Редакция «УралПолит.Ru» продолжает знакомить читателей с основными итогами недели Большого Урала. В материалах мы вспоминаем наиболее резонансные или спорные события, заявления и оценки из сферы политики, экономики и общественной жизни за прошедшие семь дней. Как правило, это вещи или тенденции, которые касаются каждого из нас – будь то политик, журналист или любой другой в широком понимании этого смысла уралец.
Свердловская область: опять ВСМ и опять метро
Высокинский захотел вернуть ВСМ
Проект высокоскоростной магистрали, соединяющей Челябинск и Екатеринбург, вновь вернулся в повестку, но на этот раз инициатором выступила мэрия столицы Среднего Урала. Ранее этот проект был одним из любимых у экс-губернатора Бориса Дубровского, который продвигал его на всех уровнях – проект даже был включен в федеральную стратегию пространственного развития. Однако, нынешний губернатор Алексей Текслер отнесся к этой идее прохладно – минимальный бюджет ВСМ оценивается в 350 млрд рублей – даже если часть его инвестирует промышленность, для бюджета сумма неподъемная, при этом, горизонт окупаемости достаточно отдален. Словом, Текслер заявил, что ВСМ не стоит рассматривать как один из приоритетных проектов, но на этой неделе стало известно, что на координационном совете стратегического развития города было принято решение включить ВСМ в Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года. Проект будет прорабатываться в формате межведомственных групп с привлечением Свердловской железной дороги, хозяйственного партнерства «Уральская скоростная магистраль» и городской комитет по экономике.
«Позицию Александра Высокинского в данном случае понять просто – как член областного правительства он курировал и занимался продвижением проекта ВСМ. Закономерно, что не хочется, чтобы усилия, которые были потрачены на это, ушли в песок. При этом, развитие Екатеринбурга, в том числе, связывается с превращением его в масштабный транспортно-логистический хаб, выгодно расположенный географически. Что касается Алексея Текслера, то проект ему достался скорее «по наследству», это, во-первых. А во-вторых, даже в процессе обсуждения, с учетом улучшения транспортной доступности, рассматривались различные риски. Например, отток квалифицированных специалистов из Челябинска в Екатеринбург и другие. Добавим, что сегодня в Челябинской области еще не завершен процесс выстраивания управленческой команды и многие другие вопросы. На этом фоне пока что «призрачная» ВСМ не будет стоять в приоритете», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог, директор центра «Аналитик» Андрей Мозолин.
Путин пообещал метро
На этой же неделе вновь на федеральный уровень подняли тему второй линии метрополитена. На пресс-конференции Владимира Путина уральская журналистка Фарида Джафарова задала вопрос о том, появится ли вторая линия метро у горожан, которые давно об этом мечтают. Глава государства согласился с тем, что Екатеринбург – современный и динамично развивающийся город и остро нуждается в реализации таких проектов. Он согласился и с тем, что без федеральных денег метро в современных условиях построить нельзя, поэтому, пообещал дать поручение проработать вопрос с региональными властями. Практически сразу губернатор Евгений Куйвашев в Instagram написал пост о том, что региональные власти полностью готовы к взаимодействию по метро и отметил, что сейчас «появилась уверенность, что второй линии метро быть». Напомним, вопрос второй линии метро поднимается с разной степенью интенсивности как минимум все последнее десятилетие, однако бюджет в 1 млрд долларов непосилен для города даже при областной поддержке. Федеральный центр не считает этот проект приоритетным – в середине года было большое обсуждение соответствующего ответа из Минтранса. Тем не менее, мэр Екатеринбурга Александр Высокинский выделил в этом году 250 млн рублей на разработку проектно-сметной документации и проводил пресс-туры для журналистов, на которых показывал актуальную трассировку метрополитена.
«Естественно, что любые поручения президента ускоряют решение различного рода вопросов. Но если речь идет о строительстве или ремонте школы в Горном Алтае, то эту проблему можно решить относительно быстро. Когда же речь идет о капитальных вложениях во вторую ветку екатеринбургского метро, то не думаю, что можно ждать каких-либо быстрых изменений. Ни бюджет Екатеринбурга, ни бюджет области не в состоянии без поддержки федерального финансирования начать строительство второй ветки. Для того, чтобы этот проект сдвинулся с «мертвой точки» необходимо, как минимум, два условия. Во-первых, политическая воля – мы ее увидели на вчерашней пресс-конференции. Во-вторых, федеральные деньги. А вот с этим, в условиях не самой благоприятной экономической ситуации в стране, могут возникнуть проблемы», – размышляет Андрей Мозолин.
Челябинская область: оформившаяся реформа и формальные решения
Котова представила новую структуру мэрии
Наталья Котова представила на этой неделе депутатам гордумы Челябинска новый проект структуры мэрии. После избрания на эту должность она анонсировала кадровую реформу и спустя пару месяцев она показала результат. Одним из таких изменений стал отказ от должности первого заместителя, вместо которого добавился еще один «обычный» зам, который будет курировать благоустройство города. По мнению экспертов, это демонстрирует основную мысль трансформации мэрии – особое внимание на вопросы благоустройства города и изменение качества городской среды – последние лет 10 эта сфера оставалась на периферии внимания городских властей и вызывала огромное число претензий от горожан. В русле этой концепции был расформирован комитет градостроительства и архитектуры – вместо него появилось управление градостроительных разрешений, которое будет подчиняться вице-мэру по строительству, и управление архитектурно-градостроительного проектирования, которое будет в ведении нового вице-мэра. Депутаты утвердили новую структуру, а кадровый вопрос будет решаться, скорее всего, уже после новогодних каникул.
«Принципиальные изменения: упразднение должности первого зама; появление зама по городской среде; переподчинение комитета финансов напрямую главе города; разделение комитета по градостроительства и архитектуре на две части. Не менее важно, что с проведенной реформой открывается и новый этап кадрового обновления мэрии», – резюмирует политолог Александр Мельников.
54 гектара взамен четырех
В конфликте между экологами, которые возмущаются перспективой строительства детского хирургического отделения областной клинической больницы и общественниками, которые переживают за здоровье детей, появился сдвиг, хотя многие и к этому варианту решения относятся скептически. Напомним, конфликт возник из-за того, что для размещения нового отделения больницы требуется довольно большой участок земли – строение не вмещается на площадку, которая рассматривалась изначально – при всем желании проектировщиков, здание заденет территорию городского бора. Экологи-активисты возмущаются тем, что для стройки придется вырубить десятки деревьев. В качестве компромиссного варианта, депутаты заксобрания, которые утвердили изменение границ бора, предложили наделить статусом природоохранной зоны 54 гектара в районе урочища Монахи. Кроме того, ряд бизнесменов предложил за свой счет закупить деревья-крупномеры для компенсирующей посадки.
«Вопрос о строительстве нового корпуса больницы вызывает такие споры, потому что тема экологии для горожан очень остра и, кстати, тесно связана со здоровьем. К сожалению, многим участникам, особенно со стороны сторонников строительства, не удалось удержаться от излишних эмоций. Распространение защитного статуса на урочище Монахи решает проблему лишь частично. Думаю, понимая это, ряд депутатов-промышленников выступили с инициативой высадить в городском бору крупномеры за свой счёт в компенсацию тем деревьям, что будут срублены в ходе строительства больницы – кстати, это первая столь крупная социальная инициатива со стороны челябинских промышленников на моей памяти лет за десять. Но проблемы общественного недовольства это не снимет. Решение нужно обсуждать и дальше, если власти не хотят получить в перспективе новую точку напряженности», – отметил в беседе с «УралПолит.Ru» политтехнолог Владимир Чудаев.
