Последняя часть спецпроекта «Города Урала. Ирбит» посвящена самым крупным предприятиям этого древнего уральского города.
«УралПолит.Ru» продолжает масштабный спецпроект, посвященный городам Урала. Сегодня мы продолжаем цикл публикаций, посвященному городу с большой историей, слава о котором 400 лет шла от Китая до Европы, но со временем он утратил свое торговое значение – Ирбит. В очередной части спецпроекта – о том, что формирует экономику муниципалитета – заводах и предприятиях. Часть из них себя чувствует неплохо, другие, несмотря на то, что выжили в 90-е, представляют лишь слабое подобие себя прежнего. Подробности – в материале «УралПолит.Ru»
1) Ирбитский мотоциклетный завод
Завод, который десятилетиями ассоциировался с Ирбитом – это, безусловно, Ирбитский мотоциклетный завод. В этот городок был эвакуирован Московский мотоциклетный завод в начале Великой Отечественной. Производственная площадка, разрозненные цеха мало подходили под такое производство, тем не менее, в условиях военного времени достаточно быстро наладили сначала сборку, а потом и производство мотоциклов с коляской М-72 для нужд Красной армии.
До конца войны было изготовлено почти 10 тыс. мотоциклов. В второй половине 1940-х была проведена полная реконструкция предприятия, были построены новые корпуса, а расчетная мощность ИМЗ была на уровне 20 тыс. мотоциклов в год. За следующие десятилетия ИМЗ стал одним из основных поставщиков тяжелых мотоциклов в народное хозяйство, для органов правопорядка, на экспорт. В 1992 году завод был приватизирован, а спустя некоторое время стало понятно, что возродиться ему не суждено. Большая часть территории завода сегодня сдается частным лицам под склады или торговые объекты, от коллектива в 10 тыс. человек осталось меньше полутора сотен энтузиастов, собирающих трехколесные машины в ручную. В советское время завод производил полный цикл – инженеры разрабатывали элементы, тут же производились запчасти, была конвейерная сборка.
К сожалению, сегодня, спустя 25 лет, в Ирбите производят по сути ту самую узнаваемую раму, существующую с небольшими изменениями практически со времен войны и двигатель, – электроника, тормоза, техническая начинка – практически все производится зарубежом, а в Ирбите собирается вручную и уходит на экспорт по цене новой иномарки представительского класса. Вместе с размерами утратил завод и фактически всю социальную нагрузку, исключением можно назвать мотомузей, но это не совсем «социалка». Во многом, это стало одной из причин социально-экономической деградации города в 90-е, которая продолжается и сейчас. Отметим, что и мотоциклы «Урал» практически невозможно купить в России, практически все, что выходит из сборочного цеха отправляется в Америку, Европу и Восток, где их раскупают любители экзотики, байкеры и звезды вроде Брэда Питта.
А от некогда легендарного завода остался средний бизнес, эксплуатирующий советский бренд, который по слухам, в скором времени может переехать на промплощадку в Венгрии. Тогда ирбитские мотоциклы уже точно станут достоянием истории.
2) Ирбитский молочный завод
Один из самых популярных в области продуктовых брендов – Ирбитский молокозавод. Молочное производство было запущено в Ирбите еще в 1925 году, не останавливался завод и военные годы – многие сотрудники производства были награждены медалями «За победу над Германией». Во время сокращения и банкротства многих похожих производств в регионе, Ирбитский молокозавод не только не был остановлен, но и в середине 90-х здесь началась большая работа по расширению линейки продуктов и ее техническому переоснащению. Возможно, способствовало этому то, что завод не был приватизирован и до сих пор единственным акционером компании является Свердловская область.
На сегодняшний день Ирбитский молокозавод является крупнейшим производителем молока, и по данным за 2015 год охватывал 18% рынка молока и до 80% по ряду показателей молочной переработки – масла, сыры и т. д. В модернизацию завода за несколько последних лет было вложено свыше 1 млрд рублей, но в 2017 было продано продукции на 6 млрд рублей. Завод также активно занимается благотворительностью и организует спортивные мероприятия, проводит ремонт спортивных залов, детсадов и ДК. Работает на заводе свыше 1 тыс. человек.
3) Ирбитский химико-фармацевтический завод
Еще одно предприятие с более чем полувековой историей – Ирбитский химико-фармацевтический завод. Как и мотоциклетный завод, химфарм был эвакуирован в начале войны и на протяжении 60 лет оставался одним из крупнейших предприятий, обладающих возможностью собственного синтеза фармацевтических субстанций. К началу 2000-х таких заводов оставалось три на всю страну. В начале 1990-х в Ирбите освоили собственный выпуск готовых лекарственных средств, а в 2008 контрольный пакет акций выкупила группа компаний «Гранд Капитал» – на 2017 год этот холдинг входил в рейтинг топ-50 РБК самых быстрорастущих компаний в России и в ТОП-500 РБК крупнейших компаний России, несмотря на то, что, по данным ЕГРЮЛ, учредителями группы компаний являются два кипрских оффшора.
В числе партнеров «Гранд Капитал» указаны крупные европейские производители. Между тем, по открытым данным, сам ИХФЗ входит в ТОП-30 крупнейших фармацевтических производств России. В период с 2010 по 2013 год акционеры вложили в техническое перевооружение завода свыше 300 млн рублей, сегодня предприятием выпускается 50 наименований лекарственных препаратов, а также осуществляет синтез 20 фармацевтических субстанций. Треть из них входит в перечень жизненно важных препаратов. На ИХФЗ трудится около 900 сотрудников.
4) Ирбитский хлебозавод
Ирбитский хлебозавод – еще один бренд, известный далеко за пределами города. Хлебное производство появилось в 1939 году. Проблема голода была очень серьезной, на Урал были эвакуированы десятки тысяч сотрудников предприятий, раненых, детей и их всех нужно было обеспечить хлебом. После войны завод получил новое помещение и цеха в которых выпекал более 20 тонн хлебобулочных изделий ежедневно. В середине 70-х вновь начата реконструкция устаревшего производства и норма выпуска выросла в полтора раза. Теперь ирбитский хлеб закрывал потребности в этом продукте во всем районе. Сегодня хлебозавод выпускает десятки сортов хлеба, тортов, пряников, булочек и успешно конкурирует с другими хлебозаводами, продукцию можно купить практически в любом городе области.
5) Ирбитский завод спецтехники
Еще одно промышленное предприятие, сохранившее уникальные компетенции – Ирбитский завод спецтехники. Основанный в начале 1930-х годов как база для сотрудников «Уралмаша», он достаточно быстро превратился в самостоятельное производство по производству, сначала подшипников, а потом автоприцепов и полевых кухонь. За время войны завод выпустил почти 30 тыс. автотракторных прицепов и более 9 тыс. полевых кухонь. На сегодняшний день, завод в Ирбите – единственный, сохранивший производственную и инженерную базу для изготовления полевых кухонь, которые использует министерство обороны, МЧС, МВД и многие другие структуры. Сохранился и профиль по изготовлению различных прицепов, подкатных тележек, и разнличной специализированной техники. Структурно ирбитский завод спецтехники входит в холдинговую компанию «Исеть-фонд».
Фото Екатерины Молодых специально для «УралПолит.Ru», а также с сайтов государственного архива в Ирбите и Wikimapia
© Сергей Табаринцев-Романов
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях