«Свердловскавтодор» продали в три раза дешевле его стоимости

Топ-менеджер: «Мы ждали весь год»

О том, что происходило с предприятием и как руководство планирует выводить его из кризиса – в материале «УралПолит.Ru».
Фото Евгения Поторочина

В Москве состоялись торги по продаже портфеля акций ОАО «Свердловскавтодор» – скандальное предприятие все-таки нашло своего покупателя. Это уже не первый аукцион – за несколько сорванных торгов компания потеряла в цене 1,650 миллиарда рублей. Возможными покупателями активов неофициальные источники называли сначала «Новосибирскавтодор», затем УГМК, но эта информация не подтвердилась. При этом глава САД Павел Дьяконов уверен, что нормальной работе предприятия мешают все: от московского совета директоров до мэров городов. О том, что происходило с предприятием и как руководство планирует выводить его из кризиса – в материале «УралПолит.Ru».

«У меня было желание остановить предприятие»

Аукцион по продаже скандально известного уральского предприятия «Свердловскавтодор» наконец состоялся. Покупателем стало акционерное общество «Гарант», сообщили «УралПолит.Ru» в пресс-службе Российского аукционного дома. Согласно базе данных СПАРК, одно из предприятий с таким названием зарегистрировано в Верхней Пышме, главой его является Вячеслав Краснов. Согласно опубликованным в Сети документам, он входит в совет директоров как минимум одного актива УГМК – Сухоложского завода Вторцветмет,  в прошлые годы входил в Счетную комиссию компании. Цена вопроса – 800,5 млн (один шаг на повышение) рублей. Примечательно, в начале года, в течение которого Росимущество пыталось продать «Свердловскавтодор», стоимость предприятия составляла 2,5 млрд рублей.

ОАО «Свердловскавтодор» (в прошлом ФГУП), который принадлежит федеральному Росимуществу, попал в программу приватизации в 2015 году. Несколько раз убыточное предприятие безуспешно пытались продать частным компаниям, так как свердловское правительство заявило, что у него нет денег и оно готово лишь принять САД «безвозмездно». Губернатор Евгений Куйвашев даже писал в Минтранс РФ с просьбой передать компанию из федеральной собственности в областную, но его, судя по всему, не услышали.

В апреле 2015 года на предприятии сменился гендиректор – вместо тюменца Дмитрия Рыбина пришел москвич Павел Дьяконов. Никакой информации о нем не было почти год, встретить главу САД удалось лишь накануне в Реже, где он оказался в числе приглашенных на выездное заседание правительства. Как рассказал «УралПолит.Ru» сам Дьяконов, за год его работы компании удалось закончить два федеральных объекта и «чуть-чуть переломить ситуацию», хотя когда он только пришел, положение было плачевным.

«Тогда, в апреле, я собирал центральный аппарат компании, и, если честно, у меня было желание остановить предприятие. Я хочу сказать, что 90 % сидящих в кабинете на совещании подняли руки за», – заявил Дьяконов.

В течение года аукционы то и дело переносили по причине того, что желающих приобрести предприятие не было. Глава САД главным претендентом на покупку считал «Новосибирскавтодор», но в итоге он в сделке решил не участвовать, вероятно, из-за экономических показателей продаваемой компании. Согласно представленной в сопроводительных документах бухгалтерской отчетности, чистый убыток «Свердловскавтодора» за 2014 год составил 246 миллионов рублей, и он накапливается. По словам Дьяконова, последний раз компания выходила на прибыль в 2004 году.

Накануне глава САД Павел Дьяконов в разговоре с журналистами сообщил, что предприятием интересовались структуры УГМК. Сегодня начальник управления по связям с общественность медной компании Виктор Белимов заявил «УралПолит.Ru», что не может на данный момент «подтвердить или опровергнуть эту информацию».

В «Свердловскавтодоре» «УралПолит.Ru» сказали, что пока не получали официальную информацию о результатах торгов. Согласно 

«Мы ждали приватизации весь год»

Топ-менеджер «Свердловскавтодора» утверждает, что успел разочароваться в надеждах на продажу компании, в ее бизнес-модели, в московском совете директоров и решил, что нужно действовать самостоятельно. «Весь год мы ждали [продажи], с этого года я решил: зачем ждать? Мы активно выдвигали многие предложения совету директоров. Другой вопрос, что они не хотят принимать на себя большую ответственность, в компании такого плана достаточно проблем, никто не хочет быть ответственным, к сожалению. А многие вопросы завязаны именно на одобрении совета директоров», – отметил глава САД.

По его словам, «Свердловскавтодору» необходима масштабная модернизация и реструктуризация, которая возможна, только если придет потенциальный частный покупатель.

Сейчас, согласно конкурсной документации, на балансе предприятия числится 462 здания (общая площадь 202,5 тыс. кв метров), 139 земельных участков (3 млн 258 кв метров), 266 сооружений и 55 объектов незавершенного строительства. Администрация предприятия утверждает, что на содержание этого имущества ежегодно тратится порядка 300 млн рублей, однако реализовать его невозможно из-за позиции собственника – Росимущества. Дьяконов уверен, что из компании нужно сделать холдинг, где отдельно будет выделено строительство дорог, отдельно – их содержание, отдельно будет работать имущественный комплекс, который сейчас предприятие не может даже сдать в аренду больше чем на год. «Это все происходит через совет директоров, который назначается Росимуществом, которое вообще не понимает, что мы делаем. У нас очень большие проблемы из-за совета директоров, который не одобрил нам пролонгацию кредита в 1,1 миллиарда. Там вопрос в том, что мы должны его реструктуризировать, не увеличивая. Мы все платим. Я пришел, меня на второй день прокуратура оштрафовала», – рассказал глава предприятия.

Сегодняшняя схема – 14 муниципальных ДРСУ – неэффективна, по мнению главы, некоторые из них нужно объединить, некоторые вывести. К слову, упразднением неэффективных участков в САД уже занялись, например, распустили Режевское отделение. Сейчас от него осталась только база, людей уволили, а технику перевели в Алапаевск. Накануне жители города нажаловались на это председателю правительства области Денису Паслеру, и он настоятельно порекомендовал Дьяконову вернуть людей на участок. Контракты Паслер «Свердловскавтодору» пообещал – в этом году только Режу выделят 60 миллионов на ремонт дорог, конкурсы будут объявлены в конце этого месяца.

«Какой смысл с нами ссориться, если мы можем работать»

Кроме московского совета директоров предприятие постоянно находится в конфронтации с муниципалитетами и кредиторами. Каждая сторона пытается отстоять ту позицию, которая ей выгодна. Например, местные власти, по словам Дьяконова, делят зиму на две части: до и после Нового года. До Нового года, когда надо закрывать бюджеты, они охотно выплачивают деньги за содержание дорог, зато после «компания неожиданно стала плохо работать» и из-за невыплат муниципалитетов потеряла 200 миллионов только за первый квартал.

Кредиторы же постоянно подают на «Свердловскавтодор» иски о банкротстве. Последним прецедентом стал иск ООО «Меганефть», которая требовала обанкротить САД из-за долга в 16 миллионов рублей. Через три дня после этого «Свердловскавтодор» выплатил деньги, и такие ситуации в компании постоянны. «Иски же планируемые. Мы знаем, когда они будут отсужены, то есть не может человек взять и подать сразу. Мы же большие клиенты с точки зрения потребления, инертно мы покупаем ресурсы на выполнение объемов, на выполнение заказа. Какой смысл с нами ссориться, если мы можем работать? Другой вопрос, что мы не вовремя это делаем, это да», – отметил Павел Дьяконов.

Несмотря на все эти препятствия, компания за год вдвое сократила кредиторскую задолженность (с 800 миллионов), долговую нагрузку (с 1,3 миллиарда до 1,05 миллиарда). Основным заказом и ресурсом для работы предприятия на сегодняшний день является строительство дороги Карпинск – Катлым стоимостью 1,9 миллиарда рублей. Правда, изначально компания должна была получить эти деньги до 2018 года, а после допсоглашения – до 2024 года.

Ольга Балюк

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Новости партнеров

Загрузка...
Погода, Новости, загрузка...