Детали реализации СШХ обсудили в Совете Федерации. Подробности – в материале «УралПолит.Ru»
Несмотря на критическую нехватку финансирования и жесткие природные условия, одним из крупнейших российских инфраструктурных проектов будет реализован в ближайшем восемь лет. Северный широтный ход нашел инвесторов, и на федеральном уровне проект считается стратегическим и крайне важным для развития страны. Детали реализации СШХ обсудили в Совете Федерации. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации прошел под руководством Вячеслава Штырова. Основной темой заседания стала реализация транспортного проекта «Северный широтный ход». Это крупнейший инфраструктурный проект, который должен быть реализован всего за 7–8 лет.
Как сообщил участникам заседания заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, проект «Северный широтный ход» включен в федеральную транспортную стратегию и в программу развития железнодорожного транспорта. По словам Цыденова, «проект является стратегическим и важным по многим параметрам». «Он дает выход к новой грузовой базе нефтеналивным грузам Ямала, дает другую развязку Трансибу и другим ходам», – отметил чиновник.
В настоящее время уже идет проработка проекта по строительству ветки Бованенково – Сабетта.
Вице-губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов, в свою очередь, заметил, что строительство Северного широтного хода, помимо очевидных плюсов в создании удобной логистики, имеет и другие положительные черты. Во-первых, это создание новых рабочих мест. Во-вторых, вовлечение в строительство ветки и других уральских регионов. Проект важен, считает Артюхов, как для Ямала, так и для Арктической зоны и для страны в целом.
Понимают необходимость реализации проекта и в федеральном центре. Алексей Цыденов подчеркнул, что затягивать дальше с реализацией СШХ нельзя, и сегодня прорабатываются конкретные детали. Решено, что проект будет осуществляться на концессионной основе. В нем примут участие несколько крупных компаний, и сейчас необходимо решить, какой будет схема взаимодействия между собой участников концессии.
Основным концессионером станет дочерняя компания РЖД, созданная конкретно под ямальский проект. Такое решение принято в связи с тем, что Северный широтный ход – это 800 км железных дорог со всей необходимой инфраструктурой, стоимость проекта оценивается в 236 млрд рублей – таким проектом должна заниматься обособленная структура.
Формирование бюджета будет происходить из нескольких источников. Государственные средства будут направлены на условиях софинансирования на оплату работ по строительству моста через Обь. В РЖД утверждают, что для компании предложенная модель идеальна: затраты окупятся в течение нескольких лет, так как потребность в железнодорожных грузоперевозках на этой территории у нефтегазодобытчиков очень высока.
ЯНАО уже вложил крупную сумму в реализацию некоторых элементов СШХ, в частности, был построен мост через Надым, частично регион будет финансировать и мост через Обь. По словам вице-губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова, вопрос об участии Ямала в концессии пока находится в стадии обсуждения.
Участие «Газпрома» в проекте будет не таким существенным, как РЖД. На долю этой компании приходится только 5–6 % – это одна железнодорожная ветка, принадлежащая «Газпрому».
У одного из основных участников проекта – Российских железных дорог – уже сделаны все расчеты: к 2025 году загрузка компании будет полностью обеспечена. По оценкам специалистов, суммарная доля Северного широтного хода оценивается в 24 млн тонн грузов. И в перспективе она не уменьшатся, так как на Севере округа будут разрабатываться крупнейшие месторождения углеводородов.
Российские железные дороги предусматривают в рамках проекта строительство новых и реконструкцию существующих путей. Первая часть – развитие подхода к станции Обская (будут построены разъезды, вторые пути, выполнена реконструкция ряда станций). Вторая – развитие станции Пангоды и участка от Пангоды до Нового Уренгоя и Карачаево (здесь предполагается создание дополнительной инфраструктуры. Третья часть – строительство участка Газпрома – Надым-Пангода. И четвертая – участок дороги от Салехарда до Надыма.
По мнению присутствовавшего на заседании гендиректора Института экономики и развития транспорта Федора Пехтерева, реализация инфраструктурного проекта позволит превратить «тупиковый с транспортной точки зрения регион в транзитный».
Эксперты также полагают, что создание Северного широтного хода позволит создать транспортные коридоры и придать новый импульс развитию существующих портов – Архангельска и Мурманска, новые портовые мощности будут созданы на Ямале, а порт Сабетта станет универсальным портом. Таким образом, транспортная обеспеченность Ямало-Ненецкого АО будет полностью решена.
Подводя итог обсуждению, глава Совета по делам Арктики и Антарктики Вячеслав Штыров заметил, что проект Северного широтного пути должен рассматриваться «в совокупности с транспортной системой РФ». «Строительство уже сказывается на Свердловской железной дороге, разгружая ее, – отметил Штыров. – Мы должны посмотреть на нее с точки зрения самой Арктики и Ямала, строительства дороги Бованенково на Сабетту. Надо срочно задействовать другие порты на Западе, прежде всего, Мурманск и Архангельск, дорога должна быть связана с Белкомуром, чтобы дорога уходила на Мурманск. Все должно быть взаимосвязано».
Штыров также добавил, что уже сейчас нужно смотреть еще дальше: какое развитие может получить Северный широтный ход в будущем. «Нужно проработать увязку грузопотоков дальше. Если построим Северный широтный ход, дальше мы должны будем лоббировать его продолжение до Якутска, Магадана и Петропавловска-Камчатского», – резюмировал глава Арктического совета.
Напомним, проект «Северный широтный ход» соединит Северную и Свердловскую железные дороги по маршруту Обская – Салехард – Надым – Коротчаево, свяжет западную и восточную части округа, а также обеспечит транспортную доступность на Ямале и подходы к порту Сабетта. Реализация проекта «Северный широтных ход» и развитие порта Сабетта позволит создать в России крупнейший мировой логистический центр и открыть Северный морской путь, что позволит выйти на промышленные рынки Урала и Сибири.
Можно отметить, что прошедшее совещание, в случае реализации озвученных на ней моментов, станет важным событием в реализации важнейшего для Ямала и УрФО инфраструктурного проекта. Более 10 лет строительство этой железнодорожной ветки анонсировалось, планировалось, переформатировалось, останавливалось из-за нехватки средств. Формирование консолидированного бюджета из разных источников позволит более устойчиво и ритмично вкладывать деньги, контролировать их расходование и строительство объектов, что в конечном счете создаст мощную точку роста в арктической зоне Урала.
Екатерина Лазарева
© Редакция «УралПолит.Ru»
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях