Редакция «УралПолит.Ru» продолжает знакомить читателей с основными итогами недели Большого Урала. В материалах мы вспоминаем наиболее резонансные или спорные события, заявления и оценки из сферы политики, экономики и общественной жизни за прошедшие семь дней. Как правило, это вещи или тенденции, которые касаются каждого из нас – будь то политик, журналист или любой другой в широком понимании этого смысла уралец.
Свердловская область: Место для деревни Универсиады и Царские дни
Универсиада смещается к Кольцово
На этой неделе власти официально озвучили место, где будет застраиваться деревня Универсиады 2023 года. Ранее озвучивалось несколько вариантов, в том числе, на ВИЗе – на месте предполагаемой площадки для всемирной выставки. Однако, решение было принято иное и деревню будут строить в районе Кольцово. По мнению властей, это позволит сильно удешевить проект, поскольку не надо будет выкупать землю у частников, освобождать коллективные сады, проводить инфраструктуру. Кроме того, удобнее размещать гостей, поскольку комплекс будет выстроен в непосредственной близости от аэропорта. Губернатор Евгений Куйвашев отметил, что нужно будет построить девять спортивных объектов, например, дворец водных видов спорта. Для него требуется большая площадка, которую в городе сложно найти, а расположение в Новокольцовском районе позволит решить и эту проблему. Однако, большая часть спортивных объектов будет находиться в центре Екатеринбурга и в Верхней Пышме. Сейчас идет оценка того, какой транспорт будет оптимальнее для того, чтобы решить вопрос транспортной доступности – возможно это будет трамвай, скоростной трамвай или электричка. С другой стороны, жители города уверены, что из-за переноса места деревни, вторая линия метро вновь останется в стороне и продолжит быть несбыточной мечтой.
«Борьба за метро будет продолжаться вне зависимости от Универсиады и я думаю, что этот вопрос не стоит увязывать с конкретными событиями. Это отдельный процесс. Перенос места произошел из-за проблем с землей, ее надо было бы выкупать – это длительный и затратный процесс. У Кольцово вырисовывается интересный городской кластер и через лет 20 мы его просто не узнаем. Новокольцовский может стать новым районом города, вслед за Академическим, там мы увидим много интересного помимо спортивных объектов», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог Александр Белоусов.
«60 тысяч паломников говорят сами за себя»
На этой неделе в Екатеринбурге прошел фестиваль православной культуры Царские дни, ежегодно проходящий в середине июля. Кульминацией фестиваля всегда является крестный ход от Храма-на-крови до монастыря в Ганиной яме – это путь от места расстрела царской семьи до места захоронения. Несмотря на довольно длинный маршрут – более 20 км, в Екатеринбург приезжает огромное число паломников, желающих принять участие в этом действе. В прошлом году, в 100-летнюю годовщину гибели Николая II и его семьи колонну возглавлял патриарх московский и всея Руси Кирилл. В этом году приехали иерархи всех окрестных епархий, а также митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, который много лет возглавлял Екатеринбургскую епархию. Всего в крестном ходе приняло участие, по оценке организаторов, порядка 60 тыс. человек.
«Когда приходит на Крестный ход 60 тыс. человек – эта цифра говорит сама за себя. Не знаю, сколько из них было приезжих, но думаю, немало. Это часть нашей трагической истории, церковь имеет основания считать семью императора святыми. Но само это мероприятие выгодно отличает нас от соседних регионов. Даже с точки зрения мирской – люди приезжают сюда на мероприятие, какого нет ни в одном из соседних регионов, польза для города от этого есть и я здесь вижу одни плюсы. А с разговорами о том, что эту историю уже спрятать в чулан, лично я категорически не согласен», – считает Александр Белоусов.
Челябинская область: Лоббистский успех и парковок не будет
На южноуральских городах поставят экологический эксперимент
На этой неделе Госдума приняла закон об эксперименте с введением квот на вредные выбросы промышленными предприятиями. Законопроект два месяца назад был внесен на рассмотрение в парламент. В пояснительной записке говорилось о том, что механизм квотирования будет тестироваться в качестве эксперимента в 12 городах с самой тяжелой экологической ситуацией. В идеале, к 2024 году количество выбросов должно сократиться минимум на 20%. Закон напрямую относится к Челябинской области – в число 12 городов попали Челябинск и Магнитогорск, еще один уральский город – Нижний Тагил. Эксперты оценивают принятие решения как важное для региона решение и демонстрацию лоббистских усилий врио губернатора Алексея Текслера. Ответственным комитетом за разработку законопроекта был комитет по экологии, который возглавляет еще один челябинец – Владимир Бурматов.
