Генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь М. Намаконов – о креативной экономике в современной России: «Антикризисный дух заложен в креативные индустрии изначально»

Игорь Намаконов Фото: страница «ВКонтакте» Игоря Намаконова

Перед экономикой России стоит множество глобальных вызовов. Для их преодоления эксперты все чаще смотрят в сторону нестандартных подходов и неочевидных решений. Уже давно в качестве одного из драйверов развития регионов в целом и отдельных территорий в частности называют креативную экономику. О месте креативных индустрий в современном мире, союзе культуры и экономики, рисках креативного бизнеса и новом амбициозном всероссийском проекте – в интервью УралПолит.Ru с генеральным директором Федерации креативных индустрий и обладателем первого в России золотого Каннского льва Игорем М. Намаконовым.

Игорь, что такое креативные индустрии сегодня? Изменилась ли как-то трактовка термина в этом году? И каковы критерии?

– Креативные индустрии – это сфера деятельности, в которых компания, объединение и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, капитализации и коммерциализации прав интеллектуальной собственности производят товары или услуги, которые обладают экономической ценностью. Здесь у нас появляется еще одна история с предпринимательством, которая также получает дополнительную идентификацию – креативное предпринимательство. Это экономическая деятельность, направленная на получение прибыли за счет создания и использования результатов интеллектуальной деятельности и являющаяся необходимой платформой и ресурсом для формирования и развития творческих индустрий. Такая общая картина: культура плюс экономика, где «плюс» – это интеллектуальная собственность.

Трактовки периодически претерпевают изменения и получают дополнения, но то, что я перечислил, является сегодня доминирующей интерпретацией. Более аргументированных подходов, принятых сообществом, пока нет.

Сегодня, учитывая общую ситуацию в мире в целом и в России в частности, есть место креативным индустриям? Может ли креативная экономика в текущих реалиях стать драйвером развития регионов?

– У креативных индустрий особая специфика. Если говорить об истории, мы сразу вспоминаем закат промышленности в Англии в 90-х годах прошлого века. Тогда активно началось осознание, что приходят новые ценности, где на первое место выходит человек со своими талантами и способностями. Можно сказать, что антикризисный дух заложен в креативные индустрии изначально. И в России рост внимания и развития креативной индустрии случился в пандемийный год, когда казалось, что все традиционные уклады и сценарии рассыпаются на глазах. В 2022 году – новый вызов и уже геополитического характера.

Что будет с креативными индустриями дальше – трудно сказать, поскольку это – сектор экономики, а экономика буквально каждый день сталкивается с вызовами, каких не было. Сейчас можно утверждать только то, что в регионах разрабатываются меры поддержки и развивается необходимая инфраструктура.

В этом году заметно поднялся Красноярск, начал двигаться Нижний Новгород, в следующем году, судя по всему, очень сильно проявит себя Дальний Восток, но говорить, что креативные индустрии сами по себе поднимаются в тяжелые времена, на основании этих фактов нельзя. Существует сильная отраслевая инерция движения, поскольку с 2019 года рынок раскачивается. Инерция наложилась на текущую ситуацию и люди продолжали действовать, поскольку уже были заряжены и находились внутри процесса.

Сложно говорить о том, сможет ли креативная экономика стать драйвером развития всей экономики. Мы еще не сталкивались с такими вызовами, как сейчас. Мы находимся в турбулентной ситуации, когда есть открытый глобальный конфликт, и экономика не вполне осознает сценарии долгосрочного планирования и развития, поскольку сильно привязана к разрешению конфликта.

Какие риски существуют в креативной экономике сегодня?

– Налоговые льготы и инвестиции – важные факторы развития. Креативное предпринимательство должно выйти в легальное поле и иметь одинаковые условия независимо от индустрии. Банковский сектор должен увидеть потенциал развития креативного сектора и соответственно предоставить доступные механизмы для получения средств под залог интеллектуальной собственности. На сегодняшний момент этого нет и сложно оценить перспективу возникновения этих механизмов в силу описанных выше сложностей.

Как оцениваете креативный потенциал Урала в целом и Югры в частности?

– На данный момент давать оценку не совсем верно – нужны данные, чтобы это сделать. На уровне людей, продуктов и локальной идентификации Урал – очень сильный. Югра выглядит сложнее. Могу это утверждать хотя бы на основании того факта, что в рамках проекта WONDERUSSIA очень сложно набиралась группа экспертов, с которыми можно работать.

Что это за проект – WNDRU | UGRA? Какая концепция и миссия у него?

– Есть федеральный проект WONDERUSSIA – онлайн-витрина креативных продуктов, которые имеют добавленную стоимость за счет оригинального подхода и соответствующих направлений креативных индустрий. Продукты, которые мы ищем, должны отражать локальную идентичность того места, где придуманы, и там же производиться. Югра – один из регионов изучения в рамках этого проекта.

Сам проект сформировался в 2021 году, как следствие наших многочисленных исследований в регионах и нашего взаимодействия с лидерами региональных центров развития креативной индустрии. Мы понимаем общий контекст развития креативных индустрий и креативной экономики в стране. В рамках проекта мы формируем привычку и отношение к такому новому для всех понятию, как российский креативный продукт. Отношение, конечно, будет складываться постепенно, но технически такие продукты уже существуют, и мы знаем, как их искать. Сначала мы выявляем продукты через опрос местных экспертов, затем формируем карточки для онлайн-витрины. Важно, чтобы российские креативные продукты перестали быть локальными и стали востребованными за пределами своего региона и страны. Потребители получают возможность гордиться и смотреть по-другому на место, в котором они живут. По этой причине очень важна визуальная упаковка продукта. Мы не просто используем слово «витрина», описывая наш проект. Все должно выглядеть ярко, а описано четко и привлекательно.

Почему выбрали именно Югру, и в каких регионах еще есть такие онлайн витрины?

– Онлайн-витрины уже есть в Ульяновске, Ханты-Мансийске и сейчас на завершающей стадии Нижний Новгород. В следующем году витрины появятся в Москве и Якутске. Почему выбраны именно такие города? В прошлом году, в декабре, состоялась первая премия в области креативных индустрий Russian Creative Awards и перечисленные выше города были в шорт-листе категории «Креативный регион года». Очень интересно соотнести мнения экспертов премии с тем, как выглядит продуктовая креативная линейка каждого города.

Первые пять городов – это только старт: весной, когда будут готовы запланированные витрины, можно будет сравнить ситуацию в городах из разных концов страны. Но нам интересно охватить все города, в которых креативные индустрии уже заявлены и присутствуют центры, которые занимаются развитием этого сектора экономики.

Тяжело ли было начинать: создавать сайт-платформу, искать единомышленников и партнеров, продвигать проект в массы?

– В Федерации креативных индустрий выстроен запуск проектов с нуля. У нас в каком-то смысле продюсерский центр, поэтому в нужный момент сформированная концепция получает команду и все включается.

Сложнее было обосновать и получить поддержку Президентского фонда культурных инициатив, поскольку множество факторов влияет на принятие решения экспертов. Мы рады, что почувствовали растущий тренд на развитие местной идентичности, городской идентификации, а креативные индустрии – наиболее подходящая сегодня среда для выявления таких характеристик. Однако важно понимать, что тренд трендом, но для нас важна работа на длинной дистанции, поэтому главные сложности предстоят на этапе масштабирования проекта и развития функционала витрины. Как любой солдат мечтает стать генералом, так и мы видим свою витрину маркетплейсом, но нужно время.

Единомышленников проекта нам искать не сложно, поскольку мы занимаемся развитием сообщества уже несколько лет и на основании обратной связи деятелей рынка формируем свои цели, концепции и проекты.

Текущий непростой вызов сегодня – работа с широкой аудиторией, которая нам также важна. Нужно понятно и просто доносить идею российского креативного продукта до людей со всей страны, поскольку необходимо развивать новую потребительскую привычку. Через работу в соцсетях мы изучаем реакции и интересы людей, к весне рассчитываем сложить полноценную картину, чтобы сформировать стратегию следующего этапа развития проекта.

Как понять, что бизнес достаточно креативный для продвижения? Какие есть критерии? И в чем интерес для бизнеса работать с вами?

– Продвижение – это не совсем про нас, мы скорее выявляем, делаем их заметными. Я считаю, что бизнесу должно быть интересно все, что связано с любым способом его поддержки. Бизнес – про постоянный поиск возможностей и новых точек роста. Как предприниматель я это хорошо понимаю, поэтому эффекты для меня очевидные.

Относительно критериев отбора. Это должно быть одно из 14 направлений креативных индустрий. Далее смотрим на креативные продукты, которые производит локальный предприниматель, оцениваем уровень добавленной стоимости за счет оригинального подхода. И главную оценку производим не мы, а эксперты, которых мы привлекаем.

Экспертам для оценки предлагаются следующие критерии: масштабируемость – продукт имеет потенциал для тиражирования, коллаборация индустрий – продукт является результатом взаимодействия нескольких индустрий, включая креативные, уникальность – в основе производства авторское решение, в том числе основанное на локальных особенностях или традициях, что выделяет его среди своих аналогов, регистрация в качестве актива – продукт является нематериальным потенциально торгуемым активом. Если продукт соответствует хотя бы одному критерию, то уже может быть рассмотрен для выставления его на онлайн витрине проекта.

Поделитесь вашими дальнейшими планами. В каких регионах вас ждать в ближайшем будущем?

– Нас ждать там, куда нас зовут. У нас развиты отношения с регионами, в которых присутствуют сильные центры и фонды по развитию креативных индустрий: Калининград, Москва, Ульяновск, Нижний Новгород, Якутия, Тюмень, Красноярск. Нам очень интересен Дальний Восток, где корпорация развития Дальнего Востока постепенно начинает двигать повестку креативной индустрии. Иногда к нам заходят регионы послабее, и мы им оказываем консультационную поддержку, чтобы они росли интенсивнее, набирали потенциал для запуска больших проектов, типа нашей «сотни».

Креативные индустрии по природе своей имеют сетевую структуру, поэтому наша задача оставаться открытыми для взаимодействия, а дальше происходит естественный контакт и завязываются отношения.

Что ждет креативные индустрии в ближайшем будущем? Ваш прогноз? Будет ли, например, расти их доля в ВВП России?

– По оценке Высшей школы экономики в 2021 году доля составляла 2,6%, к 2030 году, по концепции, планировалось ее увеличение до 6%. Текущий год показал, что есть обстоятельства, которые влияют на то, как и с какой скоростью могут развиваться креативные индустрии. Необходимо дождаться окончания конфликта и строить предметные прогнозы. План есть, концепция есть, вектор есть, центры развития создаются. Дальше все будет зависеть от глобальных обстоятельств и договоренностей. Состояние креативных индустрий, как и наше с вами состояние, напрямую зависит от этого.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Компании:

Версия для печати:

Новости партнеров