«Мы даем людям заразиться, а потом лечим – это профилактика второй свежести»

Почему российская стратегия борьбы с ВИЧ больше не эффективна

Более 800 тысяч человек на сегодняшний день в России состоят на учете в СПИД-центрах с диагнозом «ВИЧ+». Эпидемия в Свердловской области в последние недели стала одной из основных тем в новостной повестке. Специалисты настаивают: ВИЧ – это не приговор: если получать специальную терапию, которая предоставляется бесплатно, заразившийся вирусом может прожить долгую и полноценную жизнь. Но часто пациенты отказываются принимать лекарства, потому что боятся, отрицают болезнь или чувствуют себя плохо. Параллельно государство старается остановить распространение вируса, но стратегия, по мнению главы СПИД-центра, уже давно неэффективна. Об альтернативных способах борьбы с эпидемией и о том, почему опасны ВИЧ-диссиденты – в материале «УралПолит.Ru».

В Екатеринбурге состоялось большое совещание о мерах предупреждения ВИЧ и борьбы с эпидемией на Урале (мы будем придерживаться этого термина, так как его подтвердил руководитель федерального СПИЦ-центра, академик Вадим Покровский). На мероприятие приехали врачи из всех регионов УрФО, а главным гостем стала глава Роспотребнадзора Анна Попова.

На сегодня в России ВИЧ-положительный статус имеют около 800 тысяч человек. По словам Поповой, за 10 месяцев 2016 года на наличие инфекции в стране обследовано 24,6 миллиона человек, на Урале – 2,4 миллиона. Принятая на государственном уровне стратегия борьбы с ВИЧ «Тестируй и лечи» заключается в том, чтобы выявить инфекцию у как можно большего числа людей и убедить инфицированных согласиться на терапию. Кроме того, государство старается привить обществу толерантность – убедить, что ВИЧ-положительные люди не опасны в быту и что это уже давно не асоциальная болезнь.

На выявление заболевания тратят огромные средства (в 2016 году на бесплатное тестирование выделили дополнительно 3,2 миллиарда рублей).

Но, как заявила глава Роспотребнадзора, деньги не всегда используются рационально. «Государство выделяет большие деньги, и тестируется до 30 % населения. Но надо обратить внимание на тех, кого мы тестируем. На группы риска приходится очень малое количество тестов, хотя там – основная часть случаев заражения. Мы не можем прийти на помощь к тем, кто на самом деле в этом нуждается», – заявила Анна Попова.

В 2017 году, по ее словам, основной задачей станет тестирование на ВИЧ именно в группах риска: среди людей, употребляющих наркотики, получивших переливание крови, имевших венерические заболевания и некоторых других. А Минздрав решил не включать тестирование на ВИЧ в программу диспансеризации.

По мнению главы федерального СПИЦ-центра Вадима Покровского, стратегия «Тестируй и лечи» не достаточно эффективна для достижения результата. Сейчас примерно половина случаев заражения приходится на наркозависимых, примерно столько же – на незащищенные половые контакты. В мире, по словам академика, распространена практика пропаганды презервативов, а также раздача бесплатных стерильных шприцов для наркоманов.

В России ни та, ни другая профилактики ВИЧ невозможны из-за консервативности общества. По мнению чиновников, раздавать шприцы нельзя, так как это поддержка наркомании. Против пропаганды любых средств контрацепции традиционно выступает Русская православная церковь, которая считает, что единственный способ предохранения – отсутствие секса.

Слайд из презентации Вадима Покровского

«Мы даем людям заразиться, а уже потом лечим, – это профилактика второй свежести», – сетует Покровский. По мнению ученого, ради профилактики ВИЧ можно пересмотреть свои принципы, как сделал, например, бывший губернатор штата Индиана (и будущий вице-президент США) Майк Пенс, который, несмотря на крайне консервативные взгляды, после изучения проблемы разрешил выдавать в своем штате шприцы для наркоманов.

Еще одна проблема – вовлеченность людей в терапию. Антиретровирусная терапия (АРТ) – это комплекс лекарств, которые позволяют ВИЧ-положительному жить полной жизнью долгие годы без вирусной нагрузки, не заразить своего партнера и родить здорового ребенка. Но необходимо ежедневно всю жизнь принимать 10–12 таблеток, которые являются токсичными и могут вызвать различные побочные эффекты. На консультации врача можно поменять схему приема препаратов. АРТ назначают, когда количество клеток CD4 становится меньше 350 (у здорового человека их больше 600). Но часто человек даже при высокой вирусной нагрузке чувствует себя хорошо, поэтому возникающие побочные эффекты от терапии воспринимает как вред своему организму. Здесь возникает почва для ВИЧ-диссидентства.

ВИЧ-диссиденты (так они себя сами называют) – люди, отрицающие существование вируса и пропагандирующие полный отказ от терапии, которая, по их мнению, «убивает».

Если пациенту становится плохо, диссиденты утверждают, что надо просто вести здоровый образ жизни и лечить «настоящие болезни» (например, распространенный среди ВИЧ-положительных граждан туберкулез), но ни в коем случае не принимать препараты АРТ. Как рассказал «УралПолит.Ru» Вадим Покровский, ВИЧ-диссиденты действительно приносят большой вред для усиления вовлеченности пациентов в лечение. Бороться с этим можно только с помощью информирования людей о том, что такое вирус иммунодефицита человека, как он распространяется, как действует терапия и почему она необходима. Вводить ответственность за отрицание ВИЧ ученый не считает возможным, потому что «нельзя наказывать людей за их убеждения».

По словам Покровского, около 10–20 % пациентов в год бросают терапию. Сейчас в России ее принимает 261,5 тысячи человек – чуть больше 40 % всех ВИЧ-положительных, известных СПИД-центру. Резкий отказ от АРТ грозит тем, что вирус приспособится к терапии и после возобновления приема уже не будет ее воспринимать, а вирусная нагрузка увеличится, и, как следствие, ухудшится состояние здоровья. Стоит отметить, что бывают исключения. В группах ВИЧ-диссидентов в соцсетях всегда можно найти истории о том, как люди по 10–15 лет живут с вирусом без приема терапии, но, как утверждают врачи, это единичные случаи, исключения из правил, которые сбивают столку и так напуганных пациентов.

Еще один надежный и не используемый способ борьбы с ВИЧ, по словам Покровского, – раздача терапии всем. Ко «всем» относятся не только люди с выявленным вирусом, но и наркоманы, проститутки и гомосексуалисты. Практика бесплатной терапии для гомосексуалистов есть во Франции. Сейчас споры сторонников и противников этого подхода идут в Великобритании, где программа профилактического приема АРТ была оценена в 4 миллиарда фунтов. Естественно, в России сейчас платить за такую профилактику некому.

Кроме того, для качественного лечения и вовлечения в него не хватает специалистов. Вадим Покровский заявил, что нужно еще около 3000 врачей-инфекционистов и тысячи других медицинских работников. Сейчас, рассказал ученые, один медик в день может принимать до 50 пациентов. В Европе с одним человеком работает до пяти специалистов, включая психолога, который помогает принять болезнь и не отказываться от лечения.

Большая часть из этих мер не вписывается в стратегию борьбы с вирусом, принятую в России на федеральном уровне, и вряд ли впишется в нее в ближайшие годы. Но то, что сегодня может сделать каждый житель для профилактики распространения болезни – пройти тест и узнать свой ВИЧ-статус. Особенно это касается тех, у кого есть пирсинг или тату, хоть раз были незащищенные половые связи, венерические заболевания, кто хоть раз принимал внутривенные наркотики или кому делали переливание крови. Как говорят в СПИД-центре – остановить эпидемию можно, начав с себя.

Адреса экспресс-пунктов, где в Свердловской области можно анонимно, бесплатно и всего за 20 минут узнать свой ВИЧ-статус, находятся на официальном сайте СПИД-центра.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Компании:

Версия для печати:

Новости партнеров