О прозрачности выборных кампаний речи пока не идет
Ровно два месяца остается до единого дня голосования: 18 сентября 2016 года россиянам предстоит выбрать депутатов Госдумы нового созыва и депутатов региональных парламентов. Кроме того, в некоторых субъектах пройдут губернаторские выборы, однако судьбоносными они, похоже, не станут. Казалось бы: отгремели съезды, заверены кандидатские списки – самое время приступить к рутинной работе на благо партий – участниц выборов. Ничуть не бывало: вместо прозрачной агитации сотрудники штабов партии власти прячут головы в песок.
Это убедительно показал телефонный обзвон силами редакций «УралПолит.Ru» и РИА «ФедералПресс». В некоторых случаях, как, например, в Свердловской области, участие «Единой России» в предвыборной гонке сопровождается малопонятными (на самом деле вполне объяснимыми – прим. ред.) манипуляциями. Только на этот раз не с кандидатами – участниками областных праймериз, победители которых, как известно, не дошли до участия в выборах исключительно по «собственной» воле. В эпицентре кулуарных рокировок оказался свердловский премьер Денис Паслер, которого называли руководителем регионального штаба.
Как оказалось, с некоторых пор Денис Владимирович больше не несет на себе это тяжкое бремя. Вообще, ситуация в общеобластном предвыборном штабе ЕР в Свердловской области малопонятна. Изначально Денис Паслер курировал ход внутрипартийных праймериз. Но, по словам источника, вскоре после предварительного голосования с подачи нового главы администрации губернатора Свердловской области Владимира Тунгусова (бывший замглавы администрации Екатеринбурга – прим. ред.) управление штабом передано непосредственно главе региона Евгению Куйвашеву.
Эта рокировка обернулась тем, что свердловское правительство теперь не имеют никакого отношения к подготовке к выборам. Все ключевые решения, а также графики и расписания работы (и встреч) штаба верстают в обновленной губернаторской администрации. Одну из ключевых ролей в этой работе играет замглавы администрации Вадим Дубичев. Однако сегодня он не брал трубку мобильного телефона.
Нужно понимать, что предвыборные штабы политических партий и кандидатов-одномандатников в регионах УрФО организованы по-разному. Например, в СРО ЕР существование такого штаба напрочь отрицают.
Источник в отделении рассказал, что де-юре они вообще не формируют никаких избирательных штабов, потому что такого понятия официально, по закону, не существует. Но все участники политических процессов прекрасно знают, что де-факто это не так и штабы есть практически всегда.
Например, в 2013 году так называемый Общественный штаб поддержки кандидата на пост главы Екатеринбурга от «Единой России» Якова Силина и кандидатов в депутаты гордумы возглавлял экс-мэр Аркадий Чернецкий. Вошли в него в основном директора школ, главные врачи поликлиник и больниц, общественники, представители национальных объединений и бизнеса. В общем все те, на кого можно воздействовать административно. Им поставили задачу транслировать массам идеи и планы партии. И заседания этого штаба проходили регулярно и открыто.
В этот раз происходит нечто подобное, вот только работу штаба прозрачной не назвать. То же самое с агитационной сеткой, сформированной из бюджетников-учителей средних школ Екатеринбурга. По словам учителей Чкаловского района, им поставили задачу привести на избирательный участок по пять человек каждому. «В прошлые выборы с нас при этом требовали адреса таких «избирателей» и даже мобильные телефоны. Доходило до того, что нас перепроверяли – звонили на мобильники, уточняли, кто их владельцев агитировал. Но на этих выборах такие прозвоны строжайше запретили – боятся разозлить людей, опасаются шумных скандалов», – говорит учительница одной из школ.
С другой стороны, свердловских единороссов эталоном секретности при всем желании никак не назвать. В отделении ЕР по Тюменской области на вопрос о расписании сбора и графике работы штаба ответили крайне лаконично: «Ничего не можем сказать. Звоните завтра».Глава регионального исполкома отделения ЕР в ХМАО Андрей Моргун сообщил, что у них штаб официально был сформирован еще в феврале:«Мы же проводили праймериз. Состав штаба тот же работает, он не изменился».В пресс-службе ЕР в ЯНАО сначала заявили, что штаб в округе вряд ли заседает, и попросили перезвонить позже. Но потом пресс-секретарь регионального исполкома Мария Федорова объявила, что «эта информация не для СМИ». Почему – не уточняется.
В других парламентских партиях предвыборная работа иногда отдается на откуп кандидатам, так как они сами часто являются политтехнологами, как, например, в «Справедливой России».
Как рассказал «УралПолит.Ru» источник в штабе кандидата-одномандатника в Екатеринбурге, юридически такого понятия, как предвыборный штаб, действительно нет. «Практически никто и никогда не оформляет отношения документально, потому что фактический бюджет всегда в несколько раз больше официально разрешенного», – отметил собеседник издания. – Изредка кандидаты заключают договоры с политтехнологами, но это скорее исключение, чем правило».
Политолог Александр Пирогов подтверждает: «Де-юре штабов действительно никогда не бывает. Если вы помните, то в прошлые кампании никто никогда не представлял журналистам их начальников – ни губернаторов, ни премьеров, ни вице-премьеров. Конечно, руководители были, и все об этом знали, но как бы неформально».
По его словам, в прежние годы всегда создавалось два штаба. «Первый – декоративно-представительский для общественников и разных организаций, другой технологический – он делал 99 % работы. Декоративный штаб был своего рода клубом ньюсмейкеров, в отношениях со СМИ они занимали лидерство. Технологический же штаб всегда работал вне поля зрения – потому что его специалистам на самом деле помехи не нужны», – добавил Пирогов.
Хотя юридически понятие штаба нигде не закреплено, без такого объединения ни одному кандидату выборы не выиграть – ведь команда работает над привлечением электората для своего подопечного, утверждают эксперты.
«Почему сейчас такого штаба у ЕР нет или его наличие не признают? Видимо, потому что они еще в стадии формирования. Очень сложно охарактеризовать то, чего как бы нет. Если у нас есть запрос на общественные штабы, то они должны появиться. Как мне кажется, все наши политические пертурбации в мае (перестановки в администрации губернатора Свердловской области – прим. ред.) дезориентировали органы власти – отсюда и проволочки. Поэтому никто не берет на себя смелость общения со СМИ, просто потому что таких поручений не было. Наверняка все будет, но позже», – резюмировал Александр Пирогов.
Подобная невнятность уже обернулась тем, что «в полях» можно видеть только эсеров и одномандатников, которые работают только на себя, и которые не зависят от административных отмашек партийных кураторов. По другим признакам предвыборной работы тоже не видно, говорят эксперты.
Александр Родионов, Ольга Балюк, Дарья Александрович
© Редакция «УралПолит.Ru»
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях