Приехали! Челябинское управление транспорта осталось без руководителя

Отставку Олегу Козлову предрекали еще в марте

Фото: chelyabinsk.ru

Отставку Олегу Козлову предрекали еще в марте

Глава управления транспорта Челябинска Олег Козлов ушел в отставку. Увольнение ему прочили весной, когда против чиновника взбунтовались недовольные его работой депутаты. Глава города Евгений Тефтелев дал Козлову последний шанс – реализовать транспортную концепцию, после чего обещал принять решение об отставке. Отчитаться о проделанной работе чиновник должен был в сентябре, но он предпочел добровольный уход с переездом за пределы области. Несмотря на грядущие перемены, участники рынка считают, что назначение нового «главного по транспорту» не решит проблем с пассажирскими перевозками. Подробности – в нашем материале.

Сегодня начальник Управления транспорта Челябинска Олег Козлов написал заявление об увольнении по собственному желанию. Он пояснил, что принял такое решение в связи с переездом в другой регион и поступлением на новую работу. Куда именно уезжает глава управления, не сообщается. Не исключено, что Козлов вернется в Башкортостан, где с 2009 по 2011 годы он руководил уфимским автотранспортным предприятием.

В последнее время к работе Олега Козлова все чаще высказывали претензии депутаты гордумы и глава Евгений Тефтелев.

В марте городские парламентарии предложили начальнику управления уйти в отставку. С такой идеей выступил лидер фракции КПРФ Константин Нациевский. Депутаты сошлись во мнении, что кроме постоянных требований финансовой поддержки, Управление транспорта оказалось не в состоянии предпринять реальных действий по улучшению работы.

Парламентариев не устроил отчет о работе Козлова в 2015 году. В нем не было данных о реализованных антикризисных мероприятиях, об исключении дублирующих маршрутов, не отражена ликвидация нелегальных перевозчиков. Особое возмущение депутатов вызвало предложение начальника управления отменить льготный проезд в общественном транспорте, чтобы увеличить прибыльность транспортных МУПов, много лет существующих на грани банкротства. По данным за 2015 год, доля льготников в пассажиропотоке на муниципальном транспорте достигала 50–60 %. Незадолго до отставки, в августе, на закрытом заседании по проблемам городского транспорта Козлов вновь вернулся к этому вопросу. Спорную идею в очередной раз раскритиковали.

Требования уволить чиновника прозвучали и в конце марта. Так, депутат Илья Мительман сказал, что после подорожания проезда с 15 до 20 рублей ситуация в транспортных МУПах (МУП «Челябинскавтотранс» был признан банкротом в 2011 году) не улучшилась. Наоборот, в автобусах и трамваях стали ездить реже. После подорожания проезда стоимость билетов в маршрутном такси и городском транспорте сравнялась. Платежеспособные челябинцы стали выбирать пусть менее комфортные, но быстрые и стабильно курсирующие по городу маршрутки. Правда, начальник управления объяснил снижение пассажиропотока финансовым кризисом, ссылаясь на то, что люди в принципе стали реже куда-либо ездить. За Козлова неожиданно вступился глава города Евгений Тефтелев, который сказал, что начальнику управления необходимо дать шанс на реализацию новой транспортной концепции. Выводы о работе Козлова депутаты должны были сделать осенью. «В сентябре видно будет, на что мы выйдем, и тогда посмотрим: или мы его наградим (Козлова – прим. авт.), или он нас наградит своим уходом», – отмечал градоначальник. Однако до ключевой даты Олег Козлов в должности не удержался.

Политолог Александр Мельников считает, что уход Козлова был «запрограммирован еще в марте»: «С учетом большого количества нареканий изначально куда более вероятным казался вариант, при котором именно Козлов «наградит своим уходом». Как я в марте и комментировал, время показательных отставок в этой сфере настает, но выборы в Госдуму – 18 сентября. Поэтому возможная жертва знаковой фигуры заранее рассматривалась как один из завершающих предвыборных ходов».

