Привлечение бизнесменов к установке видеокамер подрывает основные принципы выборов, считает депутат заксобрания
На первой же после назначения на должность председателя облизбиркома Челябинской области пресс-конференции Алексей Фартыгин сделал довольно неоднозначное заявление. Он сообщил, что приобретение камер видеонаблюдения для избирательных участков могли бы профинансировать… меценаты. Эти его слова вызвали недоумение у депутата законодательного собрания области и лидера южноуральских коммунистов Игоря Егорова. Он оценил инициативу как недопустимую и подрывающую основу избирательной системы, поскольку меценатом может выступить, к примеру, кандидат в депутаты, которому потом комиссия «припомнит его доброту» при подсчете голосов. О том, как отреагировал облизбирком на высказывание Егорова и куда пропали с участков установленные в 2012 году камеры, – в нашем материале.
На пресс-конференции 27 июля недавно избранный председатель облизбиркома Алексей Фартыгин заявил, что неплохо было бы найти мецената, который помог бы установить камеры видеонаблюдения на избирательных участках. Он добавил, что видеонаблюдения на осенних выборах в Госдуму в Челябинской области не будет, так как траты на это не предусмотрены в федеральном бюджете. Фартыгин отметил, что видеокамеры облегчают работу избирательных комиссий.
«Нам было очень удобно работать с камерами в 2012 году на президентских выборах. Любую ситуацию, о которой поступал сигнал с избирательного участка, можно было отследить в режиме онлайн, – заявил Фартыгин. – К сожалению, на выборах 2016 года финансирование видеонаблюдения из федерального бюджета не предусмотрено. Многие субъекты решают эту проблему за счет региональных бюджетов, там где проводятся выборы губернаторов или заксобрания. Так как региональных выборов в Челябинской области нет, такие расходы неправомерны. Поэтому в регионе, к сожалению, видеонаблюдения на избирательных участках не будет. Но если бы с такой инициативой выступил меценат, например, интернет-провайдер, тогда бы мы, наверное, положительно рассмотрели этот вопрос, так как для нас это удобно».
Высказывание Фартыгина удивило лидера южноуральских коммунистов Игоря Егорова, который назвал слова председателя облизбиркома двусмысленным. «Получается, что председатель облизбиркома считает вполне допустимым, чтобы любой известный предприниматель профинансировал установку на участках камер видеонаблюдения? А как же независимость избирательных комиссий? Если государство так понимает прозрачность выборов, то остается только развести руками», – рассуждает он.
Депутат напоминает, что отсутствие камер – наверняка не единственная финансовая проблема областных избиркомов. «К каждому ОИКу/ТИКу приставим по меценату, благо в числе выдвинувшихся кандидатов много богатых людей, и пусть они, а не государство финансируют деятельность комиссии. И при подсчете голосов такие комиссии, разумеется, не должны будут забыть о том, как много добра они видели от мецената-кандидата и, возможно, даже учесть это при принятии решения», – пишет коммунист в своем фейсбуке.
«УралПолит.Ru» обратился за комментариями в пресс-службу избирательной комиссии Челябинской области. Экспертный канал интересовал ответ на вопрос, действительно ли Алексей Фартыгин считает допустимым подобную форму партнерства избиркомов и бизнеса, и как такой формат отношений согласуется с понятием независимости избирательной системы. Высказывание Игоря Егорова было оставлено пресс-службой без комментариев, а упоминание депутатом избирательной комиссии и имени ее председателя – Алексея Фартыгина – названо «возможностью для пиара накануне выборов».
Что касается организации видеонаблюдения на избирательных участках, то такой подход впервые был опробован на выборах главы государства в марте 2012 года. К подобному решению на тот момент премьера Владимира Путина подтолкнуло недоверие общественности и оппозиции к результатам выборов в Госдуму 2011 года. Избиркомы тогда обвинили в фальсификации результатов в пользу партии власти, и недовольство вылилось в акции протеста в крупных городах. Для того чтобы вернуть доверие к выборам, решено было организовать онлайн-трансляцию с участков в Сети. «Я предлагаю ЦИК установить веб-камеры на всех избирательных участках страны. Их у нас 90 с лишним тысяч. И пусть они работают круглосуточно, днем и ночью. Вывести все в интернет. И чтобы страна видела, что происходит возле конкретного ящика», – заявил Владимир Путин на прямой линии в декабре 2011 года.
Для выполнения заказа, который контролировало Минкомсвязи, выбрали компанию ОАО «Ростелеком». По техзаданию, система видеомониторинга должна была охватить 91,4 тысячи участковых избирательных комиссий с возможностью подключения 25 миллионов пользователей. На организацию видеонаблюдения правительство выделило 13 млрд рублей, еще семь миллиардов добавил исполнитель заказа. Покупка камер обошлась в пять миллиардов, остальные деньги ушли на подключение и создание необходимой инфраструктуры. На участках устанавливали по две камеры. Одна показывала места выдачи бюллетеней и работы со списками избирателей. Вторая – урны для голосования, а также места погашения неиспользованных и подсчета использованных бюллетеней. Для того, чтобы следить за трансляцией, нужно было зарегистрировать на сайте webvybory2012.ru и выбрать интересующие участки.
Несмотря на многочисленные жалобы, поступившие после выборов, большинство из них были признаны необоснованными. Известно о случаях, когда бюллетени «незаметно» доставали из-под одежды или старались закрыть собой урну, чтобы сделать вброс. Об этом в блогах заявляли представители движения «Голос». Активисты организации «За честные выборы» в Казани, отсмотрев записи с камер и посчитав участников, бросивших бюллетени в урну, нашли расхождения с официальными данными на 97 избирательных участках. В Астрахани справедливоросс Олег Шеин начал голодовку, выступая против результатов выборов мэра (проводились в один день с президентскими выборами). Отсмотрев записи с камер, прокуратура и ЦИК не нашли оснований для отмены результатов голосования.
После выборов президент Владимир Путин заявил, что видеонаблюдение может использоваться в системе образования. Изначально предлагалось применять камеры для развития дистанционного обучения и доступа к крупным библиотечным и музейным фондам. Вскоре после президентских выборов вице-губернатор Челябинской области Олег Грачев предложил использовать камеры во время проведения Единого госэкзамена. По данным Избирательной комиссии Челябинской области, камеры с избирательных участков были переброшены в школы для наблюдения за ЕГЭ еще в 2012 году. Позже эта практика распространилась по всей стране.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях