Города Урала. Ирбит и его легендарные заводы

Последняя часть спецпроекта «Города Урала. Ирбит» посвящена самым крупным предприятиям этого древнего уральского города.

«УралПолит.Ru» продолжает масштабный спецпроект, посвященный городам Урала. Сегодня мы продолжаем цикл публикаций, посвященному городу с большой историей, слава о котором 400 лет шла от Китая до Европы, но со временем он утратил свое торговое значение – Ирбит. В очередной части спецпроекта – о том, что формирует экономику муниципалитета – заводах и предприятиях. Часть из них себя чувствует неплохо, другие, несмотря на то, что выжили в 90-е, представляют лишь слабое подобие себя прежнего. Подробности – в материале «УралПолит.Ru»

1) Ирбитский мотоциклетный завод

Завод, который десятилетиями ассоциировался с Ирбитом – это, безусловно, Ирбитский мотоциклетный завод. В этот городок был эвакуирован Московский мотоциклетный завод в начале Великой Отечественной. Производственная площадка, разрозненные цеха мало подходили под такое производство, тем не менее, в условиях военного времени достаточно быстро наладили сначала сборку, а потом и производство мотоциклов с коляской М-72 для нужд Красной армии.

До конца войны было изготовлено почти 10 тыс. мотоциклов. В второй половине 1940-х была проведена полная реконструкция предприятия, были построены новые корпуса, а расчетная мощность ИМЗ была на уровне 20 тыс. мотоциклов в год. За следующие десятилетия ИМЗ стал одним из основных поставщиков тяжелых мотоциклов в народное хозяйство, для органов правопорядка, на экспорт. В 1992 году завод был приватизирован, а спустя некоторое время стало понятно, что возродиться ему не суждено. Большая часть территории завода сегодня сдается частным лицам под склады или торговые объекты, от коллектива в 10 тыс. человек осталось меньше полутора сотен энтузиастов, собирающих трехколесные машины в ручную. В советское время завод производил полный цикл – инженеры разрабатывали элементы, тут же производились запчасти, была конвейерная сборка.

К сожалению, сегодня, спустя 25 лет, в Ирбите производят по сути ту самую узнаваемую раму, существующую с небольшими изменениями практически со времен войны и двигатель, – электроника, тормоза, техническая начинка – практически все производится зарубежом, а в Ирбите собирается вручную и уходит на экспорт по цене новой иномарки представительского класса. Вместе с размерами утратил завод и фактически всю социальную нагрузку, исключением можно назвать мотомузей, но это не совсем «социалка». Во многом, это стало одной из причин социально-экономической деградации города в 90-е, которая продолжается и сейчас. Отметим, что и мотоциклы «Урал» практически невозможно купить в России, практически все, что выходит из сборочного цеха отправляется в Америку, Европу и Восток, где их раскупают любители экзотики, байкеры и звезды вроде Брэда Питта.

А от некогда легендарного завода остался средний бизнес, эксплуатирующий советский бренд, который по слухам, в скором времени может переехать на промплощадку в Венгрии. Тогда ирбитские мотоциклы уже точно станут достоянием истории.

2) Ирбитский молочный завод

Один из самых популярных в области продуктовых брендов – Ирбитский молокозавод. Молочное производство было запущено в Ирбите еще в 1925 году, не останавливался завод и военные годы – многие сотрудники производства были награждены медалями «За победу над Германией». Во время сокращения и банкротства многих похожих производств в регионе, Ирбитский молокозавод не только не был остановлен, но и в середине 90-х здесь началась большая работа по расширению линейки продуктов и ее техническому переоснащению. Возможно, способствовало этому то, что завод не был приватизирован и до сих пор единственным акционером компании является Свердловская область.

На сегодняшний день Ирбитский молокозавод является крупнейшим производителем молока, и по данным за 2015 год охватывал 18% рынка молока и до 80% по ряду показателей молочной переработки – масла, сыры и т. д. В модернизацию завода за несколько последних лет было вложено свыше 1 млрд рублей, но в 2017 было продано продукции на 6 млрд рублей. Завод также активно занимается благотворительностью и организует спортивные мероприятия, проводит ремонт спортивных залов, детсадов и ДК. Работает на заводе свыше 1 тыс. человек.

3) Ирбитский химико-фармацевтический завод

Еще одно предприятие с более чем полувековой историей – Ирбитский химико-фармацевтический завод. Как и мотоциклетный завод, химфарм был эвакуирован в начале войны и на протяжении 60 лет оставался одним из крупнейших предприятий, обладающих возможностью собственного синтеза фармацевтических субстанций. К началу 2000-х таких заводов оставалось три на всю страну. В начале 1990-х в Ирбите освоили собственный выпуск готовых лекарственных средств, а в 2008 контрольный пакет акций выкупила группа компаний «Гранд Капитал» – на 2017 год этот холдинг входил в рейтинг топ-50 РБК самых быстрорастущих компаний в России и в ТОП-500 РБК крупнейших компаний России, несмотря на то, что, по данным ЕГРЮЛ, учредителями группы компаний являются два кипрских оффшора.

В числе партнеров «Гранд Капитал» указаны крупные европейские производители. Между тем, по открытым данным, сам ИХФЗ входит в ТОП-30 крупнейших фармацевтических производств России. В период с 2010 по 2013 год акционеры вложили в техническое перевооружение завода свыше 300 млн рублей, сегодня предприятием выпускается 50 наименований лекарственных препаратов, а также осуществляет синтез 20 фармацевтических субстанций. Треть из них входит в перечень жизненно важных препаратов. На ИХФЗ трудится около 900 сотрудников.

4) Ирбитский хлебозавод

Ирбитский хлебозавод – еще один бренд, известный далеко за пределами города. Хлебное производство появилось в 1939 году. Проблема голода была очень серьезной, на Урал были эвакуированы десятки тысяч сотрудников предприятий, раненых, детей и их всех нужно было обеспечить хлебом. После войны завод получил новое помещение и цеха в которых выпекал более 20 тонн хлебобулочных изделий ежедневно. В середине 70-х вновь начата реконструкция устаревшего производства и норма выпуска выросла в полтора раза. Теперь ирбитский хлеб закрывал потребности в этом продукте во всем районе. Сегодня хлебозавод выпускает десятки сортов хлеба, тортов, пряников, булочек и успешно конкурирует с другими хлебозаводами, продукцию можно купить практически в любом городе области.

5) Ирбитский завод спецтехники

Еще одно промышленное предприятие, сохранившее уникальные компетенции – Ирбитский завод спецтехники. Основанный в начале 1930-х годов как база для сотрудников «Уралмаша», он достаточно быстро превратился в самостоятельное производство по производству, сначала подшипников, а потом автоприцепов и полевых кухонь. За время войны завод выпустил почти 30 тыс. автотракторных прицепов и более 9 тыс. полевых кухонь. На сегодняшний день, завод в Ирбите – единственный, сохранивший производственную и инженерную базу для изготовления полевых кухонь, которые использует министерство обороны, МЧС, МВД и многие другие структуры. Сохранился и профиль по изготовлению различных прицепов, подкатных тележек, и разнличной специализированной техники. Структурно ирбитский завод спецтехники входит в холдинговую компанию «Исеть-фонд».

Фото Екатерины Молодых специально для «УралПолит.Ru», а также с сайтов государственного архива в Ирбите и Wikimapia 

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Места:

Версия для печати:

Новости партнеров