Антироссийские санкции серьезно отразились на российской экономике в целом, и уральской в частности. Бизнес и промышленность столкнулась с давлением, но получила уникальные возможности: внешнеполитическая ситуация полностью перекроила рынки сбыта, а ушедшие или временно приостановившие свою деятельность западные компании уступили свои ниши другим игрокам. УралПолит.Ru запустил спецпроект об уральских бизнесменах «Ветер перемен?», которые видят в происходящем возможности для роста и развития – о тех, кто не боится рисковать, готов к трансформации и новым перспективам. О девушке из Кургана, которая вдохновилась своей дипломной работой и начала развивать бизнес по созданию экологичной бытовой химии в Екатеринбурге – в материале УралПолит.Ru.
Бренд с позицией
Кооператив «Дом Солнце» – это небольшой бренд, который производит экологичную бытовую химию: шампуни, дезодоранты, средства для лица и тела. Но так было не сразу. Пусть к делу жизни у курганчанки Елизаветы Широносовой начался на четвертом курсе архитектурного университета в Екатеринбурге, когда она писала дипломную работу про переработку органики и пластика в домашних условиях.
Тема экологии давно вдохновляла девушку, и к тому времени она уже не плохо разбиралась в этом, активно вела блог. Елизавета хорошо была знакома с ассортиментом товаров для экологичного образа жизни, но ей не нравилось, что, допустим, многоразовые мешочки для продуктов питания все однообразные и скучные. Ей захотелось создать что-то свое – яркое, красивое и интересное.
Елизавета взяла швейную машинку у мамы и стала сама создавать мешочки. Опыта в шитье у нее не было никакого, но выкройка была несложной, поэтому проблем особых не возникало. Постепенно она стала их продавать. Со временем в ассортименте появились многоразовые бахилы и диски для лица.
Спустя время она познакомилась с девушкой Ульяной и та открыла для нее мир подкастов. Они скооперировались и стали вести совместный проект по популяризации экологичного образа жизни, параллельно налаживая продажи своих товаров. Так появился кооператив.
«Глобально, мы не хотели быть просто каким-то магазином. Мы хотели быть пространством. Мы не думали о большой производственной части изначально, но сразу хотелось заложить что-то уютное и теплое», – рассказала Лиза.
Название проекта тоже пришло не сразу. Тогда был «бум» разных экологичных проектов и все они начинались со слова «эко». Девушки хотели максимально от него отойти. Лизе пришла в голову идея с домом, потом появилось солнце.
«Есть еще фильм Гарика Сукачева «Дом Солнца», он меня очень вдохновляет. Я смотрю его в разные периоды жизни, каждый раз нахожу что-то новое, переосмысляю его», – поделилась основательница.
Через год девушки решили расширить торговую линейку и познакомились с Марией, которая стала их технологом. Она отвечает за создание косметических товаров, разрабатывает рецептуру шампуней, масел и прочих продуктов. Все товары сделаны с заботой об экологии.
«Мы делаем веганские тесты. Сертификацию мы делаем только на бактериях, не тестируем ничего на животных», – рассказала основательница Лиза.
Среди ключевых принципов бренда – хорошее отношение к людям. Даже в команде между девушками взаимоотношения, как у сестер. У них нет начальников и подчиненных, все общаются, как подруги. Сейчас в команде работает пять человек.
Главное – желание
Свое производство девушки развивали постепенно. Елизавета признается, что она не сторонник того, что на начале надо вкладывать большие деньги в производство. Начать заниматься интересным для себя делом можно и без оборудования за 1,5 миллиона. Главное – желание.
Когда они нашли своего технолога Машу, то решили сначала протестировать, насколько их косметика будет интересна людям. Они делали маленькие партии по 50 штук каждого товара. Все делалось в ручную.
Этот принцип девушки сохраняют и сейчас. Вся их косметика производится почти полностью в ручную, каких-то специализированных промышленных аппаратов у них нет. В производстве им хватает несложного технического оборудования вроде плит, блендеров, миксеров. Из специализированных товаров девушки используют алькитару. Это медный сосуд-дистиллятор для производства эфирных масел, с его помощью создают гидролаты – это вода из растений со всеми их полезными свойствами.
Фасовка и упаковка товаров также происходит в ручную. Сейчас «Дом Солнце» рассматривают покупку фасовочного оборудования для скрабов, баттеров и других пастобразных продуктов. Также в планах закупить аппарат для наклеивания этикетов. Сколько на это уйдет средств, пока не известно. Девушки посетовали, что на всех сайтах, где продают эту технику, цены не указаны и приходится запрашивать прайс, долго беседовать с их менеджерами. Впереди их ожидает консультация по поводу необходимого товара, его мощности и только потом они смогут узнать стоимость.