«Несколько лет эта инициатива Челябинской области находилась в подвешенном состоянии, теперь вопрос решен. Полагаю, реальная большая лоббистская победа Алексея Текслера. Закон о выбросах вписывается в логику озвученных врио губернатора экологических принципов. Впрочем, его предложение об особом экологическом стандарте для региона развивает эту тему еще дальше. Но и уже принятый закон – полезный инструмент для улучшения экологический ситуации в Челябинской области», – размышляет в своем блоге политолог Александр Мельников.
Котова выступила против платных парковок
Врио мэра Челябинска Наталья Котова продолжает атаку на прежние порядки в администрации города. На этот раз, ревизии подверглось концессионное соглашение на организацию 8 тыс. платных парковок в центре города. Соглашение было подписано более года назад, но реально парковки не появились. Котова заявила, что недавно узнала об этом договоре и считает его нецелесообразным, хотя бы в силу того, что нет даже подготовленных парковок. Между тем, судя по данным местных СМИ, концессионеры уже успели вложить десятки миллионов рублей в техническую базу и вряд ли сдадутся без боя. По словам Котовой, мэрия готова идти в суд, чтобы расторгнуть соглашение.
«Не важно, сколько лет она до этого работала в мэрии. Не важно какая мотивация ей движет сейчас. По факту она пришла на пост главы и работает как реальный реформатор. Меняет сложившуюся, устраивающую городские кланы, но никак не горожан, систему управления Челябинском. По уму, даже протестная публика (та ее значительная часть, что не на зарплате) должна бы, пусть непублично, держать за Котову кулаки», – считает Александр Мельников.
Курганская область: Монастырь восстановят всем миром и дорожная революция
Чимеевский монастырь будет восстанавливать благотворительный фонд
На этой неделе состоялось первое заседание инициаторов создания благотворительного фонда «Чимеевская святыня», который будет координировать работу по восстановлению сгоревшего храма в Чимеево. С самого момента трагедии многие зауральцы говорили о том, что готовы оплатить ремонт или поучаствовать в процессе, например, продюсер Максим Фадеев написал, что готов лично заняться реконструкцией храма, в котором его крестили. Спустя две недели был озвучен механизм, как будет проходить работа. Создан специальный благотворительный фонд, который будет аккумулировать добровольные пожертвования и координировать работу. Возглавил фонд Василий Горнушкин, руководивший строительством Богоявленского собора в Кургане. Врио губернатора Вадиму Шумкову представили первые проекты храма, а он, в свою очередь попросил не превращать это все в «обязанность и обузу по сбору денег» и учитывать общественное мнение.
«Фонд – это хорошая идея. Положительно хочу отметить тот факт, что в состав фонда вышли авторитетные для региона люди – художник травников, писатель Потанин, наш известный земляк Максим Фадеев, вошли известные предприниматели. Ситуация, которая произошла с монастырем, в независимости от отношения к религии, она неприятна для любого зауральца. И восстанавливать Чимеевский монастырь безусловно нужно, но надо сразу говорить о том, что после восстановления самое серьезное внимание должно быть уделено безопасности и охране этого объекта и всех тех вещей, которые представляют культурно-историческую ценность для региона, которые там будут находиться», – прокомментировал «УралПолит.Ru» член городской общественной палаты Кургана Дмитрий Хапов.
«Это невероятно сложная работа»
Врио губернатора Вадим Шумков пообещал жителя Кургана настоящую дорожную революцию. На своей страничке в «Вконтакте» он рассказал о том, что работы по ремонту дорог в Кургане будут идти с увеличением планов и на основе пятилетнего плана, который будет включать в себя три направления – обновление и ремонт дорожной сети, пешеходных и велосипедных дорожек и городское благоустройство. Главная задача – сделать город, в котором уютно жить. При этом, Шумков сознается, что это невероятно сложная работа, потому что для нее придется ломать «инертность и косность» системы, и нежелание работать.
«Этот план, скорее всего, будет сочетаться с реализацией в регионе федерального проекта «Качественные и безопасные дороги России». Контроль тут необходим – за реализацию данного нацпроекта несет ответственность лично глава региона. Что касается ремонта дорог, куда войдут участки, финансируемые из регионального и муниципальных бюджетов, то конечно, я думаю, что разработка такого пятилетнего плана лишней не будет. Когда будут четкие планы, стратегия, разбитая по годам, публичная – когда люди могут посмотреть и понимать, что и когда будут ремонтировать, – это стимулирует к качественному исполнению плана и формированию бюджета, исходя из этого плана», – отмечает Дмитрий Хапов.
Тюменская область: Антипинский НПЗ вновь работает и Тюмень задумалась о едином дизайн-коде
Антипинский НПЗ возобновляет работу
Одно из крупнейших предприятий области – Антипинский НПЗ – на этой неделе возобновило работу. В середине мая «Транснефть» перестала подавать нефть на НПЗ, а еще через несколько дней руководство завода подало иск в суд о признании себя банкротом из-за нехватки оборотных средств и внушительных долгов. Однако, судя по всему, ситуация начинает стабилизироваться – «Транснефть» возобновила закачку нефти, а в Тюменском областном арбитражном суде перенесли рассмотрение дела на август по апелляции третьей стороны.
«Вопросов тут пока больше, чем ответов, но мы надеемся, что ситуация нормализуется. Главное, чтобы, во-первых, работали люди, это очень важно, чтобы люди могли работать, получать зарплаты, во-вторых, само предприятие, которое поставляет важный продукт и платит налоги. Просто недопустимо, чтобы такое предприятие грандиозное простаивало, это настоящая гордость Тюменской области», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог, член Общественной палаты Тюменской области Андрей Шуклин.
В Тюмени разработают единый дизайн-код
Тюмень может обрести собственный единый дизайн-код, во всяком случае понимание того, что это необходимо, есть. Мэр города Руслан Кухарук рассказал на этой неделе, что на недавнем урбанистическом форуме эксперты были единодушны в том, что Тюмени пора разработать собственный бренд-бук и соответствующее поручение мэрии было дано. При этом, глава Тюмени подчеркивает, что если не учесть мнения максимально большого числа людей, то проект будет «мертворожденным». Работа по разработке единого городского дизайн-кода активно ведется в других крупных городах, например, в Екатеринбурге и Челябинске и расценивается экспертами как необходимая часть городской среды.
«Это очень хорошая идея, которая ведет к формированию единого стиля Тюмени, по которому ее можно будет идентифицировать, отличать от других городов. Это должно затрагивать вывески, указатели, и в дальнейшем это должно развиваться в сторону брендирования города. В философском плане можно сказать, что это такая семиология, наука о знаках, и Тюмень должна внести свой вклад», – считает Андрей Шуклин.
ХМАО-Югра: «Новапорт» присматривается к Сургуту и конференция по расселению жилья
Аэропорт Сургута может сменить владельца
Сургутский аэропорт может сменить структуру собственников и перейти под управление холдинга «Новапорт», который контролирует два десятка аэропортов, включая воздушные ворота Челябинска и Тюмени. Совладелец «Новапорта» Роман Троценко рассказал журналистам на выставке «Приоритетные проекты в области развития транспортной инфраструктуры» о том, что холдинг заинтересован в приобретении аэропорта Сургута, но пока все ждут, сумеет ли авиакомпания «Ютэйр» реструктуризировать долг – возможно авиаперевозчик выставит на продажу часть наземной инфраструктуры. Отметим, что «Новапорт» о своей заинтересованности этим активом говорил еще в 2017 году, но сделки тогда не состоялось.
«Мы ждем решения акционеров и кредиторов «Ютэйр» по реструктуризации его деятельности. Очевидно, что компания должна быть в течение ближайших пары лет серьезно изменена. Наверное, выделена вертолетная составляющая, наземная инфраструктура, нам интересно. Сургут нам интересен», – цитирует ТАСС Романа Троценко.
Комарова в режиме онлайн ответила на вопросы о ветхом жилье
На этой неделе губернатор Наталья Комарова приняла участие в интернет-конференции, посвященной проблеме расселения аварийного и ветхого жилья. В мероприятии приняли участие также профильные чиновники из правительства округа и главы всех муниципалитетов округа. Всего поступило не меньше 500 вопросов, ответить удалось только на 33. Переселение из ветхого и аварийного жилья – одна из наиболее болезненных тем для округа. По официальным данным, под эту категорию попадает 3 млн кв. м. жилья, а расселить удается за год около 140 тыс. кв. м. Округ выделил в этом году на эти цели 7,7 млрд рублей, еще 2 млрд будут выплачены сверх плана. Процесс осложняется тем, что в ряде муниципалитетов параллельно еще приходится решать вопрос с балочным фондом.
«Жилищная тема всегда была актуальной в Югре, поэтому реализация национального проекта «Жилье» в части расселения и ликвидации непригодного для проживания жилищного фонда в ХМАО выбрана не случайно. Жители Югры постоянно обращают внимание властей на слабую реализацию в ХМАО этой программы. Пару лет назад жительнице Нягани удалось даже поднять этот вопрос о неработающей в Югре программе по переселению людей из т. н. вагон-городков, оставшихся со времен освоения Западной Сибири, на прямой линии с президентом Путиным. Удивительно, что руководство одного из богатейших регионов, дающего стране нефть и газ, десятилетиями не может решить проблему переселения из ветхого и непригодного жилья первопроходцев и покорителей нефтяных и газовых месторождений. Ну, а формат такой конференции выбран ее пиарщиками, чтобы не отставать от моды, показать, что губернатор Комарова идет в ногу со временем», – отметил в беседе с политолог Александр Лобов.
ЯНАО: Законопроект о платных дорогах и форсирование расселения аварийного жилья
Частные дороги на Ямале все ближе
В Госдуме на этой неделе уже во втором чтении проголосовали за поправки к закону о строительстве платных автомобильных дорог на территории России. Поправки были инициированы ямальскими политиками для того, чтобы упростить запуск ряда важнейших инфраструктурных объектов. Речь идет об отмене нормы, которая обязывает при строительстве платной автодороги сделать обязательный бесплатный вариант проезда – для полярных регионов или приравненных к ним субъектов. Мост через реку Пур, например, строят концессионеры, и их вложения будут окупаться только если проезд по мосту будет платным. Однако строить вспомогательный мост – очень дорого и с точки зрения затрат обесценивает для бизнеса готовность участвовать в проекте. Ко второму чтению депутаты максимально подробно прописали, какие категории автомобилей смогут проезжать по таким дорогам и мостам бесплатно – это личный автомобиль, мотоциклы, полицейские и военные машины, автобусы, медицинские автомобили.
«Мы считаем, пусть дорога на Крайнем Севере будет, и пусть она будет платной – чудес на свете не бывает. Но мы постарались максимально сделать так, чтобы граждане не пострадали», – прокомментировал «ФедералПресс» депутат Госдумы Павел Федяев.
Переселение удвоенными темпами
Тема расселения ветхого жилья была актуальна на этой неделе и в Ямале. Во время рабочей поездки губернатора Дмитрия Артюхова в Лабытнанги он посетил строительную площадку, где возводятся два многоквартирных дома. Мэр города отметила, что в Лабытнанги 680 деревянных многоквартирных домов, и проблема ветшания жилого фонда крайне актуальна. На встрече с жителями Артюхов отметил, что в ближайшие пять лет планируется построить пять домов на 850 квартир, но пообещал удвоить эти цифры, потому что проблему аварийного жилья необходимо решать форсированными темпами.
«Уже есть решение о строительстве 852 квартир. Но мы договорились с коллегами, что этот показатель необходимо как минимум удвоить. Нужно выходить на принципиально другие цифры по строительству жилья, чтобы как можно скорее расселять ветхий и аварийный фонд», – подчеркнул Дмитрий Артюхов.
Фотографии с официальных сайтов Екатеринбургской епархии, администрации Челябинска, правительства курганской области, губернатора ХМАО, правительства ЯНАО, Елены Ельцовой
© Сергей Табаринцев-Романов
Вы можете поделиться новостью в соцсетях