​«Стартапы с Урала вывели регион в топ-3 участников «Сколково» наряду с Москвой и Санкт-Петербургом»

Сколково Фото: пресс-служба фонда «Сколково»

Передовые промышленные компании России и, в частности, Урала остро нуждаются в современных технологиях, ведь зачастую использование инноваций помогает достичь важных показателей, например, расширить производство, привлечь инвестиции, сократить расходы. Для этого они среди прочего участвуют в акселераторах «Сколково». В результате стартапы «приземляются» на самые разные предприятия – ММК, ЧТПЗ или «Сибур». О том, какие сегодня технологии нужны уральским промышленникам – в интервью УралПолит.Ru с директором по акселерации кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий фонда «Сколково» Натальей Чернышовой.

Наталья, какие производственные проекты наиболее активно реализуются или придумывают на Урале? Какие технологии используют уральские стартаперы?

– По данным департамента регионального развития «Сколково», из 3100+ компаний участников-проекта «Сколково» на территории Уральского федерального округа работают около 150 – больше половины из которых находятся в Свердловской области, которая входит в топ-3 регионов по количеству участников проекта после Санкт-Петербурга и Московской области.

Есть много разных компаний, есть много разных технологических решений, которые делают наши резиденты. Если говорить о том, что наиболее востребовано и актуально – это, конечно «цифра» в том или ином виде, потому что это одна из самых популярных сегодня тем, и компании, которые занимаются встраиванием новых технологий на производстве, сейчас находятся в фокусе внимания. Это не отменяет того, что мы активно занимаемся и «физическими» стартапами, но в приоритете все-таки «цифра».

По данным департамента регионального развития «Сколково», разбивка по кластерам выглядит следующим образом: энергоэффективные технологии – 40%, IT-технологии – 36%, передовые промышленные технологии, куда входят ядерные и космические технологии – 13% и биомедицинские технологии – 12%, таким образом производственные проекты составляют более половины.

Какие из них наиболее востребованы для компаний или государства? Почему?

– Востребованными являются не только популярные IT-финтех решения такие как «Кнопка» – облачная платформа для предоставления аутсортинговых услуг, «СКБ Лаб» – мультибанковская сервисная платформа для обслуживания малого и среднего бизнеса и физических лиц, но и инжиниринговые компании, такие как компания «Реиннольц» (из Екатеринбурга, – прим.ред.), занимающаяся разработкой и производством высокоэффективного теплообменного оборудования, портфель проектов которой в 2021 году составил около одного миллиарда рублей. В тренде сегодня и экологичные компании: «Биомикрогели» (из Екатеринбурга, – прим.ред.) создала линейку экологических моющих и чистящих средств Wonder в 2021 году привлекла один миллиард рублей на международную экспансию, и уже сейчас их продукция присутствуют на полках практически всех крупных сетевых ритейлеров российского рынка.

Группа компаний «Техпром – авиакосмические системы» и «Техпром – нефтегазовые системы» (из Екатеринбурга, – прим.ред.) – занимается разработкой и производством испытательных стендов для авиационной и космической промышленности, а также линейки гидравлических систем с суммарной выручкой около 450 миллионов рублей. Компания «Лаборатория будущего» (из Екатеринбурга, – прим.ред.) с проектом роботизированного комплекса для диагностики высоковольтных воздушных линий электропередач «Канатоход» в настоящее время проводит ряд «пилотов» с «Россетями» и другими крупными заказчиками. Компания «Инновации детям» (из Челябинска – прим. ред.) производит интерактивные комплексы для развития и реабилитации детей, в том числе с дополненной реальностью. Она – победитель множества конкурсов, в том числе вошла в «Топ-10 инновационных компаний в образовании» на ПМЭФ-2021 с продуктом smart-зеркало для речевого развития детей. Имеют выручку более 200 миллионов рублей.

На кого чаще всего нацелены стартаперы? На средний или крупный бизнес? На госкорпорации? Какие компании больше всего заинтересованы в инновационных проектах?

– Среди индустриальных партнеров фонда присутствуют уральские корпорации, которые уже разместили или в данный момент строят исследовательские центры на территории инновационного центра «Сколково», например, Магнитогорский металлургический комбинат, «Сибур», группа «ЧТПЗ» и другие. Также они активно участвуют в акселерационных программах Фонда «Сколково» для поиска новых инновационных решений.

