«Мы же не в кромешной тьме живем». Глава УВЗ – о кризисе, российских танках в Сирии и новом главе РЖД

Глава корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко в интервью «Вестям» рассказал о новых рынках сбыта продукции УВЗ, об отношениях с новым руководством РЖД и о том, что нужно сделать правительству, чтобы окончательно не потерять рынок вагоностроения. «УралПолит.Ru» собрал основные заявление топ-менеджера компании.

Полтора года прошло с тех пор, как на Россию были наложены западные санкции, а на Запад – российские антисанкции. За это время конъюнктура мирового рынка изменилась в худшую сторону, и пострадал в первую очередь реальный сектор экономики, то есть промышленность. Но некоторым удается выживать и развиваться даже в этих непростых условиях. Глава корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко в интервью «Вестям» рассказал о новых рынках сбыта продукции УВЗ, об отношениях с новым руководством РЖД и о том, что нужно сделать правительству, чтобы окончательно не потерять рынок вагоностроения. «УралПолит.Ru» собрал основные заявление топ-менеджера компании.

Про санкции

Полтора года, когда были наложены санкции, – период очень непростой, поскольку мы столкнулись с рядом больших проблем. Прежде всего мы не получаем платежи в той валюте, в которой мы закупаем в рамках техперевооружения различные станки, в том числе программное обеспечение. Свой отпечаток это наложило. Тем не менее, мы не стояли, мы выполняли гособоронзаказ, в том числе экспортные контракты, ничего не срывали. Эти трудности нас каким-то образом закалили.

Мы за это время каждый год создавали новые продукты, «Армату», была серьезная подготовка к Параду Победы, мы сделали инновационный продукт в железнодорожном транспорте, в частности, в городском, рельсовом – это трамвай R1. Нас сейчас наталкивает, чтобы мы проявляли активность на различных рынках. Это определенная проверка, на что мы способны в этих условиях.

Про помощь правительства

В тяжелые периоды времени, в прошлый кризис мы обращались в правительство, поддержка была оказана достаточно быстро. За полгода получили и уставной капитал, и госгарантии и все возвратили. Мы получили уже госгарантии на 16,8 миллиарда, что позволило нам удлинить кредиты на пять лет на сумму более 23 миллиардов. Но это через пять лет нужно отдавать. Это, конечно, поддержка существенная, но не та, которая, к примеру, оказывается банкам. Банки капитализируют, если у них проседает ликвидность, но банк – это механизм расчетов. Все-таки реальному сектору экономики, как промышленность, тоже надо оказывать такую поддержку, потому что невозможно в декабре покупать установку за 100 рублей, а в январе он будет стоить уже 200. Где эти средства брать, которые не предусмотрены ни бюджетом, ничем, тоже надо задуматься.

Про докапитализацию УВЗ

Продолжаются переговоры. Понятно, что резко ухудшилось состояние многих предприятий, в частности, промышленности, и все побежали за выручкой в министерство финансов. Но как понятно всем на сегодняшний день, бюджет не резиновый, и средства тоже не резиновые, то есть кто-то успевает добежать, кто-то не успевает, но мы надежды свои не оставили.

Про продажу активов

Мы сейчас смотрим, каким образом нам скооперироваться с другими отраслями. Мы обсуждаем с «Российским капиталом» выкуп долгов. У нас есть предприятие «ЧТЗ-Уралтрак», у которого не очень хорошее финансовое состояние. С точки зрения «УВЗ-Логистик» мы выдали мандат Сбербанку, чтобы осуществить продажу этого актива, что позволит высвободить большое количество средств и поручительств. У нас есть потенциальные покупатели, но, к сожалению, на рынке произошли определенные коллапсы, это связано с тем, что просела «Трансаэро», больше 200 миллиардов «повисло», которые они брали в лизинговых компаниях, и наша сделка немного притормозилась. Мы надеемся, что ситуация выровняется, это не наш профильный бизнес, мы его создавали, чтобы в течение 2013-2014 годов поддерживать производство.

Про рынок вагоностроения

Вагоностроение у нас традиционно занимало 50% выпуска продукции, и у нас три года рынка не существует. Поэтому если вагоны не продлевать, как это происходит в течение определенного количества времени, их нужно просто списывать. Мы с этим боремся. Если это не произойдет, мы просто отрасль потеряем. Если процесс списания будет происходить, значит появится какой-то дефицит. Конечно, когда-нибудь в экономике будет отскок, плохие времена когда-то заканчиваются, мы надеемся на это, поэтому все дружно терпим, но стимулы тоже должны быть.

Про новое руководство РЖД

То, что у нас происходило раньше, и что происходит сейчас, – это день и ночь. Мы наконец-то пошли ногами, а не поскакали на голове, потому что невозможно говорить о реформах и при этом ничего не делать. От диалога, который мы ведем с нынешнем руководством, мы находимся в шоковом состоянии в хорошем смысле, потому что то, о чем мы договариваемся, мы делаем.

Про новых заказчиков

У нас появились новые заказчики, мы начинаем возвращаться на рынки африканских стран, появились и другие. Наша техника достаточно серьезно себя зарекомендовала в этих конфликтах, видите, что происходит в той же Сирии: работает и наша огнеметная техника, и наши старые танки Т-72, они отличается прежде всего своим качеством, надежностью и ценой. Поэтому мы находимся в серьезном конкурентном сегменте.

Про будущее

Черная полоса меняется нечерной полосой, мы же не в кромешной тьме живем. Мы смотрим, где за рубежом открываются какие возможности, ищем какие-то лазейки, невзирая на политические аспекты, которые мешают нам работать, ищем возможности. Финансовый результат в этом году будет отрицательный, поскольку у нас есть курсовая разница, которая нам мешает, и проблемы по гражданской продукции. Но мы видим, что в 2016-2017 по тем контрактам, которые мы исполняем и заключили, мы выходим в прибыль, и это радует. 

© Редакция «УралПолит.Ru»