О наследстве Кокорина и перспективах региона – в материале «УралПолит.Ru»
Практически сразу после единого дня голосования, который закончился четырьмя «вторыми турами», в регионах вновь начались отставки губернаторов. В Курганской области эксперты уже начали оценивать ситуацию с выборами будущего года, однако Алексей Кокорин, неожиданно для многих, написал заявление об отставке в связи с переходом на новую работу. Вечером этого же дня стало известно, что врио губернатора стал Вадим Шумков, работавший последние 15 лет в правительстве Тюменской области. О наследстве Кокорина и перспективах региона – в материале «УралПолит.Ru».
Взлет карьеры Алексея Кокорина произошел после того, как его предшественник, настоящий губернатор-тяжеловес Олег Богомолов, возглавлявший регион с 1996 года, ушел в отставку, а через несколько месяцев стал советником председателя правления «Россельхозбанка». Тогда, в феврале 2014 года Алексей Кокорин был назначен врио губернатора и через полгода одержал победу на выборах с рекордными 84,87% – Богомолов прямые выборы выигрывал во втором туре. К тому времени преемник Богомолова 18 лет проработал на посту мэра Шадринска, второго по величине города Зауралья, и с ним связывались определенные надежды: довольно молодой, на 11 лет младше Богомолова, имеет огромный опыт работы в муниципалитете, знает специфику региона, имеет амбиции и желание двигать регион вперед. Однако, спустя некоторое время, стало понятно, что что-то идет не туда.
Даже если просто сравнить параметры областного бюджета за 2015 и 2018 годы, то видно, что его доходная часть выросла с 35 до 39 млрд рублей, но сумма собственных доходов практически не изменилась, рост достигнут за счет федеральных средств. Региону не удалось избавиться от дефицита, а верхняя граница госдолга выросла с 10 до 20 млрд рублей.
Помимо скупых цифр, можно назвать и вполне конкретные примеры, которые показали, что перед губернатором стоят задачи, решить которые будет непросто. Одним из наиболее ярких стала ситуация с одним из градообразующих предприятий Кургана – «Курганским машиностроительным заводом». Легендарное предприятие, на котором изобрели БМП, имеющий иностранные заказы и большую историю вдруг за несколько лет оказался на грани банкротства и закрытия. В 2005 году он вошел в структуру холдинга «Тракторные заводы», а спустя 10 лет оказался на грани срыва гособоронзаказа по бронетехнике для ВДВ. Осенью 2015 года на заводе появились задержки по выплате зарплаты, за неуплату по счетам зимой завод оставался без отопления и горячей воды. Тогда Кокорин пообещал разрешить ситуацию и буквально в ручном режиме следил за ситуацией. Однако и сейчас, спустя три года, завод не пришел в себя – несмотря на то, что удалось его перевести из собственности «Тракторных заводов» в структуру «Ростеха», промышленный некогда гигант сработал с годовым убытком в 2017 году в 108 млрд рублей – это объем ВРП Зауралья или три региональных годовых бюджета.
Помимо этого, достаточно громкого дела, в последние годы в регионе хватало публичных скандалов и проблем. Это и бесконечные истории в сфере образования, кульминацией которых стал прошлогодний «бунт учителей» в Звериноголовском районе, в здравоохранении, суды с общественниками, которые выступали в том же Звериноголовском районе против разработки перспективного уранового месторождения. В эту же «копилку» можно добавить постоянные претензии активистов проекта «Убитые дороги» ОНФ, массу громких коррупционных судебных процессов, сокращение жилого строительства, и демографическую ситуацию. По официальным данным, население области сократилось с 877 тыс. человек до 845 тыс. за четыре года. При этом, по данным Свердловскстата, сокращение все активнее происходит за счет миграции, то есть людей из региона уезжает почти столько же, сколько умирает.
«Регион у нас сложный, я не завидую тому, кто придет в регион, потому что вопросов очень много», – прокомментировал «УралПолит.Ru» координатор регионального отделения ЛДПР, депутат областной думы Юрий Ярушин.
При этом, местные спикеры затрудняются выделить особые достижения Алексея Кокорина на посту губернатора.
«Главное его достижение – это то, что он сохранил определенный уровень экономического развития региона, сохранил основные позиции по предприятиям, более того, некоторые предприятия нарастили свои возможности и свои показатели, демонстрируют хорошие результаты. У него получилось поддерживать определенный социальный уровень и достичь политической стабильности – мне кажется, это одно из главных его достижений», – рассказал «УралПолит.Ru» политолог, руководитель уральского филиала ФоРГО Анатолий Гагарин.
Проблемы, с которыми глава региона столкнулся за время своего первого и единственного срока оказались серьезнее.
«То, что в свое время утрачено годами, ЖКХ, например, за пять лет это исправить невозможно, если я скажу , что это было сделано – это неправильно и нечестно. Приостановили программу по аварийному и ветхому жилью, все ждут, что она возобновится, потому что такого жилья у нас достаточно много, как и в соседних регионах. Один из самых последних минусов – неприятно, когда на одного из твоих заместителей заводят уголовное дело. Такое было и у Богомолова, и здесь такое случилось, и это оттягивает те плюсы, которые были», – перечисляет Юрий Ярушин.
Планы у Алексея Кокорина были немалыми, однако какому-то прорыву не удалось реализоваться. Даже несмотря на работу по брендированию региона, проведению ежегодного экономического форума в Шадринске, и ряду других мероприятий, инвесторы не поверили в отстающий уральский регион.
«Те прорывы, которые все ожидали, они, в большей степени не состоялись в силу комплекса проблем и причин, которые есть у региона. Одна из таких проблем – отсутствие крупных прорывных проектов федерального или регионального значения, которые могли бы поднять на несколько уровней экономическое состояние региона. Этого не произошло. Развитием инвестиционного климата занимался Сергей Чебыкин, который оказался в центре скандала, который все еще продолжается. Мне кажется, региону не хватило сильных лоббистов в федеральных структурах, которые могли бы привести туда крупных инвесторов. Да, в регионе проходил Шадринский инвестиционный форум, который проводил лично Кокорин, он структурировал бизнес-среду региона, но этого было мало. Этого достаточно для того, чтобы поддерживать уровень, но для того, чтобы рваться вперед, сделать шаг на другой уровень – этого было недостаточно», – уверен Гагарин.
Судя по всему, именно эту задачу предстоит, помимо присущих региону проблем, решать новому главе региона – пока в статусе врио. Вчера же вечером на сайте президента России появился документ о назначении на этот пост вице-губернатора Тюменской области Вадима Шумкова, а также упоминание о встрече Владимира Путина с ним. За несколько часов до официального обсуждения информация о назначении Шумкова стала появляться в СМИ и соцсетях, но вызвала путаницу – известно, что свой Вадим Шумков есть и в курганском правительстве – руководитель аппарата правительства в ранге вице-губернатора. Любопытно, что и «тюменский» Шумков – выходец из Курганской области, но с 2004 года занимается развитием инвестиционной политики в Тюменской области. Эксперты уверены, что в этом назначении есть определенный шанс для Зауралья выйти из нынешнего депрессивного состояния, однако это может не понравиться местным элитам – скорее всего, костяк новой управленческой структуры будет состоять из тюменцев.
«Должны прийти люди, которые умеют и хотят управлять. В Кургане есть такие люди, но их не так много. Для того, чтобы вывести регион из состояния, в котором он находится, и получить статус весьма успешного в экономическом плане, необходим приход новой управленческой команды или хотя бы ее ключевого звена. Полагаю, что местные кадры будут задействованы, но нужно создать новые правила игры в плане управленческой системы и поиска инструментов для реализации проектов. А отдельные элементы и звенья этой цепи будут состоять из представителей курганского истеблишмента и элиты. Там есть успешные предприниматели, которые могли бы сильно помочь в реализации этих проектов, их вовлечение будет одним из успешных условий для реализации задач новой команды», – предполагает политолог.
Помимо этого, приход одного из ключевых чиновников тюменского правительства может означать, что влияние пресловутого «Собянинского клана» расширяется на еще одну область. Для региона это, в данной ситуации, скорее полезно, поскольку позволяет обрести на федеральном уровне сильных лоббистов и получить возможность на участие в крупных проектах.
«Те люди, которые придут туда сейчас, обладают федеральными возможностями, я думаю, что возможно вовлечение региона в крупные федеральные проекты, за которыми бы стояли крупные корпорации или иностранные партнеры. Например, проекты уровня ВСМ Челябинск – Екатеринбург или Севморпуть. В рамках развития транспортной стратегии России Курган вполне может оказаться в центре интересов крупных госкорпораций и иностранных инвесторов при прокладке магистрали Север-Юг. Я думаю, что смена во многом связана с этим – есть желание вовлечь Курган в эти структуры и круг корпораций вводит туда своего кандидата», – предполагает Гагарин.
В Тюмени эксперты по-достоинству оценивают переход вице-губернатора в соседний регион и уверены, что для него это возможность сделать карьерный скачок и подтвердить репутацию региона как «кузницы кадров».
«У Шумкова появится возможность продемонстрировать свою подготовленность, а тюменская школа управления давно славится своими, как сейчас принято говорить, успешными кейсами, а Курганская область – это хорошее поле для демонстрирования навыков антикризисного менеджмента. Регион находится в упадочном состоянии, придется моментально «впрягаться» в работу, применять механизмы, способные выправить ситуацию. И здесь наступит звездный час Вадима Шумкова», – отметил в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru» политолог, член Общественной палаты Тюменской области Андрей Шуклин.
© Сергей Табаринцев-Романов
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях