширение штатов сотрудников. Как будет проводиться контроль грузов, объемы которых должны многократно возрасти?
Конечно, мы в курсе плана развитие транспортно-логистического хаба в окрестностях Екатеринбурга. Единственное добавлю, кроме указанных ТЛЦ в него также входят уже функционирующие площадки аэропорта Кольцово и «Трансконтейнера», где осуществляется обработка экспортно-импортных грузов. Более того, наличие вокруг Екатеринбурга современной объездной дороги с высокой пропускной способностью позволяет связать его в единый транспортный узел. Расположение Екатеринбурга и Урала в центре России – это наше преимущество, которым необходимо правильно пользоваться и развивать.
Что касается ТЛЦ «Уральский», к лету 2024 года планируется запуск полного проекта, который начал свое функционирование в октябре 2022 года. Поступление контейнерных поездов, перевозящих иностранные товары, осуществляется с 2 февраля 2023 года. За этот период в адрес ООО «ЕТТ» поступило порядка 25 железнодорожных контейнерных поездов, в среднем по 60, интервал от 54 до 71 контейнера в каждом поезде.
ТЛЦ «Екатеринбургский» находится в стадии строительства и запуска. Проведение таможенного контроля должностными лицами там пока не осуществлялось. По имеющейся информации, там планируется обработка грузов, в том числе, находящихся под таможенным контролем, которые поступают или убывают в основном железнодорожным транспортом.
Повторюсь, Екатеринбург как транспортный узел - уникальный город, крупные автомагистрали уходят во все стороны. В пределах 500 километров находятся еще три города-миллионника - Челябинск, Пермь, Уфа и Тюмень, которая уже близка к этому показателю. С учетом общей численности населения в УрФО более 12 миллионов - перспективы налицо.
Что касается вероятности открытия таможенных постов, расширения штата, то отвечу так. Федеральная таможенная служба и Уральское таможенное управление движутся по пути цифровизации, которая в нынешних условиях позволяет обеспечить результат за счет оптимизации и ускорения процессов. Вопрос создания новых и перемещения функционирующих таможенных постов связан, главным образом, с фактической загрузкой и имеющейся инфраструктурой, которая должна обеспечивать проведение таможенного контроля в полном объеме. Естественно, вопросы оптимизации, совершенствования таможенного контроля, который должен способствовать развитию бизнеса, – это каждодневная задача наших коллег.
Автор: Александр Филиппов
© Редакция «УралПолит.Ru»
Читайте еще материалы по этой теме:
-
США расширили санкции против России. В списке - уральский бизнес
-
Выдачи ипотеки в августе подскочили на 10-50%
-
В Совфеде не исключили блокировки WhatsApp
-
Замглавы Минцифры РФ Пака освободили от должности
-
В России зафиксировали профицит бюджета
-
Евросоюз продлил санкции против России на полгода
-
Аналитики допустили повышение Центробанком ключевой ставки
-
Греф допустил рост налогов для российского бизнеса
-
Экономист Григорьев назвал предел укрепления рубля к доллару в 2023 году
-
В России повысили минимальный первый взнос по ипотекам с господдержкой до 20%
Вы можете поделиться новостью в соцсетях