Олег Козлов возглавил транспортное управление Челябинска в апреле 2012 года. До приезда в южноуральскую столицу он руководил МКП «Оренбургские пассажирские перевозки», куда был приглашен в феврале 2011 года из Башкирии в качестве опытного профессионала для наведения порядка в работе городского транспорта. Назначающий Козлова на пост градоначальник Сергей Давыдов отзывался о нем как о хорошем специалисте. «Это профессионал, который всю жизнь проработал в сфере транспорта. Его последняя должность – заместитель начальника управления, которое он возглавил. Желаю ему удачи в новой должности. Хотелось бы, чтобы Олег Козлов продолжил те преобразования, которые начал его предшественник», – говорил Давыдов.

Предшественник Козлова – Камил Маматказин тоже приехал в регион из соседнего Башкортостана. В новой должности он проработал неполный год. Официально отставка Маматказина была добровольной, он возвращался в Уфу по семейным обстоятельствам. Но этому событию предшествовала критика последних решений управления транспорта: отказа от троллейбусов, конфликта вокруг замены транспортных карт и возникающих из-за нее огромных очередей льготников. Пожилые люди часами стояли на улице, а диспетчеры не справлялись с наплывом посетителей. Глава администрации Сергей Давыдов подчеркивал, что уход Маматказина не связан с этими событиями, но источники «УралПолит.Ru» сообщали, что решение об отставке начальника управления принял лично губернатор Михаил Юревич. Тем не менее Давыдов положительно оценивал работу Маматказина. Говорил, что после нововведений – транспортных социальных карт, позволяющих платить по безналичному расчету, выручка «Челябгортранса» уже увеличилась на 20 %, а убытки сократились. В заслуги экс-руководителю также ставились обновление подвижного состава и расписания движения, а также новые терминалы.

Несмотря на то, что в кулуарах Козлова называли «человеком, верным Маматказину», темпы реформ своего предшественника ему нагнать не удалось. За четыре года нахождения Козлова на посту начальника транспортного управления каких-либо значимых перемен в данной сфере не произошло. Одно из последних запоминающихся преобразований – подорожание проезда в связи с ростом затрат перевозчиков, а также разработка «Дорожной карты развития пассажирского транспорта Челябинска». Этот документ был призван сократить число частных перевозчиков, урезать дублирующие маршруты и увеличить долю муниципального транспорта с нынешних 40 до 50 %. Для оптимизации работы пассажирского транспорта в администрации даже создали специальную рабочую группу, а к улучшению маршрутной сети решили привлечь специалистов Южно-Уральского госуниверситета.

Ссылаясь на принятые весной поправки, Олег Козлов ранее говорил о появившейся недавно возможности штрафовать перевозчиков-нелегалов. Однако о результатах этой работы не сообщалось. Боролся с маршрутчиками-нелегалами и прежний сити-менеджер Сергей Давыдов, объявивший о массовой проверке билетов в маршрутных такси. Позже маршрутчиков планировали перевести на безналичные расчеты, чтобы легализовать бизнес и увеличить налоговые отчисления в городскую казну.

Правда, предприниматели жаловались на дороговизну терминалов, а городские власти были готовы выделить на эти цели всего три миллиона рублей. На эти деньги можно было купить порядка 100 устройств, тогда как, по данным СМИ, в городе работает 1200–1600 маршруток. Заявлялось также, что все маршрутки будут оборудованы терминалами безналичной оплаты до конца 2015 года, но этого так и не произошло.

Исполняющим обязанности начальника управления транспорта стала заместитель Козлова – Наталья Кулакова, пару раз оштрафованная прокуратурой за административные нарушения. Не исключено, что нового главу управления выберут по конкурсу. Пока в ведомстве затрудняются сказать, как будет выглядеть процедура назначения нового руководителя. Один из участников рынка частных пассажирских перевозок в Челябинске сообщил, что с отставкой Козлова в системе ничего не изменится. Начальник управления был только исполнителем и самостоятельных решений не принимал. По данным источника экспертного канала, большую часть пассажирских перевозок в Челябинске и за его пределами контролирует предприниматель и бизнес-партнер бывшего главы администрации города Сергея Давыдова Александр Карелин, интересы которого якобы отстаивает замглавы города по дорожному хозяйству Владимир Алейников. По мнению собеседника агентства, в Челябинске сферой пассажирских перевозок заведуют «теневые руководители», которые спокойно чувствуют себя при любых мэрах, не говоря уже о начальниках профильных управлений.


Вы можете поделиться новостью в соцсетях или обсудить в комментариях →
Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.