Банкиры – о нефти, непредсказуемости Центробанка и борьбе с «серой зоной»
Новый год начался с новых финансовых потрясений – уже больше двух недель курс доллара держится где-то рядом со значениями 1998 года из-за стремительно дешевеющей нефти. На этом фоне Центробанк активизирует работу по отзыву лицензий у неблагонадежных банков и борьбу с обналичкой. О том, каких цен на нефть стоит ожидать в этом году, как изменится ключевая ставка и почему «серая зона» окончательно перестала быть модной – в материале «УралПолит.Ru».
Прогнозы на нефть и доллар
Банкиры и финансисты готовятся к худшему. В отличие от политиков, бизнесмены в своих депрессивных прогнозах прописывают куда более высокий курс доллара, чем тот, который установился в конце января. По словам председателя правления СКБ-банка Дениса Репникова, в негативном сценарии они готовят бизнес к тому, что доллар будет стоить больше ста рублей, а нефть – дешевле 20 долларов за баррель.
«Из самых мрачных прогнозов по ценам на «черное золото» видится погружение котировок в район 20 долларов за баррель. В этом случае весьма вероятно удорожание доллара США до уровня 92–94 рублей, а европейская валюта может повторить заброс декабря 2014 года, сходив к отметке в 100 рублей», – вторит топ-менеджеру банка аналитик группы компаний TeleTrade Анастасия Игнатенко.
По благоприятным прогнозам компании, в первом квартале 2016 года нефть все-таки откатится к цене в 30–33 доллара за баррель, доллар – до 75–77 рублей, евро – до 84–85 рублей. На 25 января цена на нефть марки Brent упала примерно до 31,3 доллара за баррель, доллар вслед за ней вырос до 79,6 рубля, евро – до 86 рублей. Худшими показателями 2016 года уже стали 28 долларов за нефть, 83 рубля за доллар и 90 рублей за евро.
Как рассказала «УралПолит.Ru» Анастасия Игнатенко, самые долгосрочные прогнозы сейчас можно делать на один квартал, так как во многом показатели зависят от действий Центробанка, поведения ОПЕК и изменения рейтингов стран. Гендиректор группы «Синара» Михаил Ходоровский отметил, что холдинг корректирует свои действия «в соответствии с генеральной линией», которая зависит от того, как пойдут переговоры по Сирии, как будут строиться отношения с Украиной, как будут сниматься санкции с Ирана, который выходит на рынок нефти.
При этом, даже если цена на нефть упадет до 20 долларов за баррель, ее сегодняшняя стоимость существенно ниже, чем правительство России заложило в бюджете на 2016 год. «Развитие банковской розницы в нынешнем году будет проходить в условиях отрицательного экономического роста, снижения реальных доходов населения – на 3,5 %, планируемой инфляции в 8,5 % и по-прежнему высокой волатильности курса национальной валюты», – рассказал «УралПолит.Ru» управляющий Уральского филиала ВТБ24 Сергей Кульпин и уточнил, что несмотря ни на что «ситуация выглядит лучше, чем ее представляют в публичных дискуссиях» и «страхи несколько преувеличены». По его мнению, в новом году люди будут больше сберегать, и прирост средств населения может составить более 10 %.
Решения регуляторов
Многие прогнозы и показатели могут быть скорректированы уже по итогам этой недели. В ближайшие дни должно состояться заседание Федеральной резервной системы США, которая ранее анонсирована повышение процентных ставок в четыре раза. По мнению экспертов, пока ставка повышена не будет. «Инвесторы ждут пояснений относительно дальнейших намерений монетарных властей – ранее было озвучено трех- и даже четырехкратное повышение ставок. Игроки сомневаются в том, что эти намерения будут реализованы, учитывая уже случившиеся и еще возможные потрясения на финансовых рынках», – отметил руководитель дирекции финансовых рынков Уральского банка реконструкции и развития Владимир Зотов.
Совсем другая ситуация с Центробанком, ближайшее заседание которого назначено на 29 января. Представители различных банков делают сразу три разных прогноза по ключевой ставке: она уменьшится, сохранится или повысится. Аналитики считают действия регулятора на сегодняшний день непредсказуемыми.
В пользу понижения ставки или сохранения ее на сегодняшнем уровне в комментарии для «УралПолит.Ru» высказался руководитель дирекции по управлению агрегированным риском УБРиР Дмитрий Завьялов: «Понижение ключевой ставки может стать импульсом к стимулированию экономики, однако сейчас слишком много внешних причин для того, чтобы понижать ставку. Последнюю неделю курс доллара стабильно растет. Такая динамика обусловлена падением цен на нефть. Повышать ключевую ставку в текущих условиях будет большим шоком для экономики. Стоимость привлекаемых банками ресурсов возрастет, заемные средства для бизнеса станут вновь недоступными, подорожают кредиты и для физических лиц. Поэтому считаю, что текущий уровень ключевой ставки, вероятно, может продержаться на уровне 11 % до середины марта».
Подобных прогнозов придерживаются в ВТБ24. «Банк России взял паузу по снижению ключевой ставки. И в перспективе двух месяцев я не думаю, что снижение возможно. Повышение ставки тоже несет за собой определенные негативные риски для реального сектора экономики. Поэтому, скорее всего, ставка останется на какое-то время неизменной», – отметил Сергей Кульцин.
Другие игроки рынка менее оптимистичны. В банке «Хоум Кредит» считают, что после корректировки прогнозов Минэкономразвития в сторону снижения, а не роста ВВП, а также на фоне ситуации на рынке нефти инфляционные ожидания увеличились. Все это крайне неблагоприятным образом может отразиться на ключевой ставке ЦБ.
«Регулятор должен найти разумное соотношение между риском усиления инфляции и риском еще большей экономической рецессии. Я думаю, что некоторое увеличение ключевой ставки в текущих условиях действительно возможно, но вряд ли оно будет очень сильным. Также есть вероятность, что Банк России сейчас займет выжидательную позицию и сохранит ставку на текущем уровне до следующего заседания Совета директоров», – заявил «УралПолит.Ru» аналитик «Хоум Кредит» Станислав Дужинский.
Своеобразную черту под гаданиями подвел министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, который заявил журналистам, что повышения ставки, по его ожиданиям, не будет. Стоит отметить, что его мнение аксиомой также не является.
Кризис банковского сектора
Положение коллег по рынку банки комментируют неохотно, ведь никто не знает, кто может быть следующим. В 2015 году ЦБ отозвал лицензии у 104 кредитных организаций (по данным портала Banki.ru) и останавливаться явно не собирается. По мнению Сергея Кульцина, в 2016 году будет отозвано примерно столько же лицензий.
По словам председателя правления СКБ-банка, в новом году регулятор переключится со средних игроков на крупных, все дело в клиентах, которые занимаются незаконными делами. «Если говорить об основным причинах закрытия – это претензии по требованиям ЦБ к выполнению норм 115 ФЗ, это нормы по невовлечению банков в сомнительный оборот. Если ЦБ видит, что процедуры кредитной организации не соответствуют требованиям и большое количество операций связано с обналичиванием средств, с транзитными операциями, то регулятор делает одно предупреждение. После нереагирования на него он действует уже жестко, отбирая лицензию», – рассказал Денис Репников.
Банкир отметил, только в 2015 году банку пришлось отказать в обслуживании двум тысячам клиентов, которые были связаны с обналичиванием либо с транзитными операциями. Сейчас банк стал настороженнее относиться к новому бизнесу, который открывает в компании счета. Порог проходимости среди клиентов «с улицы» в банке составляет 5 % – это средний показатель по отрасли.
В ВТБ24 также закрывают подозрительные счета и различными способами борются с «серыми» клиентами. «Мы тоже закрываем подозрительные счета, это правда. Но и меняем подходы, поскольку побороть теневой оборот полностью невозможно. У нас растет доля отказов при открытии новых счетов, мы умеем выбирать клиентов, которые нам не нужны, и акцент делаем именно на том, чтобы пресечь любые контакты с такими контрагентами», – рассказал «УралПолит.Ru» управляющий банка Сергей Кульцин.
По словам директора регионального центра «Уральский» Райффайзенбанка Виталия Милованова, выявить неблагонадежного клиента сразу, на начальном этапе, достаточно сложно. «Конечно, если негативная репутация клиента очевидна, если он есть в списках, то мы ему откажем на входе. А если нет, и нет явных негативных признаков, то мы откроем счет клиенту, но будем тщательно контролировать движение средств по счету. Сегодня банки, тем более ведущие, строго соблюдают требования законодательства в части противодействия отмыванию денежных средств».
По мнению экспертов, следующий шаг – серьезные разговоры с крупными банками, так как «серая зона» направилась именно туда. «Когда среднее звено начало исправляться, накладывать процедуры, фильтры, весь этот поток пошел в федеральные банки. Мы сразу почувствовали тренды крупных банков, они также начали отталкивать от себя эту серую зону, которая на сегодняшний день не модная», – отметил Репников.
На обоснованность этих прогнозов указывают действия самого регулятора. В начале года он уже успел отозвать лицензию у Внешпромбанка – чего так боялось большое количество крупных бизнесменов, хранивших в казавшейся стабильной организации крупные вклады, а также у Эргобанка, которым пользовалась РПЦ. И это только начало.
«Одно я знаю наверняка – 2016 год не будет простым и потребует от участников торгов нетривиальных решений и действий, а насколько своевременными они будут – еще большой вопрос...» – заключила аналитик группы компаний TeleTrade Анастасия Игнатенко.
Ольга Балюк
Фото: rg.ru, gazeta.ru, novostibankrotstva.ru
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях