СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, 22 мая, УралПолит.Ru. Несмотря на то, что рынок готовой еды в России растет, бизнес продолжает сталкиваться с нехваткой курьеров, повышением налогов и ростом требований клиентов. В Екатеринбурге накануне прошел круглый стол «ФедералПресс», на котором эксперты обсудили роботизацию в доставке, лояльность клиентов, безопасность продукции и перспективы компаний, которые эффективнее всего подхватят новые тренды.
В 2024 году, по данным аналитиков, рынок готовой еды в России увеличился на 40%. В основном ее покупают и заказывают молодые люди от 18 до 35 лет. Опрос «ФедералПресс» показал, что лишь 15% респондентов никогда не пользовались доставкой. Однако целых 40% прибегают к ней часто или постоянно.
«Несколько лет назад доставка была праздником. Люди раз в неделю-две заказывали роллы и пиццу – на дни рождения, какие-то мероприятия. Сейчас это уже повседневность. Люди заказывают два-три раза в неделю простую, здоровую и понятную пищу. Конечно, роллы, пицца и бургеры никуда не делись и не денутся, но существенная доля заказов – это борщ, окрошка, котлеты из индейки и тому подобное», – отметила директор ООО «Амарант» (Room Cafe) Софья Сутункова.
По мнению директора фабрики еды «Февронья» Александра Оглоблина, несмотря на то, что готовая еда вошла в моду во время коронавируса, рынок стал набирать обороты и после пандемии. Это связано с прогрессом служб доставки.
«Бум произошел, когда доставка смогла обеспечить скорость в 40-45 минут. Еще десять лет назад вам предлагалось привезти продукты на следующий день. Но вы же хотите есть сейчас, зачем вам картошка или бургеры завтра?» – объяснил бизнесмен.
Софья Сутункова также поделилась, какие покупатели посещают Room Cafe. «Постоянники» в заведении составляют всего 40% среди клиентов в зале и 60% – среди заказчиков доставки.
«Оказывается, что лояльность клиента остается довольно долго. Мы видим, что даже наличие негативного опыта для потребителя, который входит в эту базу, не будет являться основанием для смены своих предпочтений», – поделился результатами исследования замначальника отдела регулирования и развития торговой деятельности свердловского минАПК Линар Давлетшин.
Однако часто первый опыт для клиента оказывается и последним. Потребители могут заказывать себе еду из других районов и после жаловаться, что продукты приезжают холодными. По словам основателя «Академии бургеров» Ильдуса Шакирова, сократить зону доставки не позволяют правила агрегатора.
В свою очередь директор по инновациям и коммерции сети магазинов «Жизньмарт» Эля Халили поделилась советами по удержанию клиентов. Она рассказала, что можно делать ставку на неизменную по качеству и составу продукцию, к которой люди привыкли. Вместе с тем порядка 5% ассортимента может все время находиться в ротации для поддержки эффекта новизны.
Эксперты подчеркивают, что именно с информации на этикетке начинается привлечение клиента. Сейчас многих интересуют не только срок годности, но и количество калорий, состав и масса продукта.
«Для потребителя важна полнота информации. Например, я аллергик и, пытаясь воспользоваться сервисом, не вижу состав. Я в 99% случаев откажусь и приготовлю еду сам либо куплю в проверенном месте», – добавил Линар Давлетшин.
Спикеры сообщили, что именно в связи с этим покупатели часто жалуются на доставку. Это также подталкивает екатеринбуржцев идти в муниципальный центр защиты прав потребителей.
«Бывает, что информация о сроке или дате изготовления заклеена маркировкой ретейлера, смазана или расположена в месте, где ее трудно найти. Приходится в течение двух, пяти, а то и десяти минут крутить в руках упаковку. Мы даем очень простой совет: когда вы оцениваете продукцию в контексте доступности информации, попросите своего пожилого родственника ее прочесть – и вы услышите что-то лестное или крайне нелестное», – заявила директор учреждения Янина Голубева.
Часто именно на этикете покупатели ищут сведения о том, отражает ли блюдо их предпочтения, связанные с состоянием здоровья или убеждениями. Множество потребителей покупают безглютеновые или безлактозные, веганские или халяльные продукты.
Безусловно, больше всего клиентов заботит безопасность готовых блюд. Начальник отдела надзора по гигиене питания регионального управления Роспотребнадзора Наталия Шелушцова отметила, что по итогам прошлогодних проверок результаты улучшились, однако в каждом седьмом салате и каждом десятом блюде нетрадиционной кухни были превышены нормы по содержанию микробов. Она подчеркнула, что чем длиннее рукав доставки до момента потребления, тем больше показатели загрязнения.
Янина Голубева напомнила, что нарушения санитарных норм могут привести к серьезным отравлениям или отбить у клиента желание заказывать еду. Например, екатеринбуржцы находили в продуктах живых мух, резинки, нитки и волосы.
Еще одной проблемой на рынке готовой еды является недобросовестность поставщиков, которые подменяют дорогостоящие ингредиенты на более дешевые. Так, часто вместо молочного жира в продажу идет пальмовое или другое растительное масло.
«Исследование сырной пиццы показало, что доля выявленных несоответствий превышает 40%. Это убийственная цифра», – возмутилась замруководителя «Роскачества» Юлия Михалева.
Директор отдела контроля качества «Жизньмарта» Оксана Верещагина рассказала, как компании удается избегать подобных случаев. По ее словам, фабрики, собирающиеся поставлять продукцию в сеть, проходят глубокий входной аудит. Позже они уже проходят плановые и внеплановые аудиты для постоянного контроля качества и безопасности.
При приемке в распределительном центре каждая партия продукции проходит тщательную оценку. А при приемке в магазинах разработан строгий регламент, который включает в себя временные рамки приемки товара и контроль соответствия температур, заявленных на этикетке. Кроме того, продукция проходит лабораторный контроль от управляющей компании.
«Мы собираем и анализируем результаты лабораторного контроля от фабрик, магазинов и сами в постоянном режиме сдаем продукцию с РЦ на исследования по показателям микробиологической безопасности. Также мы проводим исследования по показателям фальсификации, чтобы исключить наличие запрещенных добавок и консервантов в нашей продукции», – рассказала Оксана Верещагина.
У потребителей нередко возникают и субъективные претензии. По словам Янины Голубевой, жители Екатеринбурга часто жалуются на то, что продукт не похож на тот, который они заказывали ранее.
«Качество – это соотношение цены и вкуса. Один и тот же борщ будет казаться вполне "окей" за сто рублей и невкусным – за триста», – отметила Эля Халили.
В «Роскачестве» также обратили внимание на необходимость образования, которое должно быть как у персонала компаний-производителей, так и самих потребителей готовой еды.
«Мы наблюдаем тенденции, когда недобросовестный производитель вводит клиентов в заблуждение, но рынок регулируется с двух сторон: и производителем, и потребителем. Мы можем бесконечно призывать к добросовестности бизнеса, можем обеспечить контрольные функции со стороны государства, но, прежде чем наказывать, давайте выстроим систему просвещения, сформируем новую культуру качества», – призвала Юлия Михалева.
В ближайшее время не исключено и то, что рынок готовой еды ждет укрепление. В свердловском минАПК сообщили, что сильные игроки, вероятно, будут поглощать более слабых.
Еще одним вызовом на рынке готовой еды стало превращение ее из праздника в обыденность. Однако эксперты отмечают, что несмотря на огромные выплаты, курьеров все же не хватает, а выход из ситуации представители бизнеса видят в замене живых людей на роботов.
«В Москве даже многие повара ушли в курьеры, потому что там они могут зарабатывать больше 200 тысяч рублей в месяц. Это большая кадровая проблема, и, думаю, в течение пяти лет продукцию будут доставлять дроны. Сейчас у нас в стране развивается их производство для другой отрасли, но скоро роботизация будет работать и на социальное благо общества», – прогнозирует Ильдус Шакиров.
«Курьеры зарабатывают очень много и будут зарабатывать еще больше, поэтому без роботизации жить будет трудно. Дроны – это крутая история, но при нашем законодательстве сложно договориться о полетах с учетом того, что у нас много различных зданий», – заявила Эля Халили.
В конце круглого стола Александр Оглоблин подчеркнул, что роботизировать можно не только доставку, но и производство продукции. Автоматические упаковщики и дозаторы позволят уменьшить влияние человеческого фактора на безопасность и качество.
© Александр Гуляев
Читайте еще материалы по этой теме:
-
ММК занял лидирующие позиции в поставках трубной отрасли
-
Свердловское МЧС выпустило экстренное предупреждение из-за сильных дождей
-
Эксперты расскажут о современных технологиях строительства на XXI Дне недвижимости в Екатеринбурге
-
В Свердловской области назвали самых востребованных специалистов
-
Борис Лозовский снова возглавил департамент журналистики УрФУ
-
В Екатеринбурге назвали районы с самой низкой ценой на недвижимость
-
В Екатеринбурге масштабно обновят одну из центральных улиц
-
Паслер назначил нового замминистра энергетики и ЖКХ Свердловской области
-
Депутат Алексей Вихарев помог благоустроить Шарташский лесопарк в поддержку важного голосования в Екатеринбурге
-
В Екатеринбурге представители бизнеса, власти и общественности обсудили рынок готовой еды
Вы можете поделиться новостью в соцсетях