ЕКАТЕРИНБУРГ, 12 декабря, ИА УралПолит.Ru. Моторному производству на Челябинском тракторном заводе исполняется 75 лет. Спустя три четверти века после основания производство дизельных двигателей продолжается.
ЕКАТЕРИНБУРГ, 12 декабря, ИА УралПолит.Ru. Моторному производству на Челябинском тракторном заводе исполняется 75 лет. Спустя три четверти века после основания производство дизельных двигателей продолжается.
Выпускаемые сейчас двигатели могут быть установлены на тракторы разного класса тяги, танки, САУ, БМП, бронетранспортеры, подъемно-транспортные машины, суда, нефтебурильные установки, тепловозы, автомобильные и гусеничные шасси, использоваться в качестве привода генераторов, насосов, компрессоров.
Производство на Челябинском тракторном заводе дизельных двигателей специального назначения началось в ноябре 1941 года, когда из-за войны из Харькова в Челябинск был эвакуирован дизель-моторный завод №75. Темпы военного производства поражают: 18 сентября на Южный Урал ушел первый из 26-ти эшелонов с оборудованием и специалистами. А уже в ноябре на ЧТЗ собрали 18 двигателей из деталей, привезенных из Харькова. 12 декабря был собран первый двигатель, полностью изготовленный в Челябинске. Этот день считается днем рождения моторного производства.
Во время Великой Отечественной войны завод полностью обеспечивал нужды фронта в танковых двигателях типа В-2, поставляя «стальные сердца», которыми оснащались тяжелые танки КВ и ИС, самоходные артустановки и средние танки Т-34. К концу 1942 года Челябинский Кировский завод, как он назывался в то время, дал фронту более девяти тысяч двигателей В-2, а в 1944 достигает максимального объема выпуска дизелей – 15 тысяч в год.
В послевоенный период работа завода осталась востребованной: двигатели типа В-2 модели В-31 нашли применение на мощных дизель-электрических тракторах ДЭТ-250. Конструкторы ОГКД (впоследствии – ГСКБД «Трансдизель») разработали и совместно с моторным заводом поставили на серийное производство новый многотопливный дизельный двигатель В-46. В 70-е годы было создано семь модификаций двигателя В-46 мощностью от 650 до 780 лошадиных сил для новых танков Т-72, Т-72А, гусеничных шасси и тяжелых транспортеров.
В 1978 году на ЧТЗ появился новый моторный корпус. Это событие стало вторым рождением завода. В девяностых годах конструкторское бюро «Трансдизель» под руководством главного конструктора В. И. Бутова разработало новое семейство транспортных дизелей 2В. Эти двигатели оказались востребованы строительстве как военной техники так и техники, работающей в народном хозяйстве.
Конструкторами ГСКБ «Трансдизель» был сконструирован турбопоршневый двигатель мощностью 1000 лошадиных сил для танка Т-90С, выпускаемого на Уралвагонзаводе.
Сегодня, спустя 75 лет, производство дизельных двигателей выпускает целую гамму моторов различного назначения и мощности. Коллектив производства совместно с конструкторами продолжает разработку и изготовление опытных образцов для новой техники различного назначения, чем обеспечивает потребности страны в этой высокотехнологичной продукции.
Фото: пресс-служба ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК»
© Екатерина Курова
Вы можете поделиться новостью в соцсетях