Евгению Куйвашеву предстоит сделать выбор, который сыграет знаковую роль в его карьере. Речь не о заявлении с просьбой идти на досрочные выборы – все куда тривиальнее. У высшего епархиального чина региона есть разговор к губернатору – и нужно быть готовым к этому вопросу.
Евгению Куйвашеву предстоит сделать выбор, который сыграет знаковую роль в его карьере. Речь не о заявлении с просьбой идти на досрочные выборы – все куда тривиальнее. Первая рабочая поездка губернатора в понедельник, 19 января, преподносит сюрпризы: «Ласточка», которая должна курсировать до Нижнего Тагила, вместо этого поедет в Верхотурье. Выбор места объясняется, по одним данным, посещением центра временного размещения беженцев-украинцев, по другим данным, причина визита исключительно духовная, поэтому в последний момент в состав делегации добавляют митрополита Кирилла. У высшего епархиального чина региона есть разговор к губернатору – и Евгению Куйвашеву нужно быть к нему готовым.
(Текст обновлен 19.01.2014 - добавлен комментарий митрополита Кирилла)
Историческая справедливость
«Храм против фонтана» – крупнейший общественный протест в новейшей истории Екатеринбурга. Он стартовал в 2010 году, когда тему восстановления на площади Труда собора поддержал известный своей набожностью губернатор Александр Мишарин. Идея изменения площади Труда принадлежит не экс-главе региона, а политтехнологу Роману Чуйченко, знает источник «УралПолит.Ru» из числа его бывших соратников. Саратовский пиарщик стал советником экс-губернатора Мишарина на заре его карьеры главы региона и предложил мысль людям в окружении митрополита (в тот момент – Викентия), а уже Викентий озвучил ее Мишарину.
Александр Мишарин и митрополит Викентий. Казалось, для строительства храма есть все договоренности
Официально Мишарин сказал, что «в целом не возражает» против строительства, но высокая степень его заинтересованности стала понятна благодаря губернаторской супруге – Инне Андреевой, идеологу Общества во имя Святой великомученицы Екатерины. В тот год она отправилась с журналистами в масштабный тур, который закончился в Египте, где захоронены мощи святой. Столкновение пиар-стратегий закончилось тем, что шесть тысяч человек под руководством депутата гордумы Леонида Волкова провели масштабный митинг за сохранение фонтана на площади Труда. С тех пор именно на ней проходит большинство согласованных и несогласованных акций оппозиционных и провластных организаций.
Главные идеологи и противники давно покинули область. Чуйченко сначала стал министром у себя в Саратовской области, а потом после недолгой карьеры медиаменеджера стал депутатом Госдумы; Мишарин занимается развитием высокоскоростных магистралей; Волков переехал в Люксембург. Только храм святой Екатерины остался яблоком раздора в уральской столице.
Храм 2.0
О храме вспомнили в конце 2013 года, когда патриарх Кирилл благословил строительство собора. «Я встречался год назад, в начале 2014 года, с инициативной группой, православным фондом Дмитрия Салунского. Владыка благословил их заниматься этим вопросом», – рассказал «УралПолит.Ru» председатель екатеринбургского Общества во имя Святой великомученицы Екатерины Василий Андриянов.
В ресурсном центре «Семья Димитрия Солунского» заявили, что с инициативой выступили не они, а молодежный совет при храме на Вознесенской горке. «Это они были инициаторами. Мы там участвовали, мы собирали подписи», – отметила пресс-секретарь центра Марина Ситникова. Но активисты ничего прокомментировать не смогли, им запретила епархия.
Слева направо: митрополит Кирилл, Евгений Куйвашев, патриарх Кирилл, Игорь Холманских. У этой четверки не было поводов проверить отношения
Отличным поводом для торпедирования темы строительства храма стало приближающееся 300-летие Екатеринбурга. Тема поднималась уже как минимум дважды. По данным «УралПолит.Ru», впервые о ней сказали на заседании оргкомитета 10 октября, второй раз – 27 ноября. Там же был составлен перечень из 109 предложений, связанных с подготовкой к празднику, а под номером 31 в нем находится «восстановление Храма св. Екатерины – покровительницы г. Екатеринбурга». Ожидалось, что на совещании будет присутствовать митрополит, но в последний момент стало известно о его командировке, поэтому его заменил игумен Вениамин (Райников).
Стартовые условия восстановления уже известны: ответственным исполнителем за проект предлагается назначить Министерство по управлению госимуществом области, сумма работ – 1,5 миллиарда рублей. Треть суммы должно выделить свердловское правительство, еще по 500 миллионов – администрация города и внебюджетные источники. Стоит отметить, что в 2010 году проект оценивался заметно дешевле – в 340 миллионов рублей. Проектировать храм должны УралНИИпроект и Уральская архитектурная академия, строить – одна из «дочек» УГМК. Почему проект подорожал в четыре раза, в плане не уточняется.
Скрин из плана мероприятий по подготовке празднование 300-летия Екатеринбурга. Храм есть, а соборной мечети, например, нет
«Это, скорее всего предложение от одного из субъектов, и субъектом этим скорее всего является церковь. Пусть на меня не обижаются, но это хотелки. Надо прорабатывать проект, он должен быть привязан к конкретному участку. Сомневаюсь, что город уже выделил землю на площади Труда. Восстановление храма – одно из приоритетных направлений, я не сомневаюсь, но к этому плану надо относиться достаточно спокойно. Это скелет, к которому будет прирастать мясо. Главное – источники финансирования. Они официально на комитете пока не обсуждались», – заявил областной депутат Андрей Альшевских. Один из членов оргкомитета, в прошлом он выступал против восстановления храма.
Агитационные плакаты епархии, 2010 год. Фото из блога Андрея Альшевских
В Екатеринбургской епархии от проекта открестились, полностью «скинув» его на компанию Андрея Козицына. «Инициатором на том оргкомитете была УГМК. Мы явно не просчитывали, сколько это будет стоить, у нас нет таких экспертов, обычно начинаем строить, деньги заканчиваются – останавливаемся. Нам главное начать, поскольку зависим от спонсорской помощи, а она не предсказуема. Целиком мы стройки вообще никогда не просчитываем. Потом только задним числом можем посчитать в итоге», – отметил руководитель отдела по взаимоотношению церкви и общества епархии игумен Вениамин. В УГМК оперативно ответить на запрос «УралПолит.Ru» по поводу храма и его сомнительной оценки не смогли. Но опыт восстановления храмов у Козицына есть.
Спустя три дня после того, как текст был опубликован
Митрополит Кирилл во время поездки в Верхотурье с губернатором Евгением Куйвашевым прокомментировал перспективы строительства храма
«Екатеринбург – не город»
Поддерживать строительство собора церковь, естественно, будет: по мнению представителя епархии, Екатеринбург вообще не может считаться городом без кафедрального собора. «Мы уже язык стерли говорить о том, что у Екатеринбурга нет первого храма, который соименен самому городу. Город без кафедрального собора – вообще не город», – заявил «УралПолит.Ru» отец Вениамин. По его словам, сейчас возведению храма мешает мэрия, которая была против еще в 2010 году. «Мэрия тихо мешает. Она может иметь свое мнение. Их мнение – это мнение на уровне какой-то неаргументированной позиции. Они могут приводить аргумент «надо подумать, надо взвесить, надо народ спросить», – отметил игумен епархии.
Никаких проблем не видит и Василий Андриянов, строительство можно начинать после одной бумажки: «Там и фундамент сохранился, по закону о реституции митрополия может претендовать на землю и строение, я с юристами разговаривал. Если признается памятником краевого значения – а это же был основной храм горной промышленности – достаточно одного постановления и можно восстанавливать храм».
Андрей Козицын умеет договориться с любым губернатором. На фото - с Александром Мишариным и его супругой Инной Андреевой
В администрации города подробно ситуацию решили не комментировать, но даже по сухому ответу можно судить, что позиция города с 2010 года не изменилась – они как были против собора, так и остались. «Бюджетных средств на строительство храмов не выделяется, поэтому и комментировать нечего. Попробуйте обратиться в РПЦ», – заявил пресс-секретарь мэрии Денис Сухоруков. В департаменте архитектуры администрации «УралПолит.Ru» заявили, что официально никаких документов о храме у них пока нет.