Курганская область: увольнение чиновников и старые тарифы
Исход «старой гвардии»
Курганскую область практически еженедельно сотрясают новые публичные скандалы и происшествия, что демонстрирует явный провал по направлению внутренней политики в регионе. На этом фоне если не ЧП, то достаточно тревожно выглядит ситуация с массовым увольнением сотрудников управления внутренней политики региона. Первым в отставку подал руководитель управления Владимир Саблин, который работает по этому направлению уже с третьим губернатором и является одним из старожилов регионального правительства. Судя по тому, что это региональные власти оставили без комментариев, к ситуации, мягко говоря, были не готовы. Вслед за Саблиным заявление написали еще по меньшей мере 10 человек. Практически большая часть сотрудников уволилась и из пресс-службы. По мнению экспертов, такой исход опытных сотрудников – негативный сигнал и проявление не самой эффективной кадровой политики. При этом, именно этим структурам предстоит разбираться с множащимися публичными конфликтами и скандалами.
«Конечно, это важный этап перестройки управления внутриполитическими процессами. Ранее я говорил о том, что соединение внутренней и информационной политики – решение логичное, но для Курганской области неординарное, в том смысле, что рушит привычные шаблоны бюрократии. Пока речь идёт о переменах в пресс-службе, которая по профилю ближе новому руководителю. Сейчас интереснее, удастся ли Анастасии Гусаровой выстроить отношения с внутриполитическим блоком. Дело в том, что чиновники, курирующие внутреннюю политику в районах – очень ценный ресурс. Они обладают уникальными знаниями и терять их очень опрометчиво. Если специалистов пресс-службы можно легко, а порой и полезно заменять для сохранения связи с реальностью, то качественный инспектор по территории в должности консультанта вырастет из новичка лет через пять», – отметил Владимир Чудаев.
Энерготарифы останутся на прежнем уровне
Тарифы на электроэнергию – один из сложнейших вопросов, который неизбежно встает перед каждым курганским губернатором. Олег Богомолов и Алексей Кокорин обещали добиться снижения тарифов, но не смогли – в результате, считается, что в депрессивном регионе самые высокие тарифы из всех соседних областей. Вадим Шумков недавно на личной встрече с президентом Путиным попросил помочь в вопросе пересмотра методики формирования тарифа. Однако, комиссия из чиновников федеральных ведомств, которая работала в регионе, заявила, что изменение не повлечет за собой снижение тарифов, поскольку инвестиционная составляющая в Зауралье – одна из самых низких в стране. Более того, чиновники Минэнерго заявили, что тарифы в Курганской области даже ниже, чем в 30 регионах страны и предложили их поднять, опровергнув аргументы о том, что именно тарифы препятствуют приходу инвесторов в область. Впрочем, подумав, областные чиновники решили заморозить тарифы и если не снизить, то хотя бы не повышать.
«Пересмотр энерготарифов для Шумкова становится принципиальным вопросом, пожалуй, даже одним из основных на период губернаторства. Неудача в данной ситуации, скорее на пользу, так как заставит его мобилизовать как возможности команды, так и личные связи для решения задачи, а для элиты Зауралья – важнейшим индикатором дееспособности губернатора», – считает Владимир Чудаев.
Тюменская область: Тобольск готовится к «прорыву» и рост бюджета «Сотрудничества»
Афанасьев пообещал «прорывную и нестандартную» программу развития Тобольска
Второй по величине город Тюменской области нацелен на масштабные перемены. После того, как мэром Тобольска стал бывший вице-мэр Тюмени Максим Афанасьев, он начал реализовывать комплексный подход к развитию города. На прошедшей на этой неделе пресс-конференции он рассказал о том, что в мэрии активно разрабатывается программа «Тобольск 2025», в которой значительное место отводится благоустройству и развитию городской инфраструктуры. По словам Афанасьева, за этот год была получена объективная оценка качества городской среды и появилось понимание, на какие направления стоит обратить внимание. Глава города пообещал «прорыв» в сфере благоустройства, нестандартные решения и серьезные инвестиции со стороны бизнеса.
«Мы знаем, что Тобольск планируется превратить в туристический центр, нагрузка будет расти и нужно предусмотреть определенный запас прочности. Тут и аэропорт будет строиться, мусоросортировочный завод откроется с недели на неделю – есть рост производств. Туристические потоки – это растущая антропогенная нагрузка. Программа развития должна не только решать текущие проблемы, но и должна принимать во внимание дальнейший рост города и его развитие», – считает политолог, член Общественной палаты Тюменской области Андрей Шуклин.
«Сотрудничество» бьет финансовые рекорды
Бюджет программы «Сотрудничество» продолжает бить рекорды. На этой неделе был опубликован документ, согласно которому объем финансирования в 2019 году вырастает практически до 48 млрд рублей. При этом, год назад планировалось, что цифра не превысит 21 млрд рублей, но летом была практически удвоена. Отметим, что источник финансирования «Сотрудничества» – бюджеты автономных округов и в ХМАО и ЯНАО, а у депутатов и общественников постоянно возникает немало вопросов о целесообразности этой программы. Между тем, ее основная цель – строительство значимых социальных и инфраструктурных проектов, а также такие проекты как строительство жилья. При этом, наблюдатели считают, что зачастую сметы по этим работам завышены, а исполнение слабо контролируется – в результате получаются долгострои стоимостью в миллиарды рублей.
«Часто приходится слышать критику в адрес программы «Сотрудничество». Но если рассматривать ее по пунктам, то можно увидеть, что критика далеко не всегда обоснована. Программа развивается, и то что ее бюджет растет – это лишнее тому подтверждение. Программа отвечает основной цели – развитии интеграционных процессов большой Тюменской области. Структура расходов программы направлена на социальные нужды населения всей тюменской «матрешки» от степей Казахстана до Северного Ледовитого океана», – отмечает Андрей Шуклин.
ХМАО-Югра: Пресс-конференция «в тени» и важный мост
«Шувалов расписался в неумении работать с общественностью»
Глава Сургута Вадим Шувалов провел на этой неделе ставшую уже традиционную пресс-конференцию по итогам года. Журналисты задали ряд вопросов по актуальным вопросам благоустройства и развития города. Чиновник отметил, что город развивается и не исключено, что получит статус полумиллионника с опережением на пять лет – примерно в 2025 году. Это ставит и определенные задачи по строительству новых школ и детсадов, жилья и генерирующих мощностей. Из близких перспектив Шувалов отметил, что уже в следующем году откроется строительный гипермаркет «Leroy Merlin», где будет работать около 200 человек. Наблюдателей удивило то, что пресс-конференцию Шувалов решил провести в один день с пресс-конференцией президента, буквально за несколько часов до начала – известно, что многих чиновников попросили не совмещать эти мероприятия.
«Проведение пресс-конференции Шувалова в один день с аналогичным событием президента было большой ошибкой. Окружение мэра Сургута и он сам лично в очередной раз расписались в неумении работать с общественностью. И хотя Шувалов и озвучил на ней ряд инфраструктурных и других важных для города проектов, их донесение до горожан оказалось заблокированным в информационном поле рядом других более громких событий. Что касается сути, то лично я Шувалова считаю пригодным в целях развития города до тех пор пока в Сургуте существует основное градообразующее предприятие – «Сургутнефтегаз», – отметил в комментарии «УралПолит.Ru» политолог Михаил Мирзоян.
Сургутянам пообещали второй мост
На этой неделе губернатор Наталья Комарова обсудила с замминистра транспорта Иннокентием Алафиновым перспективы строительства второго моста через Обь в Сургутском районе. По словам Комаровой, мост необходим в рамках проектирования транспортных коридоров «Арктика-Азия» и «Северный транспортный коридор», при этом, уже сейчас нагрузка на магистрали Салехард – Сургут – Тюмень в несколько раз превышает плановую. Уже сейчас проектированием начала заниматься организация, разрабатывавшая Крымский мост, а реализация проекта, по планам, начнется в 2021 году.
«Строительство второго моста через Обь – крайне важный не только для экономики проект. Любая мостовая переправа, а особенно, в случае с этой – залог обеспечения безопасности. Я думаю, что, в том числе, и этот фактор сыграл немаловажную роль при столь скором решении вопроса о начале проектирования с переходом к, непосредственно, строительству», – считает Михаил Мирзоян.
ЯНАО: Новый мегапароект и льготы для инвесторов
Проект на триллион
На Ямале может появиться в ближайшие годы очередной мегапроект. Как сообщили на этой неделе «Ведомости», в «Газпроме» прорабатывается возможность строительства на базе Бованенковского кластера газохимического завода, который будет производить до 3 млн тонн полимеров в год. По данным инсайдеров, мощности разрабатываемых месторождений уже сейчас практически полностью перекрывают экспортные возможности газопроводов «Северный поток» и «Северный поток-2». Газохимическое производство позволит из избыточных объемов сырья производить продукт с высокой добавочной стоимостью и организовать новый мегапроект, стимулирующий ямальскую экономику. Предположительно, объем инвестиций может достигнуть 1 трлн рублей.
«Инвестиции такого объема – большая редкость. Полагаю, что развитие газохимической отрасли на Ямале станет ключевой инвестицией для всего региона. Уже сейчас производство СПГ сделало Ямал одним из ключевых субъектов, а его транспортировка по Северному морскому пути от Ямала до Камчатки – сделает русскую Арктику ключевым фактором развития всего азиатско-тихоокеанского региона», – считает политолог, гендиректор Центра развития региональной политики Илья Гращенков.
Госкомиссия придумала новые льготы для бизнеса
На этой же неделе в Мурманске состоялось заседание президиума госкомиссии по развитию Арктики, на которой обсуждали набор льгот для инвесторов, которые готовы вложиться в полярные регионы. Хорошая новость для проекта, о котором написано выше – один из пунктов отдельно прописывает налоговые льготы для газохимии. Также на льготы будут распространяться на производство СПГ, проекты на континентальном шельфе, разработка новых нефтяных месторождений, добыча твердых полезных ископаемых и проекты малого и среднего бизнеса. Законопроект планируется внести в Госдуму в начале 2020 года. Позитивно отнесся к этим предложения глава Ямала Дмитрий Артюхов, который выразил надежду, что льготы позволят быстрее реализовать новые проекты с высокооплачиваемыми рабочими местами и мощным вкладом в развитие экономики.
«Льготы – это очень важный инструмент для привлечения инвесторов, поскольку позволяют создать особые условия для отрасли. Развитие Арктики – это та сфера, которая сегодня остается малоизученной, а потому кажется бизнесу чрезмерно рискованной. Вычисляя все возможности для того, чтобы проект не оказался убыточным, предприниматели закладывают определённую долю для рисков. Поэтому её нужно чем-то компенсировать, именно об этом и говорили на совете по Арктике. Если для предпринимателей будут серьезные преференции, это поможет снизить нагрузку от рисков и тем самым привлечь более широкий круг из числа банков, а также добывающих корпораций. Сегодня многие из них не готовы вкладываться в масштабные, но вместе с тем отдалённые по времени проекты, поэтому флагманами вынуждены выступать государственные компании. Такой подход сильно удорожает всю сферу, так как не возникает рыночной конкуренции – она возможна только в том случае, если в инвестициях заинтересовано множество различных структур, за них идёт борьба. Поэтому льготы могут помочь активизировать эту самую рыночную конкуренцию», – прокомментировал «УралПолит.Ru» Илья Гращенков.
Фотографии с сайтов администрации Челябинска, губернатора Курганской области, губернатора ЯНАО, с личных страниц в соцсетях Евгения Куйвашева, Вадима Шувалова, Максима Афанасьева и Прохора Захарова
© Сергей Табаринцев-Романов
Вы можете поделиться новостью в соцсетях