Девушки говорят, что им сложно подсчитать, сколько денег было вложено в их бренд. Все, что они зарабатывали, шло в бизнес – на новое оборудование, на расширение линейки товаров. На запуски товаров они копили. Пока что это дело не приносит стабильно какие-то определенные суммы. За зарплату у них работают только два человека, остальные, в том числе и основательницы, официально работают в других местах. Производство располагается в арендованном помещении. На его ремонт девушки затратили около 60 тысяч.
«Первое время, когда мы начинали работать, у нас не было опыта и мы делали много ошибок, в том числе и в себестоимости. Некоторые продукты у нас вообще уходили в минус. Мы кучу таких ошибок наделали. Сейчас, конечно, это уже скорректировано. На ошибках учатся», – говорит Лиза.
Сейчас в ассортименте бренда есть твердые шампуни и бальзамы для волос, мыло ручной работы с нежной пенкой, вместо геля для душа, гидролаты для лица и безопасная бытовая химия. Твердый шампунь у них – самый ходовой товар. В месяц они могут изготовить от 3 до 6 тысяч штук. Также большим спросом пользуются товары из ухода за волосами, баттеры для тела. Из бытовой химии часто покупают чистящий порошок.
Санкциями по голове
Елизавета рассказывает, что планы по расширению производства у бренда были, но сначала этому помешала пандемия, теперь – санкции. Большая часть сырья для их продукции –импортная. Все, что пенится, мылится, добавляется в крема, в России не производится. Поэтому у них были опасения за поставки, но девушки признаются, что с сырьем нет никаких проблем, все есть и провозят. Только оно стало дороже в разы. Несмотря на то, что доллар «упал», цены на сырье никто из поставщиков не опускает.
Из-за этого стоимость конечного товара выросла у бренда на 15-20%. Они признаются, что не хотели путать людей высокими ценами на экологичную косметику, потому что от шока люди могут вернуться к более дешевым, но менее полезным товарам, забыть про экологию, устойчивое развитие и все, о чем девушки столько лет рассказывали.
«Была пару раз критика за то, что у нас высокие цены. При этом у нас ценник был ниже рынка на тот момент. 50 гр. мыла - 150р, у конкурентов — 250-280р. Нам человек писал про стоимость на угольное мыло и «посчитал, сколько мы зарабатываем». Привел в комментариях стоимость мешка угля, все поделил. Молодец конечно, но он забыл посчитать все другие компоненты, кроме угля, зарплаты людей, налоги, аренду, транспортные и маркетинговые затраты и прочее», – вспоминает основательница.
Сейчас у «Дома Солнце» ощутимо упал объем заказов. Они перестали сотрудничать с одной из крупных торговых сетей Екатеринбурга. Кроме этого, раньше одной из площадок продаж была социальная сеть, которую заблокировали в России.
Свято место пусто не бывает
Девушки не унывают и ищут выходы из сложившейся ситуации. Они стали продаваться на маркетплейсах. Пока что товары бренда есть на «Озон» и «Яндекс.Маркет». Планируют выйти и на Wildberries, но Лиза признается, что пока что им этим некогда заниматься. Торговля на маркетплейсах помогла перекрыть удар от потери соцсетей. Кроме этого, заказы продолжают поступать и с сайта.
Недавно «Дом Солнце» получил предложение от торговых сетей «Золотое яблоко», «Л’этуаль» и «Золушка». Сейчас они сотрудничают в тестовом режиме, чтобы проверить, как отзывается аудитория.
«Не хочется рассредотачиваться на большое количество площадок, потому что у нас небольшое количество людей, которое работает. А набирать новых сотрудников не хочется – не понятно, что будет дальше», – говорит Лиза.
Расширять линейку товаров пока не планируют. Пока что покупателям хватает того, что есть у бренда. На ближайшее время девушки ставят себе цели улучшать качество продуктов и тары, снимать больше контента для оставшихся соцсетей и улучшать условия труда для сотрудниц. Они настроены оптимистично.
«Свято место пусто не бывает. Развиваться можно всегда и везде при желании. Где-то кризис играет на руку, где-то это выбивает из колеи. Надо брать себя в руки, искать баланс», – говорит Елизавета.
© Анна Митчина
Читайте еще материалы по этой теме:
-
Ветер перемен? Как Свердловская киностудия берет новый курс на фоне ухода голливудских кинокомпаний
-
Ветер перемен? Как дизайнер из Екатеринбурга прошла путь от стилиста до создания куртки для Путина
-
Ветер перемен? Как екатеринбуржец, начинавший с «сувенирки» на чужом станке, создал компанию по производству элитной мебели
-
Ветер перемен? Как арамильские кожевенники планируют создать свою сеть магазинов и покорить ОАЭ
Вы можете поделиться новостью в соцсетях