Последовательным противником строительства собора действительно является Владимир Тунгусов, знает высокопоставленный сотрудник мэрии Екатеринбурга. Причем протест не идеологический, а скорее личный – как у человека, которому не хочется изменения важного места из прошлого.
Новый раскол?
В 2010 году пиком конфликта стал городской сход в центре города, но точку в вопросе поставили общественные слушания. Градостроительный совет тогда заявил, что храм не восстановит исторический облик города, потому что будет окружен памятниками конструктивизма, а сам собор будет лишь новоделом. Эту позицию скрепя сердце принял и Мишарин, который поручил мэру Аркадию Чернецкому организовать общественные слушания.
На сегодняшний день с учетом мнения населения ситуация обстоит неоднозначно. Официально этим никто не занимается, раньше подписи собирали молодежные активисты, но потом епархия запретила им комментировать эту информацию, рассказывает член приходского собрания, один их активистов инициативной группы. В епархии к опросам относятся пренебрежительно.
«Мы проводили опросы, вообще проводит их кто хочет, мнения бывают разные. Кто проводит, такие и результаты. Если собирать мнения только тех, кто против, то так и получится. А если посмотреть правде в глаза и перестать скидывать нежелания решения проблемы на какой-то народ, мы сами можем воздействовать на общественное сознание. Если описывать ситуацию в черных красках, что нечем будет дышать, гулять негде, этот «уникальный» фонтан снесут, можно же человека убедить, что эта уродливая фигура в виде каменного цветка – это что-то уникальное. Я сам из Санкт-Петербурга, я этих красот екатеринбургских вообще не понимаю. Каменный цветок – это уродство дикое, я не понимаю, почему они за него сражаются. Есть на белом свете вещи покрасивее, закажите, сделают вам хороший фонтан», – заявил «УралПолит.Ru» в Екатеринбурге отец Вениамин.
Говорить о поддержке идеи на каком-либо уровне, кроме епархиального, рано. В марте 2014 года мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, который в 2010 году однозначно выступал за постройку храма, немного изменил свою позицию (что логично, учитывая его управляемость Владимиром Тунгусовым). Он по-прежнему считает, что собор надо восстановить, но вписать его на площади будет сложно, более того, ничего нельзя строить, не проведя референдум. Но и к такому способу православные активисты относятся с подозрением. «Считаю, что то, что сейчас все проводят через референдум – лукавая ситуация. Ловушка, вряд ли они смогут привести 50 % горожан на участки. Я не верю, что там все будет честно. Закончат тем, что народ против», – считает Василий Андриянов.
Член оргкомитета Андрей Альшевских также не исключает, что вместо площади Труда будет предложена альтернативная площадка. Игумен Вениамин считает, что это будет лишь «жалкая китайская подделка».
Одной из стратегических ошибок екатеринбургской епархии сторонники строительства храма называют именно публичность принятия решений. В качестве примера приводят Омск, где восстановление храма прошло по решению губернатора, заняло три года и обошлось без народных протестов. Без проблем и протестов было принято решение о восстановлении кафедрального собора в Санкт-Петербурге к 300-летию города, и в Ярославле – к тысячелетию. Оним из вопросов в рамках поездки в Верхотурье может стать как раз восстановление храма Св. Екатерины в Екатеринбурге, утверждает собеседник агентства. Со второй попытки построить собор в Екатеринбурге без шума точно не получится – но чем быстрее представители элит дадут свой ответ, тем меньше шансов на обострение ситуации, когда на улицы выйдут люди. Готовность общества к протестным выступлениям увеличилась, и в случае чего город ждут не только многотысячные митинги «против», но и столь же массовые митинги «за», утверждает близкий РПЦ источник. Протесты на площадях – пожалуй, единственное, чего на самом деле боятся власти.
При Александре Мишарине Свердловская область прославилась этим мероприятием: возможно, первое в истории заседание в храме. Фото Алексея Соховича-Канаровского
Евгений Куйвашев встречался с патриархом Кириллом, но речи о восстановлении храма на площади Труда тогда не шло
Ольга Балюк, Алексей Вахрушев
© Ольга Балюк
Вы можете поделиться новостью в соцсетях