Две недели без НДС. Что происходит вокруг самого громкого на Южном Урале дела о коррупции

Источник «УралПолит.Ru» опровергает версию о «жестком задержании» обвиненного в коррупции вице-губернатора

​Обстоятельства задержания обвиненного в коррупции вице-губернатора Челябинской области Николая Сандакова продолжают обрастать пикантным подробностями. «УралПолит.Ru» проанализировал, что же происходит вокруг самого громкого за последние месяцы уголовного дела о коррупции на Южном Урале.

Обстоятельства задержания обвиненного в коррупции вице-губернатора Челябинской области Николая Сандакова продолжают обрастать пикантным подробностями. Так, близкий к адвокатскими кругам и окружению самого чиновника источник опровергает распространенную в СМИ версию о том, что представители УФСБ во время спецоперации вели себя грубо и нанесли «непоправимый ущерб» семье обвиненного в получении крупной взятки. «Компетентные органы» предъявили общественности пока только один эпизод дела Сандакова - о даче взятки в 1 млн 500 тысяч рублей, но уже скорректировали позицию по самому взяткодателю Евгению Тарасову. Бывшему озерскому градоначальнику, возможно, придется ответить за свои действия в суде. Но едва ли это может повлиять на перспективы дела Сандакова. Эксперты тем временем пытаются угадать, какие еще обвинения могут быть предъявлены высокопоставленному чиновнику и другу челябинского сенатора Константина Цыбко, который в прошедшем году уже был обвинен во взятках на 27 млн рублей. «УралПолит.Ru» проанализировал, что же происходит вокруг самого громкого за последние месяцы уголовного дела о коррупции на Южном Урале.

«Оперативники действовали корректно, а машину Сандаковой уже вернули»

«Разговоры про спецоперацию – это, конечно, эмоции, которых много в этом деле, – рассказал собеседник «УралПолит.Ru», комментируя публикации в СМИ о якобы жестких действиях силовиков при задержании Сандакова и проведении обыска у него дома. - Насколько мне рассказывали, со стороны все выглядело уважительно, а оперативники действовали очень корректно. Изъятую машину супруги Николая ей уже 28 марта вернули».

Правоохранительные органы, судя по всему, не нашли оснований задерживать находящийся в собственности семейства Сандаковых автомобиль. О его изъятии стало известно со слов самой Ирины Востриковой (Сандаковой), которая за несколько часов до вынесения судом решения об аресте ее супруга заявила в интервью одному из СМИ.

«У меня отобрали машину, якобы она оформлена на Николая Дмитриевича Сандакова, я не имею права ей пользоваться, на нее будет наложен арест, – рассказала она. – Все мои заверения в том, что мне нужно будет возить детей, – а мы живем далеко от центра города – их не убедили. «Вы же богатые, берите такси», – сказали мне», – резюмировала тогда же Ирина Вострикова.

Следствие, по всей видимости, приняло в расчет личные обстоятельства Ирины Сандаковой. «Машину ей вернули, – утверждает собеседник «УралПолит.Ru», – хотя, наверное, могли этого не делать».

Напомним, до настоящего времени правоохранительные органы крайне скупо комментируют обстоятельства дела. Между тем о деталях того, как происходило само задержание, известно только со слов Ирины Востриковой, которая утверждает, что с политиком обошлись жестко: «Скрутили, загрузили в автомобиль и увезли на допрос в Екатеринбург». Позднее, после получения статуса свидетеля по делу, Ирина Вострикова удалила свой аккаунт в социальной сети и воздерживается от общения с прессой.

Источник «УралПолит.Ru» поделился с журналистом версией задержания, на достоверности которой он настаивает: «После того, как Николая задержали в аэропорту, его повезли в Екатеринбург. В это время следователи обыскивали кабинет Николая и его дом. Ирина, мягко говоря, преувеличивает, утверждая, будто сидела в гараже с детьми, пока в доме шел обыск.

В самом доме при обыске все было предельно корректно, никаких разговоров на повышенных тонах и угроз, напротив, следователи вели себя спокойно и стремились насколько возможно быстро закончить обыск. Понятно, конечно, что подобная процедура близким Сандакова положительных эмоций не добавила. И все же вопреки словам самой Ирины, нянечку никто не удерживал, ее без проблем отпустили укладывать детей спать. Да и сами дети отнеслись к работе следователей спокойно».


Источник  «УралПолит.Ru» утверждает, что при обыске в доме Сандакова следователи вели себя аккуратно

Примечательно, что сам Николай Сандаков на судебном заседании по избранию меры пресечения подтвердил, что следствие действовало максимально корректно. Этой же версии придерживается собеседник экспертного канала, лично знакомый с вице-губернатором, его адвокатами и супругой: «Мне кажется, что все заявления в духе «схватили – скрутили» – это не более, чем защитная стратегия Николая, которая в более широком смысле заключается в том, чтобы дискредитировать следствие и максимально вывести конфликт в информационную плоскость, где у него есть готовая машина по раскрутке ситуации в СМИ, которую Николай разгоняет лично, давая указания из изолятора своим соратникам. Исходя из этого раздувалась тема жестких следственных действий».

Стоит напомнить, что ставшие известными «УралПолит.Ru»  подробности ставят под сомнение первоначальную версию о том, как был задержан обвиненный в коррупции Николай Сандаков. Согласно официально озвученной им самим версии (ее же, согласно сообщениям СМИ, придерживалась защита высокопоставленного чиновника) речь шла о рабочей командировке в Москву. Сандаков в суде заявлял, что, зная о внимании к нему правоохранительных органов, заранее информировал их о целях своей поездки. Действительно, следствию Николай Сандаков предъявил командировочное задание, в котором были упомянуты планы по проведению рабочих встреч в администрации президента. Но настоящей целью поездки была свадьба депутатов ГД Максаковой и Вороненкова, знает собеседник агентства. Аналогичное приглашение получила супруга Николая Сандакова Ирина Востриков.Скандальности этому факту добавляет обнародованная несколько дней назад СК России информация о том, что следствие намерено привлечь депутата Вороненкова, на свадьбу к которому спешил Николай Сандаков, в качестве обвиняемого в мошенничестве на сумму 127 млн рублей.

Здоровье уже не то

В первые же дни после ареста вице-губернатора посетил уполномоченный по правам человека в регионе Алексей Севастьянов. Поводом для проверки условий содержания стала жалоба от супруги. «Что касается условий содержания, они хорошие, – рассказал после посещения СИЗО № 7 Севстьянов. – Николай Сандаков в отдельной камере, претензий у него нет. Состояние здоровья ухудшилось из-за смены обстановки, обострились хронические заболевания. Мы согласовали тактику его обследования». Также Николай Сандаков якобы сообщил о давлении со стороны органов. Впрочем, в дальнейшем эта версия не получила подтверждения.

«УралПолит.Ru» связался с Алексеем Севастьяновым и поинтересовался, планирует ли он повторно посетить заключенного Сандакова, об ухудшении состояния здоровья которого писали СМИ. «В ближайшее время нет, – сообщил он. – Я получил ответ на свое обращение в администрации учреждения, из которого следует, что медицинская помощь оказывается Николаю Дмитриевичу в полном объеме. Кроме того, администрация изолятора готова предоставить при необходимости услуги гражданских медиков. Считаю, что дело закрыто. Посетим изолятор, где сидит Сандаков, недели черед две, чтобы совсем не было вопросов».

Алексей Севастьянов также утонил, что по его информации у заключенного Сандакова действительно есть ряд хронических заболеваний, ход которых обострился после помещения в изолятор. «Но только врачи могут делать выводы об обоснованности нахождения в СИЗО с такими-то медицинскими показаниями», – подчеркнул он.

Челябинский омбудсмен Алексей Севастьянов проверил условия содержания Николая Сандакова в первые же дни после ареста 

По информации «УралПолит.Ru», сегодня, 9 апреля, находящегося в СИЗО № 7 Николая Сандакова должны были посетить председатель Общественной наблюдательной комиссии области Александр Юрин и член комиссии Давид Альтман, главврач Челябинской областной клинической больницы. Общественники – и прежде всего известный врач – должны были оценить состояние здоровья и условия содержания Сандакова.

По словам Александра Юрина, посещение не состоялось по формальным причинам. ФСИН (СИЗО № 7 находится в федеральном подчинении) технически не успела согласовать посещение.Также, по словам Александра Юрина, предыдущий запланированный визит членов ОНК в изолятор также не состоялся,так как в согласованное время визита общественников Николай Сандаков говорил со следователями и адвокатами.

Какие еще могут быть подозрения

Максимальный резонанс в СМИ получило прозвучавшее вчера заявление заместителя Генерального прокурора Юрия Пономарева. Он сообщил, что прокуратура отменила постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении бывшего сити-менеджера Озерска Евгения Тарасова, якобы передавшего взятку вице-губернатору Челябинской области Николаю Сандакову. «Контроль за этим делом установлен мной лично, и это не для красного словца. Вчера я отменил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, потому что он якобы добровольно сообщил об этом. Если виноват Сандаков, то виноват и Тарасов, который якобы дал полтора миллиона. С моей точки зрения, добровольности заявления и помощи следствию со стороны Тарасова не было», – сообщил Пономарев.

Заместитель генпрокурора назвал дело Сандакова непростым и подчеркнул, что лично контролирует ход расследования. Добавим, что Евгений Тарасов уже был осужден за хищение из бюджета 22,4 миллионов рублей через подставные фирмы в 2011 году. В 2012 году в кабинет сити-менеджера пришли оперативники. Приговоренный к четырем годам лишения свободы и штрафу в 900 тысяч рублей, осенью 2014 года Тарасов вышел по УДО. Мягкость приговора объяснялась тем, что подсудимый полностью признал вину, способствовал раскрытию преступления, частично возместил ущерб и выплатил штраф.