В 2020 году в положение о партнерах были внесены изменения, которые позволяют размещать ИЦП (исследовательские центры партнеров – прим. ред.) не только на территории инновационного центра в Москве, но и на территории региональных операторов «Сколково». В уральском федеральном округе есть четыре таких площадки: технопарк высоких технологий Свердловской области «Университетский», IT-парк-74 в Челябинске, Тюменский технопарк и технопарк высоких технологий ХМАО-Югры.

С какими корпорациями работает фонд? Какие им нужны стартапы?

– Мы в первую очередь работаем с крупными холдингами и государственными корпорациями, головные компании которых, как правило, находятся в Москве. Например, мы активно сотрудничаем с «Роскосмосом», «Росатомом», «Ростехом», «Уралхимом», «Россельхозбанком», «ЕВРАЗом», «Норильским никелем» и другими ведущим игроками рынка.

Технологические запросы компаний, как правило, обусловлены спецификой основного бизнеса. Кроме того, практически все сейчас активно исследуют область цифровых решений. Однако некоторые корпорации ищут возможности для диверсификации и выхода на новые рынки, так например «Росатом» дает запрос на инновационные решения в сфере металлургии, энергетики, ТЭК, химии.

В «Сколково» представлены разные стартапы и те, кто работает на рынке B2B, и те, кто сфокусирован на B2C решениях, есть и B2G проекты. При этом в промышленности практически нет стартапов B2C – там большая часть B2B, а в, например, в EdTech и FinTech заметное количество решений, ориентированных на конечных пользователей.

В каких регионах Урала больше всего производственных стартапов? Сколько действующих на сегодня?

– Фонд «Сколково» с конца 2017 года активно развивает региональную сеть, заключая соглашения о партнерстве с региональными технопарками, чтобы обеспечить максимальную поддержку стартапов в регионах. В 2019 году были внесены изменения в федеральных закон о «Сколково», в том числе было отменено требование для участников проекта иметь юридический адрес на территории инновационного центра, что значительно упрощает вопрос получения статуса для региональных проектов, которые не могут или не хотят переезжать в Москву. Сейчас на территории округа ведут деятельность около 100 участников проекта «Сколково», большая часть из них реализует индустриальные решения, территориально копании тяготеют к Свердловской области – региональному лидеру.

По данным департамента регионального развития «Сколково», за период с 2020 по 2021 год стартапам из УрФО было выплачено 41,7 миллиона рублей. Из них 13,6 миллиона рублей – ядерной и космической отраслям.

Сколько заявок с Урала от потенциальных резидентов поступило в прошлом и в этом годах? Из каких регионов?

За период с 2020 по 2021 год с Урала было подано более 200 заявок, из которых свыше 40% из Свердловской области, 30% – из Челябинской, 15% – из Тюменской, 7% – из ХМАО. Небольшое число заявок из Курганской области и с Ямала обусловлено отсутствием в этих регионах инновационной инфраструктуры. При этом практика показывает, что средний прирост числа участников в регионах присутствия региональных операторов «Сколково» увеличивается в два раза. Статус резидента за этот же период получили 70 проектов УрФО: 49% приходится на Свердловскую область, 22% – на Челябинскую, 17% – на Тюменскую, 10% – на ХМАО. В целом за последние два года больше половины новых стартапов приходят в «Сколково» из регионов.

Какие проблемы чаще всего возникают у уральских проектов? Что может стать причиной отсеивания потенциального резидента?

– Для получения статуса участника «Сколково» необходимо пройти независимую экспертизу проекта, где пул экспертов из науки, технологии и бизнеса отвечает на несколько простых вопросов: реализуем ли проект теоретически, обладают ли участники команды проекта необходимыми компетенциями, обладает ли продукт или решение потенциалом коммерциализации на отечественном и международном рынках и, наконец, является ли продукт инновационным и обладает ли он конкурентными преимуществами перед аналогами. Как правило, именно два последних вопроса вызывают трудности у большинства проектов.

Само понятие «резидент «Сколково» подразумевает не просто проект, решение или продукт, разработанный и готовый к продажам, а продукт инновационный и технологический. Поэтому не всегда команда может правильно сформулировать инновационность своего решения и его отличия от уже существующих на рынке конкурентов. Также возникают проблемы с командой, например, не всегда ученые с классным высокотехнологичным решением представляют как его коммерциализировать и могут найти в команду участника с подобными компетенциями. В том числе и в этом заключается работа региональных операторов, кураторы которых ежегодно проходят обучение в фонде и на местах помогают проектам упаковать продукт в заявку и получить статус участника.


Вы можете поделиться новостью в соцсетях или обсудить в комментариях →
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.