Напомним, размер взятки, в получении которой обвиняется Сандаков, составляет 1,5 миллиона рублей. По версии следствия, в 2011 году Сандаков предложил главе администрации Озерского городского округа Челябинской области Евгению Тарасову за вознаграждение создать и поддерживать в СМИ его положительный образ, что в последующем должно было обеспечить Тарасову продвижение по службе и способствовать избранию на должность главы Магнитогорска.


Замгенпрокурора в УрФО Юрий Пономарев держит дело Сандакова на личном контроле

У большинства экспертов упоминание Магнитогорска в контексте кадровых перспектив Евгения Тарасова вызвало вопросы. Ну в самом деле, мог ли в далеком 2011 году Николай Сандаков, тогда первый помощник губернатора Михаила Юревича, гарантировать избрание главой Магнитогорска малоизвестного Евгения Тарасова? Мог ли подчиненный Юревича игнорировать при этом позицию «хозяина Магнитки» Виктора Рашникова, чьи отношения с владельцем «Макфы» принято считать весьма прохладными? Мог ли, наконец, Сандаков, находившийся в тот момент далеко не на вершине региональной власти, столь уверенно манипулировать региональными элитами?

«Не надо забывать, на тот момент Сандаков пользовался абсолютным доверием главы региона Михаила Юревича, а аппаратное влияние Сандакова уже тогда не было равно его должности, – поделился своим мнением челябинский политолог, попросивший «УралПолит.Ru» об анонимности. – Дружба с Цыбко, который тогда находился в фаворе и не был запятнан обвинением в получении взятки в 27 млн рублей, открывала перед Николаем Сандаковым прекрасные перспективы.

Конечно, обещания избрания Тарасову (если они действительно были) могли быть растянуты во времени.

Просто взгляните на политическую ситуацию в области весной 2015 года, то есть всего через четыре года после эпизода, в ходе которого Сандаков, по мнению следствия, пообещал сделать Тарасова мэром Магнитогорска и получил за информационные услуги 1,5 млн рублей. Сандаков весной 2015 года – это уже доверенное лицо нового губернатора, который в свою очередь на короткой ноге с Рашниковым. У него есть поддержка в администрации президента, а инициированный им региональный закон об отмене прямых выборов мэров муниципалитетов принят практически на ура. Он контролирует составление предвыборных списков нескольких партий и принимает участие в назначении глав администраций всех без исключения муниципалитетов.

Мог ли в этих новых условиях Николай Сандаков обеспечить поддержку своему протеже? Я думаю, да», – делится мнением политолог.

Как уже писал в первые дни после задержания Сандакова «УралПолит.Ru», круг предполагаемых обвинений вице-губернатору может не ограничиться статьей 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере). Так, в деле возможно появление и весьма экзотических для российских чиновников уровня Николая Сандакова статей УК РФ.

Об этом же заявляет челябинский политолог Александр Подопригора, в течение длительного времени последовательно критиковавший Николая Сандакова. По его словам, в деле Сандакова могут появиться 13 новых эпизодов.

«Почти три года назад задержали мэра Озерска Тарасова, – заявил политолог в эфире местной радиостанции. – Тогда я написал, что у истории будет продолжение с высокопоставленными персонами. Сначала дело дошло до сенатора Цыбко, а затем и до вице-губернатора Николая Сандакова. Их дружба началась в Озерске еще в 2010–2011 годах. Тогда Сандаков помогал проводить избирательную кампанию в качестве политтехнолога. Затем его покровитель Константин Цыбко стал депутатом заксобрания, а потом и сенатором. Продвинуться политику помогла дружба с экс-губернатором Юревичем. Депутат уговорил главу региона взять себе в помощники Николая Сандакова».

По информации источников «УралПолит.Ru», внимание следствия могли привлечь итоги конкурса на оказание информационных услуг в интересах администрации губернатора Челябинской области на 7,5 миллиона рублей. Победителем оказалось никому в Челябинской области не известное ООО «Современные информационные технологии» из Екатеринбурга. Как подобный конкурс мог пройти мимо внимания куратора информационной политики правительства и администрации губернатора, и не был ли Николай Сандаков лично заинтересован в его результатах?

Между тем, на данный момент «компетентные органы» предъявили общественности только один эпизод, речь идет о даче взятки Николаю Сандакову в размере 1 млн 500 тысяч рублей.

По мнению политолога Александра Подопригоры, в деле Сандакова может появиться 13 новых эпизодов

Как сообщалось ранее, чиновник был задержан сотрудниками УФСБ вечером 26 марта в аэропорту Баландино перед вылетом в Москву и доставлен в управление СК по УрФО для проведения следственных действий. В служебном кабинете вице-губернатора и в коттедже в поселке Тарасовка, где он проживает с семьей, прошли обыски. Ленинский районный суд Екатеринбурга вынес решение о заключении Сандакова под стражу до 25 мая.

Федеральные СМИ поставили дело Сандакова в один ряд с произошедшими с разницей в несколько дней громкими арестами губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина и экс-директора Федеральной службы исполнения наказаний Александра Реймера. 

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях